***

Валентина Вишенка
«СЧАСТЛИВАЯ»  ЭЛЬЗА

                Валентина Вишенка
                Все действующие лица в рассказе вымышлены, любое совпадение – случайность.

Ее звали Эльза Яновна Аузень. По национальности не то латышка, не то – эстонка.
В строгом костюме, с белоснежной блузой, всегда красиво причесанная (и когда только успевала?), она производила впечатление преуспевающей деловой дамы.
Мы работали в научно-исследовательском институте оборонки. Она была руководителем по разработке одной закрытой темы, а я – в другом отделе и по другому профилю. Эльза отлично владела английским и немецким языками. На ее столе постоянно лежали свежие журналы Америки, Англии, Германии, по которым она старалась определить ведутся ли параллельно в других странах разработки по теме.

С малознакомыми людьми Эльза Яновна держалась строго, неприступно.
А в работе была настоящим трудоголиком. Если работы по теме шли успешно, ее отдел работал без выходных, иногда вообще не уезжали домой. Часа четыре отдыхали в соседней комнате, где стояли несколько раскладушек, и спозаранку снова принимались за работу.
Когда испытания подходили к концу, и виден был положительный результат, она радовалась как ребенок. Ее глаза горели, на щеках появлялся нервный румянец, и походка становилась легкой, стремительной.

Но если дела не ладились, и опыты в сотый раз не давали нужного результата, она выдыхалась, не хватало сил, наступала депрессия. Эльза ходила тихая, задумчивая, глядя затуманенным взглядом куда-то мимо человека. Как ни странно, в такие дни она казалась беззащитной и очень женственной.
Но депрессия длилась недолго. Как птица Феникс, возрождаясь из пепла, она с удвоенной энергией снова бралась за работу, и тогда глаза ее метали молнии, походка была летящей, снова от возбуждения нервный румянец играл на щеках. «Железная леди», - говорили о ней.
Одним словом, это была необыкновенная женщина. По роду службы мы с ней часто встречались, в основном на совещаниях. Руководство относилось к ней с уважением, всегда прислушивалось к ее мнению, а коллеги говорили о ней: «это физик от Бога».

Моя дочь работала в этом же НИИ в отделе информации. Их отдел «перелопачивал» горы иностранных научных журналов, делал переводы научных статей и передавал их разработчикам для информации. Дочь восхищалась Эльзой Яновной и даже пыталась чем-то подражать ей, хотя они были полной противоположностью: дочь – молодая девушка, тихая, застенчивая, и Эльза, напоминающая действующий вулкан.

Ее муж Аркадий работал в этом же НИИ. Высокий, белокурый, элегантный мужчина очень нравился женщинам. Они буквально осаждали его, придумывая самые изощренные способы взятия неприступной крепости. Но это был крепкий орешек. Несмотря на то, что с Эльзой они прожили уже 15 лет, кроме нее его никто не интересовал. А это еще больше подзадоривало его поклонниц. С Эльзой он был очень внимателен, нежен, и смотрел на нее восхищенными глазами.

Я проработала в институте около десяти лет, но мы как будто и не замечали друг друга. Хотя этой женщиной я тоже восхищалась и узнала о ней многое.
Она имела два высших образования. Вышла замуж на втором курсе университета в 19 лет. А ее мужу было тогда уже 34 года. Окончила университет, стала работать в институте младшим научным сотрудником. После окончания аспирантуры и участия в разработке очень важной темы получила должность старшего научного сотрудника. А еще через пять лет защитила докторскую диссертацию.
Поговаривали, что ее муж очень помогал ей в учебе, в написании реферата, докторской. Освободил от всех домашних дел. И она полностью посвятила себя науке. Многие завидовали ей: сделать научную карьеру и остаться горячо любимой женщиной, это надо уметь.

Мы подружились случайно. Однажды я обедала в институтской столовой, она подсела за мой столик. Разговорились. Я искала хорошего мастера, чтобы сшить норковую шубку из шкурок, которые мне муж подарил на день рождения. Шкурки были хорошо подобраны по цвету, мех высокого качества, и я не решалась отдать такое великолепие в меховое ателье. Мне казалось, что там или испортят, или подменят часть шкурок. Эльза   предложила свою помощь. Отличный скорняк и мастер по пошиву меховых изделий, услугами которого она пользовалась, жил по соседству с их домом. Она пообещала меня с ним познакомить.

В первый же выходной я с ней созвонилась. Она встретила меня у метро, и мы пошли к мастеру.
Судя по работам, которые мы посмотрели, мастер действительно отлично знал свое дело. Он оформил заказ, и Эльза пригласила меня зайти к ней на чашечку чая.
Ее дом был сталинской постройки. Восьмиэтажный, кирпичный, с широченными лестничными пролетами и чугунными, с изящным рисунком, перилами. Квартира была трехкомнатной, высота потолков более четырех метров, огромные комнаты, большой квадратный холл.

- Неплохо ученые живут, - с восхищением разглядывая обстановку, сказала я.
- Это папина квартира. Он был генералом, десять лет назад после его смерти мама переехала в нашу однокомнатную, а мы заняли квартиру родителей.
Из кухни вышел Аркадий, как всегда с широкой приветливой улыбкой. Он помог снять пальто. Нежно расцеловал Эльзу.

- Девочки, мойте ручки и за стол.
Я открыла дверь в ванну, она была по площади больше моей гостиной. Одна стена – зеркальная, а три другие переливались розово-золотистым цветом. Ванна «джакузи» и остальные сантехнические «прелести» выглядели как большие морские перламутровые ракушки.
Я несмело вошла, оглянулась, краны с горячей и холодной водой открывались не как у «нормальных» людей. Я замешкалась. Подошла Эльза, включила воду.
- Нравится? – она обвела рукой вокруг.
Я пожала плечами.
- Мне тоже не нравится. Мне приятней принять душ у мамы в малюсенькой ванной. Но Аркаша неравнодушен к роскоши.

В гостиной уже был накрыт стол. Аркадий в переднике расставлял на столе приборы. Увидев икру и заливную осетрину, я спросила:
- А что, сегодня у нас четверг?
- Почему - четверг? С утра было воскресенье, - удивился Аркадий.
- А рыба…
Они расхохотались. Дело в том, что в Москве, а может и не только в Москве, четверг был объявлен рыбным днем. Во всех столовых, закусочных, ресторанах, даже в пельменных по четвергам все кушанья должны быть только из рыбы. Может быть, население плохо покупало рыбу, и таким способом решили реализовать продукцию рек и морей. Но сколько анекдотов ходило про этот рыбный день!

- Сегодня воскресенье, но мы любим хорошую рыбу, умеем ее отлично готовить, поэтому не придерживаемся «четверга», готовим, когда душа пожелает.
За столом Аркадий был очень предупредителен, сыпал шутками и анекдотами.
Часа через три они проводили меня до метро. Аркадий нежно поддерживал супругу под руку и смотрел на нее такими глазами!!!
Повезло женщине, думала я, сидя в вагоне метро. Муж готовит, относит вещи в чистку и стирку, раз в неделю приходит женщина, которая убирает квартиру. Нежный заботливый муж освободил жену от всех хлопот по дому. А в сынишке, которому было лет десять, Аркадий просто души не чаял. Счастливая Эльза!

Мы с Эльзой подружились, несколько раз ходили в театр, были на юбилее одного известного ученого. Аркадий нас никогда не сопровождал. Говорил, что им с сыном интереснее сходить на футбол, посмотреть по телевизору хоккей или сыграть партию в шахматы. Во дворе он создал свою дворовую футбольную команду из мальчишек 10-12 лет и с удовольствием носился с ними по футбольному полю.

- Сходите, девочки, развейтесь. Хорошо поработали – умейте и хорошо отдохнуть, - обычно говорил он, вручая нам билеты на самые лучшие премьеры.
Эльза всегда с большой любовью говорила о своем муже.
- Аркаша поздно женился. Ребенок родился, когда ему уже было тридцать пять лет. Он безумно был счастлив. Он его любит больше всего на свете.
- Ревнуешь к сыну?
- Немножко.
- А к другим женщинам когда-нибудь ревновала?
- Увы…Другие женщины его не интересуют.
- Твой ответ меня удивил. Почему «увы»?
- Потому, что он любит только меня, - она печально усмехнулась.
- Странно. Тебе все женщины завидуют, а ты говоришь о его верности и любви с такой грустью.
- Давай не будем об этом.
- Извини.

Прошло два года.
Была весна, конец апреля. Яркое солнце, нежные весенние листочки на деревьях, кругом зеленела трава. Женщины как будто проснулись от зимней спячки. В парикмахерские салоны не пробиться. В парфюмерных магазинах раза в три выросла выручка. Женщины расцвели, похорошели, перекрасив волосы, изменив прически. Темная одежда сменилась на яркую, веселую. Захотелось хоть маленьких приключений. Душа ждала чего-то необычного.
Нас с Эльзой и еще одного работника, Николая Алексеевича, отправили в командировку в Петербург.

Мы выехали из Москвы поздно. Ночь была теплая, лунная, ярко светили звезды.
В купе на столике в стакане стояли ландыши. Николай Алексеевич купил их нам на вокзале. На душе было хорошо, спокойно, настроение у всех приподнятое. Спать не хотелось. Эльза выложила на стол жареную утку, еще какую-то закуску, а Николай Алексеевич выставил бутылочку отличного заморского вина (тогда это был страшный дефицит). Я от вина отказалась – гастрит замучил. А они быстренько «уговорили» бутылочку, развеселились. Смотрю, наша «железная леди» после выпитого вина тает на глазах, как снегурочка.

- Николай, украдите меня, увезите куда-нибудь и подарите волшебную ночь любви. Только одну ночь! Одну на всю жизнь. Разве я недостойна хоть маленького мимолетного счастья?
Николай Алексеевич, до этого сыпавший остротами и шутками, вдруг растерялся, покраснел, стал суетливо передвигать приборы на столе. Я тоже удивленно уставилась на Эльзу.
Вдруг она засмеялась.
- Ну, как? Из меня получится актриса? Я вчера была на спектакле и сейчас произнесла монолог героини.
- Да-а-а. Сила. Так естественно, что я действительно поверил, хотя знал, что у вас счастливая семья, и вы замечательная пара.

Эльза вышла из купе. Я последовала за ней. Она встала у окна, и я заметила, как она смахнула слезинку со щеки. Повернувшись ко мне, она натянуто улыбнулась.
- У меня все хорошо! Просто замечательно! – вдруг расплакалась.
Я поняла, что у нее серьезные проблемы, о которых она ни с кем не может поделиться. Я не стала приставать с расспросами, пусть выплачется, станет легче. Захочет – потом сама все расскажет. Я вернулась в купе.
- А ведь это была не игра, - задумчиво сказал Николай Алексеевич. – Она действительно очень несчастная женщина, но тщательно скрывает это. Я работаю с ней давно, знаю, что муж ее обожает, это счастливая семья. Но иногда на ее лице появляется такое затравленное выражение, и какая тоска в глазах, как будто эта женщина перенесла тяжелейшее горе, которое прячет глубоко в себе.

Мы прожили в Питере четыре дня. До обеда слушали лекции, «повышали свой профессиональный уровень», остаток дня ходили по музеям или осматривали город. Побывали в Казанском соборе, в Исаакиевском, в Петропавловской крепости.
Разместили нас в общежитии, двоих в маленькой комнатушке. Столовая при общежитии была жуткая: грязь, все несъедобное. Мы ходили ужинать за два квартала или питались всухомятку. В последнюю ночь перед отъездом мы сидели на балкончике, не спалось.

- Скорей бы прошла ночь и завтра домой! Хочу домой. Как хорошо дома! Не люблю уезжать одна, без семьи, - мне действительно не терпелось вернуться домой.
- Вы любите своего мужа? – спросила она.
- Обожаю! С пятнадцати лет!
- А он?
- Думаю, что тоже.
- Вы дружно живете?
- Ой! Как иногда ссоримся! Из-за пустяков, но каждый настаивает на своем. Накричимся! Пар выпустим. Улыбнемся друг другу, поцелуемся. Хорошо! Снова никаких проблем. Он хороший, заботливый и очень надежный. А ссоримся мы пять минут, и тут же все забываем. А вы ссоритесь?
Никогда.
- Так не бывает.
- Бывает. Когда нет настоящей любви, а строится все на расчете.
Я удивленно уставилась на нее.
- Я считала вас счастливой женщиной. Любящей и любимой.
- Все так и есть…
- Ваша семья мне кажется идеальной.
- Ничего идеального в жизни не бывает. Идеал – только в мечтах. А реальность… реальность бывает иногда очень обманчива.
- Вас гнетет какая-то тайна. Вам нужно освободиться от нее. Например, рассказать все психиатру. Нужно выговориться, вот увидите, сразу станет легче.
- Легче не будет. Это правда, что вы уходите из нашего института?
- Наверное, придется расстаться с любимой работой. Мужа отправляют за границу в длительную командировку.
- Вот перед отъездом я и расскажу вам все. Надеюсь, что моя тайна уедет вместе с вами, и здесь никто ничего не будет знать.

И вот наша последняя встреча. На выходные дни мы пригласили Эльзу с Аркадием к нам на дачу. Съездили на озеро, купались, загорали. Мальчишки пытались удить рыбу, поймали одну малюсенькую рыбешку и с гордостью вручили ее кошке.
Аркадий привез на дачу два гамака, повесил их между деревьями, на лужайку вынес шезлонги, столик. Стол заставил фруктами, сладостями и устроил для наших и соседских мальчишек праздник.

В воскресенье рано утром мужчины ушли в лес за грибами. Мы проснулись, на столе уже стояли яичница с беконом, поджаренные хлебцы, соки, нарезка ветчины в вакуумной упаковке. Все было накрыто салфеткой.
- Кажется, в нашем доме появилась волшебная фея, - удивилась я.
- Это Аркаша. Он никогда не уйдет из дома, не приготовив завтрак или обед.
- Чудо, а не муж! Мечта каждой женщины. Счастливая ты, Эльза.
- Да, счастливая, - тяжело вздохнула она.

«Ну что еще ей надо для счастья? Чем она недовольна? Любимая работа, в тридцать пять лет уже признанный ученый, муж пытается угадать любое ее желание, отличный пацан растет. А она плакала в поезде. Иногда появляется такое отчаяние на лице, как будто ей и жить не хочется». – Я не могла  понять, что нужно этой умной, образованной, красивой женщине.
Проснулись мальчики, выскочили из спальной и сразу к столу.

- А руки мыть? Марш к умывальнику!
Я вскипятила чай. Мы хорошо позавтракали. Мальчишки умчались на велосипедах к друзьям. Мы лежали в гамаках, слушали музыку, пение птиц.
- Жаль, что вы уезжаете. Мне было интересно с вами общаться. У меня нет подруг. Для общения вне работы только мама и Дениска.
- А Аркадий? Ваш любящий и заботливый муж?
Эльза ничего не ответила. Долго сидела, задумчиво глядя в одну точку, потом заговорила.
- Я расскажу вам об одной романтичной девушке. В девятнадцать лет она в походе познакомилась с привлекательным, спортивным, интересным мужчиной. Он был старше ее на пятнадцать лет, но разницы в возрасте не ощущалось. Он вел себя как хулиганистый пацан. Мог пройти целый квартал на руках, несмотря на толпу людей, Делал всевозможные сальто, по сумасшедшему гонял на мотоцикле, переплывал широкую реку, мог лазить по деревьям, как Тарзан. Девушке с ним было весело, интересно. Он был всегда в центре внимания, душой компании.

Вернувшись из похода в город, стали перезваниваться, встречаться. Вскоре он познакомился с ее родителями, и просто очаровал их. Девчонка же влюбилась в него с первого взгляда. Они встречались месяц. Он ухаживал за ней очень нежно, обдумывал и организовывал встречи с фантазией, не позволял себе ни разу ни каких вольностей.
Вскоре он сделал девушке предложение, и попросил у ее родителей руки дочери. Родители, видя, что их дочь от кавалера без ума, были не против. Жених надарил ей много ценных подарков, говорил ласковые слова, предугадывал все ее желания. Сыграли свадьбу, молодая жена переехала к мужу. Девушка была счастлива. И вот первая брачная ночь. Она обняла его, прижалась, жарко зашептала, как страстно его любит. Но он почему-то отстранил ее от себя. Стал какой-то растерянный.

- Девочка моя, тебе пора спать, - улыбаясь, сказал он. – У тебя был трудный, слишком эмоциональный день. Ложись, детка.
Он подхватил ее на руки, отнес в спальню. Каким жаром опалило ее тело от одного прикосновения к нему, обожгло всю как током, сердце, казалось, выскочит из груди. Какой он сильный, нежный!
Муж уложил ее на постель, сел рядом.
- Спи, малышка. Закрывай глазки, - говорил он с ней, как с маленькой. А она жаждала любви, ласки.
- А ты? – она потянулась к нему.
- А я поработаю, у меня срочные дела. А ты спи. Глазки закрываются…. Веки тяжелеют… Ты засыпаешь… Засыпаешь… - под гипнозом этих монотонных слов она успокоилась, от усталости закрылись глаза, под ее шепот она заснула.

Счастливая улыбка светилась на ее лице. Аркадий вышел на балкон и долго задумчиво всматривался в звездную даль. Эта милая девочка нравилась ему. Он любит ее как младшую сестренку, готов защищать ее от всех невзгод, готов взвалить на свои плечи все домашние заботы. Ему нужна семья. Не только для того, чтобы доказать всем, что он такой же мужчина, как все. Ему нужен был ребенок. В свои тридцать пять ему очень хотелось стать отцом. Он повидал всякое, много испытал, все наскучило, надоело. Теперь хотелось только одного, держать на руках тепленький живой комочек, продолжение самого себя.

Но сможет ли он? Его никогда не тянуло к женщинам. Для него связь с женщиной была противоестественной, почти невозможной. У него были женщины-друзья, он их уважал, восхищался ими. Но эту очаровательную девушку он действительно полюбил, и хотел бы сделать ее счастливой. Но это была бы братская любовь.
Он простоял у окна почти до рассвета. Его родители догадывались о нетрадиционной ориентации сына. Сначала бурно возмущались, потом махнули рукой. Ну что делать? Ошибка природы. «Я – ошибка природы, - грустно повторял он, - но что делать? Уйти из жизни? Из-за того, что я не такой, как большинство?».
Уже светало. Он вошел в спальню. Девушка проснулась, потянулась к нему. Он обнял ее, прижал к себе, чувствуя при этом ужасный дискомфорт. Тело жены пылало страстью, губы вспухли от ожидания поцелуев. Ему стало не по себе. Он осторожно отстранил ее.

- Спи, еще очень рано, - и выскочил из спальни.
- Не могу… не могу… Я люблю ее как сестру… идиот…, «ошибка природы»… - шептал он, схватившись за голову.
А юная жена, вернее, все еще его невеста, лежала растерянная. « Что это значит? Я противна ему? Ведь он меня обнимал, как гремучую змею, и вылетел из спальни с таким лицом! Но зачем женился? Зачем говорил о любви?». Отвергнутая, оскорбленная, она расплакалась.
Утром Аркадий принес в спальню на подносе дымящийся кофе, гренки, сливки, фрукты. Он смотрел на нее так ласково, так нежно.
- Ты очень заботлив, - тихо сказала она, потом спросила, - я что-то не так делаю? Я неприятна тебе? Ты совершил ошибку, женившись? Но все еще можно исправить. – Она опять чуть не заплакала.
- Малышка, ты мне очень нужна. Подожди, мы с тобой будем самые счастливые супруги. Ты ни в чем не будешь нуждаться, я освобожу тебя от всех забот. Учись. Делай карьеру. Ты, ведь, умная. А мне подари ребенка. Только не спеши, у нас все постепенно наладится.

- А вечером он расстелил себе постель в кухне на раскладушке. Вот так началась моя семейная жизнь с Аркадием. Если бы я была постарше и все понимала, надо было сразу разойтись. Но я любила его. Он был для меня как Бог. И я так страдала, чувствуя, как он избегает всяких ласк.
- Но у вас родился малыш. Значит, он смог измениться?
- Когда через три дня после свадьбы, я пришла в институт, мне все завидовали. Счастливая, такого парня отхватила! Что я могла сказать? Каждый вечер я уходила в спальню, а он разбирал свою раскладушку в кухне. Такие отношения у нас продолжались неделю. Я ничего не могла понять, и стеснялась кому-нибудь рассказать, что у нас происходит. Рядом со мной находился любимый мужчина, с великолепной спортивной фигурой, с ласковой улыбкой. Я горела от простого прикосновения его руки, вот он, рядом, любимый, желанный, ну поцелуй же, обними, скажи ласковые слова!!! Я протягивала к нему руки, он вскакивал и убегал, вспоминая про какие-то незаконченные дела. Я подходила к зеркалу, смотрела на себя, и не понимала, в чем дело. Я – симпатичная молодая девушка, не жаба болотная, так в чем же дело?!

Не выдержав, поехала к маме, и, рыдая, размазывая слезы по щекам, рассказывала, что мы спим в разных комнатах, что он избегает всяческих ласк. Прошла неделя, а я еще и не жена ему по существу.
- Эллочка, он старше тебя, и просто боится испугать тебя своей страстью. Он бережет тебя, ждет, когда ты к нему привыкнешь, все делает осторожно и постепенно. Он оберегает тебя от разочарований, ласточка моя. Ведь, это первый мужчина в твоей жизни. У вас все будет отлично. У тебя завтра день рождения. Ты накрой сама стол вечерком, выставь коньячок, выпейте, расслабьтесь и сама прояви инициативу.
И я напоила его. Здорово напоила. Он, наверное, ничего не соображал. Вместо Эллочки называл меня Эдичкой. Все было ужасно. За месяц такой эксперимент я провела трижды, и каждый раз он был мой, когда напивался! Это было ужасно! У-жа-сно! А утром он ходил с таким лицом, как будто проглотил лягушку. Да. Не так я представляла медовый месяц.

Днем он был исключительно внимательным. Он ничего не давал мне делать, сам готовил, пылесосил, стирал. А я лишь писала курсовую работу, готовилась к очередной экзаменационной сессии. На работе он ходил сияющий, всем говорил, как он счастлив. Я тоже делала вид, что все о кей. Однажды я рассказала про наши семейные отношения подружке, она сразу поняла, в чем дело.
- Как же тебя угораздило влюбиться в гея!!! Между вами невозможны близкие отношения. Какой он тебе муж? Уходи от него пока не поздно! Переболей своей любовью. У тебя все еще впереди.
- И я решила уйти. Но… было уже поздно. Эти три ужасные пьяные ночи не прошли даром.

- Готовься, Аркаша, стать отцом.
- Ох, что с ним было! Он схватил меня на руки, кружился по комнате, кричал на весь дом: «Я буду отцом!». Он был словно помешанный от счастья. Сбылась его мечта.
В последний месяц он взял отпуск, сопровождал меня в институт и обратно, возил по врачам, постоянно заглядывая в глаза, и спрашивал:
- Все идет нормально?
Он боялся, чтоб я случайно не упала. Готовя обед, составлял особое меню, подсчитывал количество витаминов, микроэлементов, калорий, чтоб мне хватило на двоих.

Когда родился Дениска, Аркадий взял на год отпуск по уходу за ребенком. Мне малыша он не доверял, и не слушал никаких возражений. Говорил, что в их семье он был старшим ребенком и имеет опыт ухода за детьми. Купил книгу «Пособие молодой маме», еще каких-то брошюр по воспитанию малышей, внимательно их изучил. Как же он заботился о Дениске! Я приходила с учебы, пеленки были постираны, малыш, розовенький после купания, был на руках у отца и аппетитно сосал какую-то смесь, вцепившись ручонками в бутылочку. Какое счастливое лицо было у молодого папаши!

А как он гулял с Дениской! Это надо было видеть! Очень аккуратно запаковывал в одеялко, перевязывал лентой, брал на руки (коляску не признавал!), выходил на солнечную сторону в тихий переулок и стоял по часу, почти не двигаясь, боясь переступить с ноги на ногу, чтобы не разбудить малыша. Я немного ревновала сынишку, ведь первый раз он улыбнулся отцу, и первое слово было «папа».
В эти годы, несмотря ни на что, я была счастлива. Я утешала себя тем, что вдовы после войны, потеряв мужей, всю оставшуюся жизнь были одинокими, не обласканными, и не жаловались. А мне еще повезло. Аркаша такой заботливый.

Так прошло несколько лет. У меня была интересная работа, рос замечательный сынишка. Все эти годы мы жили как брат с сестрой. Но, когда я была совсем молоденькой, мне хватало платонической любви. А, когда я расцвела к тридцати годам, природа стала требовать свое. У меня начались нервные расстройства, бессонница, женские болезни. Однажды врач женской консультации в сердцах заявила: « Ну, сколько можно мучить себя! Да заведите себе, наконец, хорошего любовника и забудьте о врачах!».
Я могла бы завести себе друга на стороне, но Аркадий был первой моей любовью. Он был хорош собой, красиво ухаживал, был интересным собеседником, и все остальные рядом с ним не выдерживали никакого сравнения. Я нравилась мужчинам, но ни один не зацепил мое сердце. То это был маленький и толстенький мужичек, то лысый, то хорош собою, но только начинал говорить, хотелось заткнуть уши и бежать. Никто не умел так красиво и с фантазией ухаживать, как Аркаша. Образ первого любимого мужчины затмевал всех, и я не могла влюбиться в кого-нибудь другого. Я любила ЕГО!

Ах, если б ко всем его добродетелям добавить еще – любовь к женщине.
- Тогда бы ты не удержала его. При его внешности и обаянии он просто стал бы бабником. И неизвестно, была бы ты счастлива или нет, - заявила я.
- Возможно, ты права. Аркадий прекрасно понимал, каково молодой женщине постоянно видеть рядом роскошного мужчину, безумно любить его и желать его, называться женой и даже не мечтать о простом женском счастье. И, конечно, он боялся, что если у меня появится мужчина, сразу рухнет семья. Я уйду, забрав сына, который стал для него смыслом жизни. И еще меня удерживало от увлечения на стороне то, что у него тоже нет никого для интимной жизни. В этом плане он был также несчастлив, как и я. Женившись, он отгородился от друзей, тоже был лишен ласки. Ну, значит такая у нас судьба!
Но как же я ошибалась.

Однажды мама увезла Дениску на пару недель на дачу. На работе у меня был настоящий аврал, и я предупредила Аркадия, что закончу работу поздно, и заночую у себя в отделе. Но к ночи у меня разболелась голова, поднялась температура, и меня в двенадцать часов ночи отвезли домой.
Я тихонько открыла дверь. Везде темно. Уже, видимо, спит. Я заглянула в гостиную, и… увидела на диване своего мужа, спящего в объятиях другого мужчины. Не хочу говорить, как это выглядело. Ошеломленная, я выскочила из квартиры, села у дома на скамейку. Меня тошнило. Это было отвратительно, неестественно, грязно! В эту ночь перегорела моя первая любовь. Я не могла больше находиться рядом с ним, решила, не откладывая, забрать Дениску и перебраться к маме.

Аркадий умолял остаться. Как объяснить мальчику, что любящие родители, счастливая семья и вдруг расходятся. А как поделить сына? Нельзя ради своих интересов наносить ему такой психологический удар.
- Эллочка, я люблю тебя как сестренку, мою самую дорогую сестренку. Я не виноват, что таким родился, да, я – ошибка природы. Но ведь рождаются люди и с другими уродствами, их не осуждают, не презирают, а сочувствуют и принимают такими, как есть.
– Пожалуйста, не продолжай эту тему. У меня все время перед глазами этот злосчастный диван и… вы. Мне противно, я стала испытывать брезгливость к тебе. Ты заботливый, замечательный, но я больше не люблю тебя, ты мне неприятен.
- Хорошо. Разведемся, но Денис останется со мной. Если его не будет рядом со мной, жизнь для меня потеряет всякий смысл. Я не смогу без него жить. И ты видишь, как он привязан ко мне, ему со мной будет лучше.
- Лучше?! Рано или поздно он увидит то, что увидела я. Поймет, что его отец не такой как все. Как он переживет это? Или ты надеешься, что он будет весь в отца и пойдет по его стопам?
- Боже упаси! Я не хочу, чтоб он стал изгоем. Он должен быть счастливее меня.

Через неделю вернулся с дачи Дениска. Сразу бросился к отцу, обнимал, целовал. Сколько счастья было в его глазенках! Потом подбежал ко мне, прижался.
- Как я скучал о вас! Как хорошо с вами! Я едва выдержал эти несколько дней! Я так люблю вас!!!
Мы переглянулись с Аркадием, и разговор о разводе на какое-то время был отложен.
На работе было все отлично. Как и прежде, все считали меня счастливой женщиной.
Дениска радовал нас своими успехами в школе. Он был веселый, подвижный мальчик, с ним было шумно и весело.
Когда мы оставались вдвоем с Аркадием, нам не о чем было говорить, и я или уходила в спальню, или уезжала к маме. Мы стали жить как в коммунальной квартире, у каждого своя комната и своя жизнь. Нас объединял только Дениска.

Однажды Денис пришел из школы грустный и молчаливый. Мы стали допытываться, что у него за проблемы. И он нам «выдал»!
- Проблемы у вас, а не у меня. Серега сказал, что если родители спят в разных комнатах, значит, они скоро разведутся.
Вот это да!!! Дождались!
Я забормотала какую-то чушь.
- Когда мы были молоденькие, нам удобно было в одной постели. Но сейчас нам жарко, тесно, папе снятся страшные сны, он пинается, машет руками. Того и гляди, проснусь с фингалом под глазом. Иногда он так крутится, что падает с кровати, и мы потом долго не можем заснуть, - на ходу сочиняла я.
Аркадий и Дениска так хохотали, долго не могли успокоиться. Смеялась и я.
- Значит, вы не разведетесь? – отсмеявшись, с надеждой спросил Денис.
- Да никогда! – воскликнул Аркадий. – Я так люблю вас обоих! Вы для меня самое дорогое, что есть на свете!
И опять все пошло по-старому.
Эльза замолчала. Да… Вот тебе и счастливая женщина…

Вскоре мы уехали из Москвы. Я скучала об Эльзе, мне очень не хватало общения с ней. Я ей несколько раз звонила, но много ли скажешь по международному телефону. Я рассказывала ей, как мы устроились на новом месте, она говорила, что у нее все по-старому.
Затем она исчезла. На звонки отвечали другие люди. Говорили, что она здесь больше не живет. Я позвонила своей бывшей коллеге по институту, она сообщила, что Эльза и Аркадий в институте больше не работают. Я была очень удивлена этим известием. Эльза Яновна, наша умница, талантливый ученый, ушла с любимой работы? Что случилось, как это понять? И почему оба, столько лет отработав в этом НИИ, вдруг уволились? Я позвонила другим знакомым по прежней работе, но многие из них тоже уже там не работали. Мне объяснили, что институту сократили финансирование, денег нет не только на исследовательские работы, но и на заработную плату, на содержание института. Не получая зарплату по несколько месяцев, большинство сотрудников уволилось, работают не по своим специальностям, перебиваясь случайными заработками.
В России шла перестройка, но я не знала, как болезненно идут реформы для населения.

Когда мы вернулись из загранкомандировки в Москву, я стала сразу разыскивать Эльзу. Я приблизительно помнила, где жила мама Эльзы. Разыскала дом, через старушек узнала номер ее квартиры.
Мы с ней встретились
- Эльза третий год живет в Штатах.
- Что?! – я ушам своим не поверила. – У нее же были засекреченные темы! Она была не выездная, ей даже в Болгарии отдохнуть на Золотых Песках не разрешили. Вы что-то путаете.
- Ах, доченька, ничего я не путаю. Вы что, с луны свалились? Все в стране перевернулось.
- Я жила четыре года за границей. Но все знаю. В стране идут реформы, переходим в экономике на капиталистические рельсы. Появились миллионеры, хорошо жить стали.

- Да какие сейчас секреты? Кому они нужны? Все изменилось, разворовывают Россию по-крупному. Нефть, газ, алмазные прииски, энергетика, аэропорты – все стало в частном владении. А законов нет, налоги не платят. Всю выручку в валюте переводят на  зарубежные счета, на какие-то фиктивные фирмы. Заводы, фабрики, другие предприятия сейчас стоят. Люди без работы. А те, кто работают, по полгода не получают заработную плату. Все денежные вклады населения в банках заблокированы. Старики мрут. Детей больше не рожают. Институт, где работала Эллочка с Аркашей, перестали финансировать. Кому нужны какие-то открытия в такой вакханалии? У чиновников одна забота – нахапать побольше, да на Лазурном побережье виллу побогаче купить. А оборонные предприятия выпускают сейчас кастрюли да сковородки. У Эллочки прикрыли темы. Что ей оставалось делать? Возить товары из Турции и торговать на рынке? Лучшие умы уезжают за границу! Никто не держит. Из их НИИ двое или трое ученых уже уехали из страны.
В Америке ей предложили хорошую работу, обещали деньги, кадры, хорошие условия работы. И вот… Не удержала я ее. Что же ей с двумя «языками», с ученой степенью, умнице – дворы подметать?
Эльза до последнего дня мне ничего не говорила, хотя уже и контракт подписала, визы оформила. Боялась меня расстроить. А тут просит приехать к ней. Впервые я увидела в их квартире ужасный беспорядок. Вещи раскиданы, по средине комнаты – чемоданы, упакованные тюки.

- Осуждаешь меня? – спросила дочка.
- И да, и нет. Ты молодая, твое счастье еще впереди. Только не оставайся там навсегда. Возвращайся … Твои корни здесь, не забывай.
- Мама, я буду тебе часто звонить, письма писать. Когда устроюсь, заберу тебя к себе.
- А как Денис?
- Он уже большой мальчик. Ему выбирать с кем остаться. А он … никак …, - она заплакала.
Подошел Аркадий, сел перед Эльзой на корточки, заглянул в глаза.
- Тебе очень тяжело было со мной?
- Да какая теперь разница? У нас есть сын; значит, уже жили не зря.

Дениска все вертелся около Аркадия, то сядет рядом с ним, обнимет и молча, с каким-то укором, смотрит в глаза, то уходит в свою комнату и возвращается с красными глазами.
- Послушайте!!! – вдруг крикнул он. – Если вы больше не любите друг друга, и не сможете жить вместе, то я-то причем? Я не могу без вас обоих! Не могу!!! Останьтесь вместе! Я прошу вас. Нам так хорошо было втроем.
Эльза сидела в кресле, обхватив голову руками.
- Не уезжай. На кой черт тебе эта Америка?! Здесь Денис сможет общаться с нами обоими хоть каждый день. Ну, куда ты рвешься? Кто тебя там ждет? Останься, - умолял Аркадий.
- Аркаша, я уже безработная. И таких, как я, сотни тысяч в одной только Москве. Что я буду делать? Торговать в палатке у хозяина- кавказца? Ты нашел временную работу. На какие средства мы будем жить? Наш Денис, как дети щахтеров, будет падать на уроках от голодного обморока? Мы не должны этого допустить. Я уеду с Денисом, потом вызову маму. Хочешь, приезжай и ты. Мы переживем трудное время там, все вместе.
- Спасибо. Ты достаточно натерпелась со мной здесь.
- А я никуда не поеду без папы, - категорично заявил Денис. – Мама, я очень люблю тебя, но ты очень сильная женщина. А папа без меня пропадет, ты ведь - ненадолго? Все утрясется в нашем царстве-государстве, и ты вернешься.

Эльза подошла к сыну, прижала его голову к себе.
- Сынок, любимый, родной мой… Я не знаю, что делать, решайте сами.
- Элла, передумывать поздно. Прощай, не поминай лихом, - он обнял Эльзу и впервые крепко поцеловал.
Подошел к сыну.
- Ребенок должен жить с мамой. Мама только кажется сильной. Она слабая женщина. Ей нужна опора. Ты уже большой, тебе 14лет. Береги ее, защищай. Пиши, звони. Я надеюсь, скоро встретимся. – Аркадий взял чемодан и быстро направился к двери.
- Аркаша, куда же ты? – крикнула мама Эльзы.
- Мама, он переезжает к своим родителям.
- Я приеду в аэропорт проводить вас, - сказал Аркадий и, не оглядываясь, вышел.
Аркадий завернул за угол дома, когда услышал отчаянный крик.
- Папа, я не могу без тебя!!! Я не хочу жить без тебя!!!
Аркадий поднял голову, на подоконнике открытого окна во весь рост стоял сын. Аркадий хотел что-то крикнуть сыну, но внезапно обмяк, схватился за дерево и сполз на землю.
Влетевшая в кухню Эльза успела схватить сына за рубашку и с силой дернула внутрь комнаты. Оба упали на пол.
- Сынок… сыночек мой… разве можно так, родной мой, единственный, - шептала Эльза, прижимая голову сына к своей груди.
Сын был в шоке, он пытался вырваться из рук мамы и бабушки, повторяя: «Папа… папа… там…» - он смотрел на мать и будто не узнавал ее.
- Там… папа…

Эльза быстро закрыла окно, бросила в стакан сильное снотворное, налила воды и насильно напоила сына. В другой стакан вылила с полбутылочки валерьянки и подала матери.
Вскоре сын успокоился. Женщины уложили его на диван.
- Мама, последи за ним, - крикнула Эльза и выскочила из квартиры.
К дому подъехала машина «скорой помощи». Санитары на носилки укладывали Аркадия. Эльза подбежала, приподняла голову мужа. Он со стоном открыл глаза.
- Аркаша, я никуда не поеду. Мы будем всегда вместе! Ты слышишь? Вместе всегда!!!
Через два месяца, когда Аркадий поправился, они все трое уехали в Америку.
- Дочка пишет и звонит часто. Устроились они хорошо. Приглашение выслали и валюту на дорогу. Да куда мне…, старая уже. Десять часов лететь… Выдержу ли… Уж буду их ждать здесь.

Прошло шесть лет, как Эльза уехала за границу. Россия уже перешагнула через опасную пропасть. Жизнь потихоньку налаживается. Сменилось правительство. Начался медленный подъем промышленности и сельского хозяйства. Стали регулярно выплачивать заработную плату. Повысили пенсии старикам. На улицах стали появляться беременные женщины, значит, появилась у людей надежда на будущее.
Россия медленно возрождалась. Власть снова обратила внимание на «оборонку». Значит, скоро вернется домой, к своим корням наша умница, талантливая женщина – Эльза Яновна Яузинь.