Мои отпуска 1965г. по Крыму

Александр Нотик
1965 год. Лето.
Мы собрались на двух машинах проехать по Крыму. У меня был «Москвич402», вторая машина «Победа» заместителя главного энергетика завода Степана Буряка. (главным энергетиком завода был Николай Иванович Капуста, а его заместителем Буряк Степан).

В машине Буряка ехали его жена – «Бурячиха», их дочь и сын, ровесник Андрея, директор завода Суббота Алексей Павлович с женой. У меня: Эля, Андрей и директорский шофер Семён Петров с женой. Незадолго до поездки я купил в Харькове 8-мм кинокамеру «Экран».

И вот первый день путешествия: Токмак;Мелитополь;Джанкой;Феодосия;Планерское (Коктебель);Алушта.

Мы заранее договорились, что если потребуется остановка, то идущая сзади машина будет мигать фарами. И вот мы идем от Джанкоя в сторону Феодосии. Длинный с небольшим подъёмом тягун. Я шел первым. Сзади замигал фарами Буряк. Я остановился. Он подъехал, выскочил из машины и полез под капот. Я спрашиваю: «Что случилось?». «Зажигание нужно подрегулировать, мотор не тянет». Я ему говорю, что мы едем в гору. «Нет под гору, а мотор не тянет». Я ему предлагаю отпустить ручник и машина покатиться назад. «Нет, я знаю».
Позднее я понял, что его завела «Бурячиха», тоже водитель. (На остановках она подбегала ко мне и спрашивала: «А на какой скорости вы ехали?» На что я отвечал, что не обратил внимание, а переключал автоматически в зависимости от работы двигателя. Она бежала к своей машине и кричала: «Степа, я говорила тебе, что надо переключать скорость»).

В Феодосии мы попробовали окунуться в море, но вода была очень холодная и мы поехали дальше. До Планерского нужно было преодолеть два довольно крутых перевала. На одном из поворотов серпантина я увидел, что идущий сзади Степан, не вписался в поворот и сдает задом. Я решил не останавливаться на подъеме и подождать его на перевале. Мы ждали минут 20-30 и уже начали волноваться, когда показалась «Победа». Степан выскочил из машины и открыл капот. Под капотом парило. Он объяснил, что у него на подъеме закипел радиатор и им пришлось делать остановку. В Планерском море было теплое. Мы выкупались и поехали дальше.

К Алуште мы подъехали когда было уже темно. Мы поставили машины у какого-то забора, расстелили одеяла, поужинали и улеглись спать. Утром мы обнаружили, что заночевали у дома-музея Сергеева-Ценского. Позавтракали, посетили музей и поехали дальше.


Второй день: Алушта;Никитский ботанический сад;Ялта;Мисхор

А дальше был Никитский ботанический сад. Мы прошлись по аллеям сада, увидели удивительные растения. Когда подносишь руку к листьям мимозы, они сворачиваются. Убираешь руку, они снова разворачиваются. В бассейнах с водой плавали золотые рыбки.
Впереди Ялта. Но перед въездом в город стоят знаки, и плакат гласит, что движение по городу автомобильному транспорту запрещено! 

Семен Петров – крымский татарин и знаток Крыма («здесь я от немца убегал, здесь его догонял») сказал, что знает хорошее место в Мисхоре, где можно остановиться на ночлег. И действительно, в парке живописные площадки и даже колышки для установки палаток. Только мы поставили машины и начали готовиться к ужину, как к нам размахивая руками, бежит какой-то мужчина и кричит, что это территория санатория и устраивать здесь стоянку нельзя. Кое-как мы уговорили его, что мы только переночуем, а утром уедем.


Третий и четвертый день: Мисхор;Ласточкино гнездо;Сапун гора;Севастополь

Утром снялись и двинулись в сторону Севастополя. Выезжаю на большую заасфалтированную смотровую площадку. Передо мной отвесная стена. Слева подъезжает «Победа». И вдруг у неё взревел мотор и она задом отъехала метров на 20. Из «Победы» выскакивает «Бурячиха» и размахивая руками кричит мне: «Отъезжайте скорее!», показывает на отвесную скалу: «Она сейчас упадёт!». Затем подъехали и сфотографировались на фоне «Ласточкиного Гнезда». Далее дорога была покрыта щебенкой и на одном крутом подъеме было очень неприятно, когда она сыпалась из-под колес.

Сапун гора. Мы побывали в музее-диараме штурма Сапун горы. А впереди Севастополь. До 1965 года Севастополь был закрытым городом. Хрущёвская оттепель открыла его и мы въехали в город. Первое, что мы сделали, это зашли в чебуречную. Ни до, ни после я не ел таких вкусных чебуреков. Расспросили у местных жителей, как лучше проехать к пляжу. Нам объяснили, что лучше всего ехать в сторону поселка Качи, и там хороший дикий пляж, куда съезжаются автомобилисты. Мы последовали совету и приехали к месту, где уже стояло несколько машин. Чистый песчаный пляж, теплое море. Что ещё нужно человеку? Купаемся в море, отдыхаем. А на следующий день вместе с Андрюшей плывем на катере в Севастополь. Прошлись по историческим местам, побывали в знаменитой Панораме «Оборона Севастополя». Сделали много фотографий и сняли кинокамерой. Особенно запоминающиеся кадры, когда Андрюша идет на фоне Панорамы, подпрыгивая на одной ножке.

Пятый день: Севастополь;Бахчисарай;Мелитополь;Токмак

Прошлись по Бахчисараю, а по дороге от Джанкоя Буряк наконец на горизонтальной дороге отрегулировал зажигание и рванул вперед. Но тут на т-образном перекрестке нас останавливает ГАИ. «Куда гоните?». Буряк начал оправдываться. «А Вы?». Я сказал, что боялся отстать. Буряка оштрафовали, а меня отпустили. Буряк злой. Так и доехал домой.

Так закончилось наше короткое путешествие по Крыму.