Он возвел «упадничество» в превосходную степень, он воспел невоспеваемое, неудобоваримое - то, о чем не говорят и стесняются думать. Артюр Рембо. Капитан пьяного корабля.
Ненависть и неприятие старости – вот один из основных жизненных принципов Рембо. Быть может, потому он сам рано уходит из жизни – в 37 лет, после ампутации ноги, унося с собой раковую клеточку своей поэзии:
Черны от папиллом, корявые, с кругами
Зелеными у глаз, с фалангами в узлах,
С затылками, где злость топорщится буграми
И расцветает, как проказа на стенах,
Они в припадочном соитии привили
К скелетам стульев свой немыслимый каркас;
С брусками дерева сплетаются в бессилье
Их ноги по утрам, и днем, и в поздний час.
Да, эти старики с сиденьями своими
Едины и в жару и в дни, когда их взгляд
На окна устремлен, где увядает иней,-
И дрожью жаб они мучительно дрожат.
В 16 лет – казалось бы, детский поступок, следствие подросткового кризиса – Рембо покидает отчий дом и без денег, без надежд на будущее отправляется в Париж, а попадает в тюрьму. Всего побегов из дома было три. Раз за разом он возвращался, столкнувшись с жестокой правдой жизни, и всякий раз вновь бежал – словно забывал начисто все тяготы пешего путешествия и безденежья. В этот период Рембо – антимещанин, подвижник естественных позывов… к свободе.
С 1875 года начинаются безумные «трепыхания» Рембо: он хотел увидеть все и сразу, перешагнуть через социальные предрассудки, а шагнул – в будущее. География странствий (не скитаний – как хором утверждают все классические издания – поскольку не бродил, а путешествовал) впечатляет! Германия, Италия, Голландия, Индонезия, Швеция, Дания, Швейцария, Александрия, Кипр, Египет, восточная Эфиопия! Сглотни завистливо слюну, бесплотный мечтатель!
Рембо отправился из Германии в Италию пешком, словно мог перешагнуть одну страну, чтобы очутиться в другой. Вступив в колониальные войска Голландии, дезертировал через 3 недели. «Негоциант Рембо» - такой "диагноз" поставят ему врачи посмертно. Купец, ведущий крупную оптовую торговлю, обычно за пределами своей страны – это Рембо, без гроша в кармане, начавший скитания с 16 лет и согласный на любые заработки во время своих странствий! Да хоть бы и к шутам балаганным – с ними он разделил Швецию и Данию – пополам, без обмана!
В его высказываниях весь он: «Поэт становится ясновидцем через длительное, тотальное и продуманное расстройство всех чувств». И тут же: «Поэзия не будет больше воспевать действие. Она будет предшествовать ему».
Он расшатал ударения, отменил формулу «мысль = строка», плевал на рифмы, создав верлибр (свободный стих). Вот в его четверостишии происходит переход фразы с одной строки на другую:
Они перед окном садятся с ним, где воздух
Пропитан запахом цветов и где слегка
Ребенка волосы в ночной росе и в звездах
Ласкает нежная и грозная рука.
Вот он создает гениальное стихотворение «Гласные», ставшее основой для ощущения текста – почти физического – всеми органами чувств:
А -- черный, белый -- Е, И -- красный, У -- зеленый,
О -- синий... Гласные, рождений ваших даты
Еще открою я... А -- черный и мохнатый
Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.
Вы можете плеваться, читая его стихи. Вы можете обвинять его в вульгарности. Вы можете не признавать за ним ни таланта, ни поэтического труда, которым так славятся все Сальери искусства. Но отрицать Артюра Рембо – бесполезно! Самость – то основное, что есть у него.
Читая некоторые творения, задумываешься: быть может, и правда – ясновидец?!
За кружкою пивной жить начал сиднем я,
Подобно ангелу в руках у брадобрея.
Привет, современная Россия!
А вот и отношение к религии:
И кроткий, словно бог, бог кедров и иссопов,
Я в небо писаю,- какая благодать! -
С соизволения больших гелиотропов.
Любовь по Артюру Рембо – странная, невозможная, ненормальная:
С тобой, с уродкой голубой,
Любовь шла гладко.
Мы ели курослеп с тобой
И яйца всмятку.
Сатанизм проглядывает из-под милой, детской улыбки Артюра. Сатанизм этот – такой же расшатанный, как вся жизнь Рембо - он еле заметен, он воздушен, но пытливый взгляд святоши тут же узреет богоборческое предсказание:
Звезд блеклый ворох! Ваш приют
В углу убогом.
Заботы мерзкие вас ждут
И смерть под Богом.
Смерть под Богом, равно как и хождение под ним – все это наводит на Рембо тоску с примесью отвращения.
Но самое известное стихотворение Рембо «Пьяный корабль» являет нам вечно молодую, бесконечно гармоничную душу поэта, в которой нашлось место и святости и вульгарности:
Я знаю рвущееся небо, и глубины,
И смерчи, и бурун, я знаю ночи тьму,
И зори трепетнее стаи голубиной,
И то, что не дано увидеть никому.
Я видел, как всплывал в мистическом дурмане
Диск солнца, озарив застывших скал черты,
Как, уподобившись актерам в древней драме,
Метались толпы волн и разевали рты.
Я грезил о ночах в снегу, о поцелуях,
Поднявшихся к глазам морей из глубины,
О вечно льющихся неповторимых струях,
О пенье фосфора в плену голубизны.
Я месяцами плыл за бурями, что схожи
С истерикою стад коровьих, и ничуть
Не думал, что нога Пречистой Девы может,
Смиряя океан, ступить ему на грудь. (…)
Коль мне нужна вода Европы, то не волны
Ее морей нужны, а лужа, где весной,
Присев на корточки, ребенок, грусти полный,
Пускает в плаванье кораблик хрупкий свой.
Так или иначе, но Рембо действительно достал до неба(«Я в небо писаю»)… Глупое занятие - скажете Вы! Но многие-многие-многие после него тайно и явно пытались сделать то же самое… (Не льсти себе – подойди ближе!)…
Никто не смог.