Поэт, обписавший небо. Артюр Рембо

Сливина Юлия
Он возвел «упадничество»  в превосходную степень, он воспел невоспеваемое, неудобоваримое - то, о чем не говорят и стесняются думать. Артюр Рембо. Капитан пьяного корабля.
Ненависть и неприятие старости – вот один из основных жизненных принципов Рембо. Быть может, потому он сам рано уходит из жизни – в 37 лет, после ампутации ноги, унося с собой раковую клеточку своей поэзии:

       Черны от папиллом, корявые, с кругами
       Зелеными у глаз, с фалангами в узлах,
       С затылками, где злость топорщится буграми
       И расцветает, как проказа на стенах,

      Они в припадочном соитии привили
      К скелетам стульев свой немыслимый каркас;
      С брусками дерева сплетаются в бессилье
      Их ноги по утрам, и днем, и в поздний час.

      Да, эти старики с сиденьями своими
      Едины и в жару и в дни, когда их взгляд
      На окна устремлен, где увядает иней,-
      И дрожью жаб они мучительно дрожат.

   В 16 лет – казалось бы, детский поступок, следствие подросткового кризиса  – Рембо покидает отчий дом и без денег, без надежд на будущее отправляется в Париж, а  попадает в тюрьму. Всего побегов  из дома было три. Раз за разом он возвращался, столкнувшись с жестокой правдой жизни, и всякий раз вновь бежал – словно забывал начисто все тяготы пешего путешествия и безденежья. В этот период Рембо – антимещанин, подвижник  естественных позывов… к свободе.
  С 1875 года начинаются безумные  «трепыхания» Рембо: он хотел увидеть все и сразу, перешагнуть через социальные предрассудки, а шагнул – в будущее. География странствий (не скитаний – как хором утверждают все классические издания – поскольку не бродил, а  путешествовал) впечатляет! Германия, Италия, Голландия, Индонезия, Швеция, Дания, Швейцария, Александрия, Кипр, Египет, восточная Эфиопия! Сглотни завистливо слюну, бесплотный мечтатель!
  Рембо отправился из Германии в Италию пешком, словно мог перешагнуть одну страну, чтобы очутиться в другой. Вступив в колониальные войска Голландии, дезертировал через 3 недели. «Негоциант Рембо» - такой "диагноз" поставят ему врачи посмертно. Купец, ведущий крупную оптовую торговлю, обычно за пределами своей страны – это Рембо, без гроша в кармане, начавший скитания с 16 лет и согласный на любые заработки во время своих странствий! Да хоть бы и к шутам балаганным – с ними он разделил Швецию и Данию – пополам, без обмана!
  В его высказываниях весь он: «Поэт становится ясновидцем через длительное, тотальное и продуманное расстройство всех чувств». И тут же: «Поэзия не будет больше воспевать действие. Она будет предшествовать ему».
Он расшатал ударения, отменил формулу «мысль = строка», плевал на рифмы, создав верлибр (свободный стих). Вот в его четверостишии происходит переход фразы с одной строки на другую:

      Они перед окном садятся с ним, где воздух
      Пропитан запахом цветов и где слегка
      Ребенка волосы в ночной росе и в звездах
      Ласкает нежная и грозная рука.

  Вот он создает гениальное стихотворение «Гласные», ставшее основой для ощущения текста – почти физического – всеми органами чувств:

      А -- черный, белый -- Е, И -- красный, У -- зеленый,
      О -- синий... Гласные, рождений ваших даты
      Еще открою я... А -- черный и мохнатый
      Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

  Вы можете плеваться, читая его стихи. Вы можете обвинять его в вульгарности. Вы можете не признавать за ним ни таланта, ни поэтического труда, которым так славятся все Сальери искусства. Но отрицать Артюра Рембо – бесполезно! Самость – то основное, что есть у него.
  Читая некоторые творения, задумываешься: быть может, и правда – ясновидец?!

     За кружкою пивной жить начал сиднем я,
     Подобно ангелу в руках у брадобрея.
     Привет, современная Россия!

  А вот и отношение к религии:

     И кроткий, словно бог, бог кедров и иссопов,
     Я в небо писаю,- какая благодать! -
     С соизволения больших гелиотропов.

Любовь по Артюру Рембо – странная, невозможная, ненормальная:

      С тобой, с уродкой голубой,
      Любовь шла гладко.
      Мы ели курослеп с тобой
      И яйца всмятку.

  Сатанизм проглядывает из-под милой, детской улыбки Артюра. Сатанизм этот – такой же расшатанный, как вся жизнь Рембо - он  еле заметен, он воздушен, но пытливый взгляд святоши тут же узреет  богоборческое предсказание:

      Звезд блеклый ворох! Ваш приют
      В углу убогом.
      Заботы мерзкие вас ждут
      И смерть под Богом.

  Смерть под Богом, равно как и хождение под ним – все это наводит на Рембо тоску с примесью отвращения.
  Но самое известное стихотворение Рембо «Пьяный корабль» являет нам вечно молодую,  бесконечно гармоничную душу поэта, в которой нашлось место и святости и вульгарности:

     Я знаю рвущееся небо, и глубины,
     И смерчи, и бурун, я знаю ночи тьму,
     И зори трепетнее стаи голубиной,
     И то, что не дано увидеть никому.

     Я видел, как всплывал в мистическом дурмане
     Диск солнца, озарив застывших скал черты,
     Как, уподобившись актерам в древней драме,
     Метались толпы волн и разевали рты.

     Я грезил о ночах в снегу, о поцелуях,
     Поднявшихся к глазам морей из глубины,
     О вечно льющихся неповторимых струях,
     О пенье фосфора в плену голубизны.

     Я месяцами плыл за бурями, что схожи
     С истерикою стад коровьих, и ничуть
     Не думал, что нога Пречистой Девы может,
     Смиряя океан, ступить ему на грудь. (…)

     Коль мне нужна вода Европы, то не волны
     Ее морей нужны, а лужа, где весной,
     Присев на корточки, ребенок, грусти полный,
     Пускает в плаванье кораблик хрупкий свой.

Так или иначе, но Рембо действительно достал до неба(«Я в небо писаю»)… Глупое занятие - скажете Вы! Но многие-многие-многие после него тайно и явно пытались сделать то же самое… (Не льсти себе – подойди ближе!)…
Никто не смог.