Чупа-чупс или Новый год на болоте

Эрнест Катаев
Зимняя сказка на новый лад

Действующие лица:

1. Кикимора Света [КС]
2. Мама Светы
3. Кикимора Ира [КИ]
4. Леший Иннокентий [ЛИ]
5. Леший Вольдемар [ЛВ]
6. Девочка Юля [Ю]
7. Снегурочка, она же Баба Яга [С\БЯ]
8. Дед Мороз [ДМ]
9. Санта Клаус [СК]


I


Поляна в зимнем лесу. Юля выходит на сцену и садится на пенёк. Слышны голоса её мамы и папы за сценой. Она отвечает им.
Папа - Дочка, ну какой Дед Мороз со Снегурочкой? Тебе же не пять лет.
Мама - Ты скажи, что тебе хочется на Новый год, мы тебе купим подарок.
Ю - Ага! И под ёлочку положите!
Папа - Ну да!.. А можем и так отдать - какая разница. Так чего хочешь на Новый год?
Ю - Хочу Деда Мороза!
Мама - Дедом Морозом всегда был папа.
Папа - Нет на свете ни Деда Мороза, ни Снегурочки. Сказки всё это!
Эхом разносится слова «Сказки всё это... Сказки всё это...» Появляется Вольдемар, хватает Юлю и убегает со сцены. Ёлки пляшут. Появляются кикимора Света, кикимора Ирина и леший Иннокентий. Одеты в тряпьё, чумазые, волосы всклокочены
КС - А ну, тихо, ёлки-моталки! Расплясались, расшатались тут. Болото трещинами пошло!
ЛИ - Ветер нагнали - жуть!
КИ - А может, у них праздник какой?
КС - Нам - не до праздников! Если так и дальше дело пойдёт, то скоро все разом зубы на полку положим!
ЛИ - Ох, как кушать хочется! Может? (кивает на маму Светы)
КС - Маму есть не позволю! Мама - это святое!.. А говорила я тебе - ежели в спячку на зиму не ложимся: запасы делать надо. А ты - «Перебьёмся, перебьёмся!» Вот и перебиваемся с корешков на веточки... Грибов с десяток осталось и пара мха плесневелого, и то, всё замёрзшее - не разгрызть!
КИ - А ты соси, как чупа-чупс.
КС - Ой, не трави мою нечистую душу, сестра кикимора! Уж год почти сладкого чупа-чупса во рту не держала. Слюной от воспоминаний захлёбываюсь!
ЛИ - Да!.. Как сейчас помню: пролетает этот чудик в красном над нашим болотом, а я из рогатки один из мешков у него из саней - раз!.. Помните, отраву эту - Кока-колу? Почище грибов с неё плющило!
КИ - А чупа-чупсы сладкие-е-е... Блин горелый, зубы до весны болели!
ЛИ - А кони летучие, помните? Странные такие... с рогами!
КС - Это не кони, пень необразованный. Это олени северные.
ЛИ - Вкусные, наверно... А ещё в мешке нелюдь страшная жила. Мелкая, а злющая, почище нас!
Достаёт куклу Санта Клауса.
КИ - А, эта страхолюдина, что песню заморскую пела и тряслась, как больная?
КС - Это не песня, Ира, а заклинание! Ну-ка, споём! - Начинают петь рождественский гимн «Jingle Bells, Jingle Bells» и трястись эпилептически в такт. - Мощнейшая магия - до сих пор колбасит!
ЛИ - Да, хит сезона. Жаль, какие-то злые батарейки куда-то там сели.
КИ - Это наш Вольдемар знает. Он леший образованный. Не то, что ты, пень!
ЛИ - А на что мне, кикимора, образование в лесу?
КС - А на то, леший, что с образованием ты бы знал, что страхолюдину в красном зовут (читает по слогам бирку на кукле) «тоис сам ты клаус»!
ЛИ - Я не Клаус, а уже семьсот шестнадцать лет Иннокентий!
КС - Да не ты, а эта (потрясает куклой) «тоис сам ты клаус. Маде ин цхина»!
ЛИ - Тина?! Я попрошу без фомильярностей! Вы, кикимора Света, моложе меня на триста два года, а ещё тыкаете! И тина не у меня, а у вас из ушей торчит! Сидите в своём болоте и не булькайте тут!
КС - Чего? На болото наехал?! А забыл, кто тебе, старый алкаш, второго мая последнюю бутылочку Кока-колы опохмелиться пожертвовала? Кикимора Света!
КИ - Так вот куда заначка исчезла?! А я мучилась, икала полгода... Дай-ка я тебя за космы твои немытые потаскаю!
КС - Немытые?! Да я их каждым дождём мою и расчесываю. Вот!
- Достаёт расчёску с тремя-четырьмя зубьями.
КИ - Неумытая зазнайка!
КС - Сама неумытая!
Начинают визжать и драться.
ЛИ - Ну, хоть согреемся. - Иннокентий вступает в драку. На сцене появляется леший Вольдемар с большим мешком через плечо.

II

ЛВ - О! Уже празднуете! Хорошо! - Бросает мешок и вступает в общую свалку. Всем весело. В самый кульминационный момент из мешка раздаётся крик: «Выпусти меня отсюда немедленно, маньяк! У меня дядя в ФСБ работает!»
Все разом замирают.
ЛИ - ФСБ? Это чего, Вольдемар?
ЛВ - ФСБ? Э-э-э… это сокращённо: «Фёдор стрижёт болото».
КИ - Хрен с ним, с Фёдором, Вольдемар. Чего за говорилка у тебя в мешке?
ЛВ - Открывайте.
- Кикиморы, толкаясь, развязывают мешок, из которого появляется девочка лет десяти-двенадцати.
КС - Ой, худенькая какая. Ножки, как палки.
КИ - Ничего, супчик сварим.
Ю - Та-а-к! Ножки вам мои не нравятся?! Даром ещё этот маньяк в мешке грязном тащил, так ещё какие-то бомжихи в антисанитарийных условиях ужинать собираются!
ЛИ - Девочка, не ругайся. От ругани печёнка горчит.
Ю - Плевала я на вашу печёнку!
ЛИ - А мы на вашу плевать не будем. Мы только посолим.
Ю - Вот тебе моя печёнка! - Бьёт лешего Иннокентия под дых кулаком, тот сгибается и получает пинок. Юля встаёт в боевую стойку. - Ну, кто на меня?! Мой дядя меня кун-фу обучал, специально для встреч с такими отморозками!
ЛВ - Зимой все отморозки.
ЛИ - Не, я её есть не буду - костлявая больно. Подавлюсь ещё.
КИ - И где ты её, Вольдемар, откопал?
ЛВ - На опушке пень стоит. Сидела на нём и плакала. Я и сцапал.
Ю - Я не плакала!.. А ну, бомж, быстро веди меня назад, тогда отделаешься условным сроком!
ЛИ - А это как, Вольдемар?
ЛВ - А это побьют, но не сильно. Девочка, мы не бомжи какие-то, а нечистая сила. Я вот - леший Вольдемар.
ЛИ - Иннокентий. Леший. Дерёшься хорошо.
КС - Кикимора Света. Рада познакомиться.
КИ - А я Ира, тоже кикимора. Добро пожаловать к нашему столу.
ЛИ - Ой, как кушать-то хочется!
КС - Потерпишь! Девочка, тебя как зовут?
Ю - Юля меня зовут.
КС - Юленька, золотко, мы обычно людей не едим. Только пугаем, чтобы лес не портили. Но вот этот вот трухлявый пень Иннокентий в прошлом году с саней летучих рогаткой мешок чудесный свалил. А там добра было... Гуляли до весны! Вот мы и не спим вторую зиму, ждём, когда опять толстый дядька в красном тулупе на санях с летучими оленями пролетит. Тут его Иннокентий и...
Ю - Ясно, почему вы бомжи: вы наркоманы! Глюки у вас про Санта Клауса!
КИ - У меня глюков нет, икота вот по весне.
ЛИ - А у меня живот болит с голодухи!
КС - Не знаю, кто такие наркоманы, но Иннокентий прав - еды у нас нет и придётся тебя съесть. А ну-ка, все разом! -
Нечисть бросается на Юлю, толкаясь и мешая друг другу. В какой-то момент Юлю хватают за руки, за ноги и тянут каждый в свою сторону. Из кармана у Юли выпадает чупа-чупс. Нечисть бросает Юлю и устремляется к конфете.
Все разом - Чупа-чупс!!! -
Начинается драка за конфету, Юля сбегает.


III


Другой кусок леса. Выбегает Юля и сталкивается со Снегурочкой.
С - Юля, что с тобой? Что случилось?
Ю - Откуда, вы меня, тётенька, знаете?.. А, не важно, бежим скорее! Тут рядом банда бомжей полудурошных киднепингом промышляют! Съесть меня, наркоманы обкуренные, хотели!
С - Постой, постой. Дай понять твои странные слова...
Ю - Да чего тут понимать, на них ОМОН натравить надо... Э-э, тётенька, да ты в белом платье! Невеста, как Глюкоза? Свадьба, а ты сбежала?..
С - Я не невеста, а Снегурочка.
Ю - А, театральное представление в лесу для новых русских! Ладно, пойдём мужиков позовём - пусть этим бомжам накостыляют!
Слышны крики нечисти:
ЛИ - Где эта девчонка костлявая?!
КИ - Вот следы!
КС - Догнать её, догнать!
ЛИ - Кушать-то как хочется!
С - Ах вот, что за банда... Слушай, Юленька. Беги по этой тропочке и прибежишь на большую поляну. Там Дедушка Мороз зверятам лесным праздник устраивает, а потом и вам, людям, черёд придёт. А я эту нечисть лесную задержу. Да поторапливайся, мне одной не справиться - Дед Мороз над ними силу имеет.
Ю - Смелая ты, Глюкоза! Ладно, Дед Мороз небось, парень молодой. Ну, хоть ему посох типа дубины в руки полагается, и то хорошо! В общем, проучить надо наркоманов!
Убегает. Снегурочка одна.
С - Хоть и сила моя в доброте, но и я колдовать умею!
- И оборачивается Бабой Ягой.


IV


На сцену выбегает нечисть и видит Бабу Ягу.

ЛИ - Слышь, бабка, тут девчонка наглая, мелкая такая, не пробегала?
БЯ - Пробегала. Не поздоровалась, наглая - я её в этот сук замороженный и превратила.
- Леший Иннокентий хватает сук и начинает с рычанием его грызть. Остальные пытаются у него его вырвать.
КС - Ты сдурела, старая?! Нам есть нечего, а ты её в палку замёрзшую...
ЛВ - Постой, постой. А вы, бабуля, вообще - кто? Что-то я раньше вас в нашем лесу не видел.
БЯ - Я - Баба Яга - Костяная нога! Прислана сюда порядок навести.
КИ - Тогда где твоя Избушка-на-курьих-ножках?
КС - У нас в лесу отродясь Баб Ёг не водилось! И так порядок у нас.
ЛВ - Темнишь ты, бабка.
ЛИ - Девчонка - наша добыча! Слопала небось, старая, и не подавилась!
БЯ - А ну, не хамить, не грубить, нечисть лесная! А то я вас мигом в гнилушки превращу! Какой же у вас порядок, если зимой не спите?
КС - (доставая куклу Санта Клауса) - Какой сон, Баб Ёг, если с неба такие подарки валятся!
КИ - (во рту у неё палочка от чупа-чупса) - И чупа-чупсы сладкие!
ЛИ - И Кока-кола хмельная!
ЛВ - И песня ужасная, пострашнее воя волчьего!
КС - А ну-ка, три-четыре!
- Начинают петь «Jingle Bells, Jingle Bells» и припадочно трястись. Баба Яга неумело им подражает. Нечисть останавливается и с подозрением смотрит на Бабу Ягу.
КИ - Чегой-то ты не колбасишься?
ЛИ - Заклинание на всех должно действовать!
КС - Не русская, что ли?
ЛВ - Баба Яга без Избушки, Ступы, Метлы и Кота?
КС - Сейчас посмотрим, что за Бабка Ёжка!
- Разом наступают на Бабу Ягу.
БЯ- Назад! Гнилушками будете!
КС - Ну-ну!
КИ - Самозванка!
ЛИ - Съедим старушку!
Все разом - И не подавимся!
Слышен гул пролетающего самолёта, нечисть поднимает головы и Баба Яга, пользуясь моментом, скрывается. Раздаётся звон колокольчиков и приближающаяся песня «Jingle Bells, Jingle Bells». Счастливая нечисть начинает плясать, леший Иннокентий заряжает рогатку. В самый громкий момент на сцену выходят с одной стороны Дед Мороз, Снегурочка и Юля, с другой - Санта Клаус. Санта Клаус несёт мешок и большой магнитофон из которого и звучит песня.


V


Санта Клаус выключает магнитофон. Музыка замолкает. Санта Клаус говорит с сильным английским акцентом.

СК - Хеллоу, гуд монинг, дорогие друзья!
- Жмёт обалдевшей нечисти руки.
КИ - Чупа-чупсами пахнет!
ЛИ - И Кока-колой!
КС - А толстый какой!
ЛВ - Тихо, посмотрим, что за гусь.
СК - Дорогой кузен, приветствую тебя! - Обнимает Деда Мороза. - Сноугёрл, систер! - Жмёт руку Снегурочке. - О, девочка Джули! Рад, очень рад видеть всех вас!
ДМ - Здравствуй, братец четвероюродный. Давненько не виделись. Что за ветры занесли твою упряжку так далеко?
СК - Авиакомпания Америкен Эйрлайнз. Тариф новогодний, рождественские скидки, обошлось недорого.
С - Так дело пытаешь у нас, или от дела мытаешь?
СК - О, русский фольклор! За ним и приехал.
Ю - Ну конечно, своих индейцев в резервации загнали, а сами только Микки Мауса и Тома Круза придумали - и считают: они мировая культура!
ЛИ - Ха-ха! Яйца курицу учат!
СК - Яйца? Курицу? Русский фольклор... Андэстэнд! Понял, понял! Это и есть демократия по-русски.
ЛИ - Чего?
СК - Это очень просто, дорогой друг. Вот у вас в России один Дед Мороз. Каждую зиму он приходит и делает свою работу. А все американцы знают, что в России зима круглый год.
С - И медведи по улицам в шапках гуляют.
Ю - И вместо воды - водка.
СК - Да-да. Йес!.. А когда отдыхать? А если приболеет - кто сможет его заменить? А может, кто-то сделает работу лучше и дешевле? Где у вас здоровая конкуренция?
КИ - Да, здоровья бы нам побольше.
СК - О-кей, о-кей!.. Эврибади. А вот у нас двадцать пять Санта Клаусов. Каждые четыре года двое выставляют свои кандидатуры и предлагают программы, чтобы удивлять американский народ. Мне очень нравится мой Снежный Белый дом в Лапландии, а в мае предстоят следующие выборы.
Ю - Короче, Склифосовский!
СК - В прошлом году случайно здесь оказался мой резидент. - Указывает на куклу Санта Клауса. - И я целый год слушал, как вы искренно поёте мой гимн. Теперь я предлагаю вашей нечистой силе работать на американское правительство. Грин карт. ПМЖ.
ЛИ - ПМЖ? Это как?
ЛВ - ПМЖ - это сокращённо: «Помылся, можешь жениться».
СК - Вам, Вольдемар, я предлагаю быть моим советником по связям с общественностью. Вы умный.
ЛВ - Ясный пень!
СК - Вы, Светлана, займёте место пресс-секретарь. Ваш голос круче Селин Дион, Барбара Стрейзанд и Мадонна вместе взятые.
КС - Заткну за пояс любую лахудру!
СК - О-кей. Вам, Ирина, поручается пост Первой леди Снежного Белого дома. Один чупа-чупс в день - это суперэкономно!
КИ - А чего делать-то?
Ю - Ничего. Замуж тебя зовёт, вот чего!
КИ - Ах!.. Чупа-чупсик ты мой. Вот и я дождалась!
КС - Вот повезло лахудре - такого толстого себе отхватила!
ДМ - Совет да любовь.
Ю - Скатертью дорога.
ЛИ - А я? А я чего?
СК - А к вам, дорогой друг, специальное предложение от спецагентов Эф-Би-Ай Малдера энд Скали. Икс-файл. У них большие проблемы с летающими тарелочками. Надо наладить ПВО.
ЛИ - (Натягивая рогатку) - Да это я враз! А если тарелочки будут с курятиной, или там с макаронами по-флотски, так это только дай! А ПВО - это чего?
ЛВ - ПВО, дорогой друг - сокращённо «половину вшей отдам».
Ю - Балда! ПВО - это «противовоздушная оборона»!
ЛВ - Я это и сказал.
СК - Олл райт, вери гуд! С такой командой я выиграю следующие выборы сто процентов! Ну что, полетели? Таможенные декларации заполните в самолёте, я покажу.
КС - Мама, собирайтесь. В Америку летим: там много толстых мужчин. Глядишь, и вам какого-нибудь ветерана вьетнамской войны охомутаем.
С - Дедушка Мороз, и ты их так просто отпустишь?
ДМ - Да пусть летят, заграницу посмотрят. Набегаются, устанут, да и потянет на родную сторонушку. Сколько раз так бывало. Никакой Нью-Йорк не заменит родное болото. Да и не нужны мы там, русские, никому. Здесь наше место.
КС - Твоя правда, Дед Мороз. Уже плакать хочется.
Ю - Ну-ну, отольются кошке мышкины слёзки.
ЛВ - Не поминай лихом, Юля. Мы с голодухи злые - по глупости. А так - ничего, спокойные. За лесом, опять же, за болотом присматриваем. В отпуск летом приедем - приходи в лес в гости.
Ю - Ладно, открытку пришлите.
КИ - (Обнимает Юлю) - До свидания, девочка. Хорошо, что мы тебя не съели. А чупа-чупсик твой был самым лучшим.
Ю - (Санта Клаусу) - Чтоб не обижал там наших!
СК - Йес оф кос! Конечно!
ЛИ - А кушать всё равно хочется. Чего бы на дорогу...
СК - Да-да, знаю. Русский традишн, называется - «посошок».
- Достаёт из мешка бутылку водки «Лапландия» или «Финляндия».
ДМ - Эй, братец, не шали!
СК - О, сорри, извините. Перепутал - это из другой сказки. Тогда май френдз...
- Достаёт куриные окорока в вакуумной упаковке и раздаёт их нечисти со словами
Плиз, прошу, пожалуйста, на здоровье.
КИ - Ой, а чего это?
Ю - Ножки Буша.
ЛИ - У Буша четыре ножки?
КС - Да хоть двадцать, лишь бы вкусный был.
ЛВ - Ладно, разберёмся.
СК - До свидания, дорогие друзья! Бай-бай, ну, камон?
Все разом - Камон!
Опять звучит «Jingle Bells, Jingle Bells», слышен рёв пролетающего самолёта. Свет мелькает, короткое затемнение. Полный свет. На сцене Дед Мороз, Снегурочка и Юля.


VI


Ю - Значит, неправду говорили мне, что Деда Мороза со Снегурочкой не бывает! Нагло врали мне эти глупые взрослые.
ДМ - Они не врали, а просто забыли в своей взрослой жизни. А сказке всегда найдётся место, надо только очень захотеть и сказка придёт к тебе.
С - Вот ты и захотела, а мы услышали и исполнили твоё желание. Всегда помни об этом.
Ю - После таких приключений никогда этого не забуду. А кикиморы с лешими вернутся?
ДМ - А куда денутся, они же наши. Давай пошлём им привет и пожелание скорейшего возвращения.
С - А всем нашим русским людям поздравления с Новым годом и Рождеством.
ДМ - С праздником! Здоровья и удачи!
Ю - Держите хвост пистолетом!



занавес


Эрнест Катаев - eryk@inbox.ru