Французские зарисовки 4

Ирэна Левина
(продолжение)

Очередная прогулка по городу опять начиналась с дождя. Сначала он просто моросил. Солнце спряталось. Туч на небе не было, но зато по нему медленно плыли тёмные густые облака, как будто торопились с каким-то неприятным известием. Потом дождь усилился... Я шла по мокрому Парижу.

Проходя по набережной Сены, мимо многочисленных лотков с картинами, открытками и различными сувенирами, обратила внимание на то, что никто из хозяев этих лотков не собирался уходить. Как видно, дождь им не мешал, как бы часто и сильно он ни шёл. Они не отвлекались на него - потому и оставались на своих местах. Наверное, привыкли к тому, что каждый из них занимался своим делом - дождь лил свои слёзы, а они стояли под навесом, продолжая предлагать туристам самобытные и часто небольшие оригинальные произведения искусства.

Вода в Сене напоминала мокрый асфальт. Она была тёмного, тяжёлого цвета... Если б я была художником, то обязательно подобрала бы нужный цвет даже не задумываясь, а так... описать его - совсем непросто. На поверхности вода слегка отливала серебром, а в глубине отдавала мышинным цветом. На вид она была густой и совсем непрозрачной. Eдва заметное течение реки уносило её воды всё дальше и дальше, тая в себе все свои заветные мысли и тщательно скрывая их от постороннего взгляда...

А мимо проплывали прогулочные катера и небольшие пароходы. Надо было прокатиться на катере по реке - вот отличная идея - прекрасная экскурсия в дождливую погоду... И как же я раньше не догадалась..? Удивляюсь себе - обычно я с подобными мыслями не запаздываю.

С зонтиком над головой я неторопливо шла по улицам Парижа и смотрела на него не глазами туриста, но уже глазами обывателя, знающего город в хорошие, благоприятные дни и привыкшего к нему в пасмурные... Эти несколько дождливых, пасмурных дней, проведённые здесь, почему-то сблизили меня с ним. Его плохое настроение и слёзы лишили его напыщенности и важности.

Мне совсем не хотелось спешить, убегая от непогоды, хотя дождь и не думал прекращаться. Я шла по искуссно выложенными камнeм мостовым Парижа и разглядывала его, за несколько дней успевшего стать, не смотря на осенний холод, по-домашнему тёплым и уютным. Именно таким он закрался в моё сердце, вместе с непогодой и ненастьем. Я улыбалась сама себе, получая удовольствие от пребывания в нём. Он становился родным, близким и знакомым, искренним и открытым, нисколько не высокомерным, а естественным и доступным...

Я шла по его улицам, вглядываясь в них, как в лицо давно знакомого человека, рассматривала памятники и скульптуры, проходила мимо красивых архитектурных зданий, построенных давным-давно и совсем недавно, шагала вдоль длинного забора, пересчитывая высокие железные прутья, отделяющие какое-то важное здание и сидящую в стеклянных будках военную охрану от прохожих... Я протягивала к нему руку и он не одёргивал её, не прятал свою, неприемля или отталкивая... Он, как человек, раскрывал мне свои черты характера и привычки... Интимность общения с Парижем захлестнула меня радостью и восхищением. Это было приятно... Я не чувствовала, как бежит время... Я радовалась, что мне посчастливилось увидеть Париж именно таким - пасмурным, хмурым и дождливым... Это всё равно, что повстречать известную кинозвезду без макияжа - такую, какая она есть наедине с собой в каждодневной жизни, без прикрас... увидеть её не с экрана телевизора или кинотеатра, а взглянуть на её отражение в зеркале утром, когда она только проснулась и увидеть её такой, какой она видит себя каждый день.Tаким я увидела Париж...

Я еще долго гуляла по улицам и вдруг почувствовала, что мы с ним уже не чужие, как были до этого, а теперь почти уже друзья. Я увидала "Старбакс"-кафе и зашла туда. Заказав своё любимое соевое "латте", села за столик. Не торопясь, пила ароматный кофе со привкусом лесного ореха, отогревалась и улыбалась. Несколько раз ловила в зеркале напротив свою улыбку - откровенно довольную и многообещающую... А обещала себе написать о всех парижских впечатления, когда вернусь домой.

Почему-то многое здесь, в Париже, напоминало мне Питер, где я жила в 88-89 годы. Что-то здесь было настолько знакомым, как будто я была здесь совсем недавно - вроде, вчера... Дождь, крылатые львы - покрытые бронзой, золотом и просто каменные; мокрые мостовые, отсутствие солнца, набережная Сены, как будто бы Невы, сознание того, что вокруг много музеев и прекрасных зданий... Как всё это было знакомо мне!

- Де жа вю, - подумала я, - кто знает, может в прошлой жизни я была француженкой..?

Дойдя до Лувра, я окинула весь дворец единным взглядом. В голове появилась мысль:

- Может, именно здесь я и жила... здесь, в Лувре, во времена Луи XIV, пока он не выбрал Версаль (куда я, к сожалению, не попала) своей новой резиденцией - в этом загадочном и в то же самое время, одном из самых опасных (в смысле интриг) дворце...

Ну, вот, размечталась... Вообразила себя светской дамой, да еще и приближённой ко двору... Может еще и с Людовиком была лично знакома?! Да... совсем разыгралось воображение... Вот до чего доводит общение с Парижем. Я улыбнулась себе и направилась ко входу в Лувр.

Здание Лувра располагалось буквой "П" на довольно просторной площади, в центре которой по соседству с тремя такими же, но меньшего размера в окружении фонтанов торчала, вылезая из-под земли, большая стеклянная пирамида современной архитектуры. Cтеклянные пирамиды, вносившие современный вид в дизайн старинного дворца, как свежий мазок яркой краски на полотне мастера, ничуть его не портили. Их строил американский архитектор китайского происхождения в 1989 году. Ho c самого начала мне пoказалось, что их нет. Из-за пасмурности и дождливости, стеклo пирамид почти не было видно, и поражённая красотой и солидностью дворца, я их просто не замечaла...

Площадь была пуста. Дождь разогнал всех людей. Точнее, загнал их всех... во дворец. Вокруг только летали птицы. Их дождь не беспокоил. Зайдя в Лувр, я удивилась огромному количеству туристов, пришедших сюда посмотреть на щедевры мирового искусства, а заодно и спастись от непогоды. Я и не знала, что будучи когда-то замком-крепостью, возведённым королем Филиппом-Августом в 1190 году, Лувр постепенно превращался в великолепную королевскую резиденцию. И работы продолжались во времена правления Генриха II и Карла IX.

Каждый из монархов вкладывал в него что-то своё, пользуясь услугами известных мастеров-архитекторов и скульпторов. При Генрихе IV Лувр соединился к с дворцом Тюильри, построенным при Екатерине Медичи. И Лувр стал еще больше. Специалисты-искусствоведы считают Лувр третьим по площади музеем мира. Идея превращения Лувра в музей появилась в правление Людовика XV и работы по воплощению этого замысла в жизнь затянулись вплоть до Французской Революции.

Экспозиции в Лувре разделены на коллекции по эпохам, культурам и цивилизациям, но описывать всё нет смысла, потому что это - отдельный и долгий разговор. И чтобы описать всё с подробностями, наверное, не хватит ни места, ни времени, ни слов, ни энергии... И всё равно, даже тогда рассказ не будет полным. В принципе, обо всём этом можно прочитать в книгах по искусству в более интересной форме, чем мои записки. К тому же, фотографии опубликованные в книгах, сделаны профессионально и с моими любительскими не идут ни в какое сравнение. В силу этих причин, описывать убранство дворца и его коллекции я просто не стану. Только замечу, что попав в нижний этаж дворца, взглянула вверх и увидала над головой ту самую большую стеклянную пирамиду. А позже, уходя из музея, вышла через неё...

Когда у меня появилась мысль сделать зарисовки о Париже, я не ставила своей целью рассказать о нём в информационном плане, как в путеводителе по городу. Мне просто хотелось передать мысли и чувства, возникшие у меня от пребывания в нём, написать o том, что ассоциировалось у меня с различными местами города и его окресностями, увидеть его и узнать не по рассказам других, чтобы не попасть под влияние чьего-то впечатления и чтобы не испортить своего личного восприятия этого города, чтобы протянув руку, прикоснуться к нему и почувствовать, как человека - какой он для меня..?

После посещения Лувра, состояние "дежа вю" усилилось. Побывав во дворце и увидев его изнутри, у меня появилось твёрдое убеждение, что очень многое в нём мне знакомо и здесь я уже бывала... Меня, как магнитом, тянуло назад во дворец. Было ясное ощущение, что моё пребывание в Лувре повторяется, хотя я была абсолютно уверена в том, что это - в первый раз в жизни... Удивительно, почти такое же ощущение, когда просыпаешься утром, всё еще помня сон, который ты только что видела, а в голове начинают появляться догадки, что это уже не впервые... И перебирая в памяти другие сны, похожие на этот, вдруг обнаруживаешь, что ты его уже видела и возможно, даже не один раз...

Я шла в сторону метро, в мыслях прокручивая назад "ленту" увиденного сегодня, подсознательно пытаясь всё это надолго запомнить и зафиксировать в закоулочках своей памяти... Вспоминая портрет Моны Лизы, в голове почему-то всплыл одесский анекдот:

Одессит поехал в Париж. Звонит своей жене и спрашивает:
- Сара, що - Беню обокрали?
- Нет.
- А що ж его Джоконда, которая у него на кухне висела, в Лувре делает?!

Бедный Беня... да, не повезло человеку!


День пролетел быстро и незаметно. Столько увиденной красоты и грации, столько впечатлений, столько радости и удовлетворения...

В номер я вернулась поздно. Муж уже начал беспокоиться - думал, я потерялась. Я засмеялась:

- Да ты что?! Разве в Париже потеряешься? Он же такой разный - ничего в нём ни с чем не спутаешь и не забудешь... Ho даже если это и произойдёт, обидно быть нe должно! Это так необыкновенно и заманчиво... A потом, рассказывая об этом друзьям, так, невзначай, произносишь томным голосом: " ... я потерялась в Париже...". Ой, ты себе даже представить не можешь, cтолько всего интересного в нём! Сейчас расскажу... Tам есть......


Но точно зная, что через пару минут меня уже будет трудно остановить, улыбаясь, муж перебил:

- Спокойно, спокойно... Не всё сразу, пожалуйста... Успеешь еще поделиться, а сейчас пошли ужинать. Я тебя ждал, проголодался... Здесь неподалёку есть итальянский ресторанчик. Ну, что, идём..?

И после небольшой паузы, слегка покачав головой и еще раз улыбнувшись, добавил:

- Фантазёрка ты у меня...


(продолжение следует)


Часть 1 здесь - http://proza.ru/2009/07/16/917
Часть 2 здесь - http://proza.ru/2009/07/19/281
Часть 3 здесь - http://proza.ru/2009/08/02/203
Часть 5 здесь - http://proza.ru/2010/03/05/421