Школьные годы

Дмитрий Толстой
В  школу  я  пошёл  в  семь  лет.  Это  было  1  сентября  1935  года  в  поселке  и  железнодорожной  станции  Крупки,  где  мы  тогда  жили.
  В  то  время  начальное  обучение  начиналось  c  нулевого  класса.  Проучился  я  в  нём  не  больше  недели.
Живой  и  очень  подвижный  по  натуре,  я  не  мог  спокойно  сидеть  в  классе.  Мне  было  скучно  выводить  палочки  и  кружочки,  в  то  время,  когда  я  давно  уже  умел  писать      и  читать.  Счёт  освоил  до  ста,  мог  произвести  в  уме  сложение  и  вычитание  в  пределах  десятка.  Молодая  учительница  часто  делала  мне  замечания.
Возможно,  я  и  долго  просидел  бы  в  нулёвке,  но  один  каверзный  случай  помог  мне. А  виновницей  всего  случившегося  была   соседка  по  парте -  рыженькая,  веснушчатая   Катенька.  Не  менее  шустрая  и  дотошная,  чем  я  сам.
В  силу  её  непоседливости  и   подвижности,  ей  плохо  поддавались  все  эти  крючки
и  палочки.  А  видя,  как  чисто  и  ловко  вывожу  их  я,  она  постоянно  злилась, вредничала  и  частенько  подталкивала  меня  под  локоть.
Я  терпеливо  переносил  её  выходки, хотя  ребята  советовали   мне  поколотить  вредину. Однако  терпение  моё  лопнуло,  когда  в  конце   одного  из  занятий  учительница  начала  собирать  наши  тетрадки  для  проверки.
Самолюбивая  Катенька  умышленно  уронила  на  мою  раскрытую  тетрадь  свою  ручку.  Вся  страничка  покрылась  кляксами.  Я сорвался  и  с  криком  залепил  ей  хорошую  затрещину.
Учительница  не  стала   разбираться,  кто  прав,  а  кто  виноват,  просто  выставила  меня  за  дверь,  сказав,  чтобы  назавтра  пришёл  с  мамой.
Злой  сидел  я  на  крылечке  школы,  придумывая,  как  объяснить  всё  дома,  тем  более,  что  с  утра  до  вечера  мать  была  на  работе.
Отец  уже  год  тому  назад  был  осуждён  на  восемь  лет  и  отбывал  срок  в  Уссурийском   крае  на  руднике  Райчиха.
Ко  мне  подошёл  мужчина  с  портфелем  и  спрашивает:
-  Почему   ты  не  в  классе  на  занятиях,  а  прохлаждаешься   здесь?
-  Меня  выгнала  учительница  и  велела  приходить  завтра  с  мамой.  А  как  я  с  ней  приду ,  если  она  до  вечера  на  работе -  выдал  я  огорчённо.
-За  что  же  тебя  выгнала  Анна  Андреевна? -  допрашивал  меня  тот.  И  я  догадался,  что  мужчина  этот – директор  школы,  раз  знает  учительницу.  Раздосадованный,  выложил  я  ему  все  свои  обиды  на  вредину  Катюшу.
- Давай -ка  пойдём  с  мной  и разберёмся  толком. -  И  привёл  меня  в  свой  кабинет.  Усадив  на  стул  за  столом,  начал  допытываться  обо  всём  по  порядку:  где  мама  работает,  кто  отец,  почему  мне  не  интересно  выводить  палочки  и  крючочки,  почему  вредничала  Катюша?
Узнав,  что  я  умею  читать  и  писать,  тут  же  дал  мне  лист  бумаги  и  велел  написать,  что  смогу.  Почету-то  я  написал: «Анна  Андревна  я больше  ни  буду».  Директор  улыбнулся  и  велел  прочесть  строку  в  какой –то  книге.
Тут  я  совсем  расхрабрился  и  похвастал,  что  умею  считать  до  ста  и  слагать  цифры.  Директор  похвалил  меня  и  велел  посидеть    немного  у  него  в  кабинете,  а  сам  вышел  на  несколько  минут.
Когда  он  вернулся,  в  руках  у  него   я  увидел  свою  тетрадку.
-Это  твоя  тетрадь? -  спросил  он.  Я  утвердительно  кивнул  головой.
Да,  испортила  девочка   тебе  всю   страничку.  Но  мы  сейчас    исправим  все  твои  дела.  И  привёл  меня  в   первый  «А»  класс.
Так  я  стал  первоклассником  в  семь  лет.  Закончил  его  с  похвальной  грамотой.  Директор -  Николай  Степанович,  часто  интересовался  моей  учёбой.  Заговорщицки  подмигнув  мне,  он  тихонько  говорил: «Ты  уж  не  подводи  меня.  Не  дерись  и  учись  хорошо!»
Ну  как  я  мог  подвести   такого  человека?  А   маме  я   всё  рассказал  о    случившемся,  когда  она  увидела  на  моих  тетрадях,  что  я  -  ученик   первого  «А»  класса.
Учёба  давалась  мне  легко.  Все  объяснения   учителей  я  схватывал  прямо  налету  и  мог  повторить  урок  слово  в  слово.  Помогала  и  страсть  к  книгам.  Любую  книгу,  которая  попадалась  мне  под  руку,  обязательно  прочитывал,  стараясь  понять,  осмыслить,  что  в  ней  написано.
Часто  досаждал  матери  вопросами.  Прочитаю  ей  непонятную  строчку  в  книге  и  допытываюсь, о  чем  тут  говорится.  Единственное, что  огорчало  меня,  а  ещё  больше,  маму -  частые  перемены  и  поиски  работы.
Помнится,  вначале  она  устроилась  на  сенную  базу,  где  прессовали  поступающее  сено.  Потом  её  перевели  продавщицей  ларька  возле  железнодорожной  станции  Крупки.  Ларёк  принадлежал  сенной  базе  и  в нём  отоваривались  работники  базы  и  станции.  За  исправную  работу  ей     предложили  должность  директора  магазина.  Но  она  отказалась,  понимая,  что  с  пятью  классами  образования  ей не  справиться.  А  бывший  директор  этого  магазина  находился  под  следствием  за  растрату.
Соседка  посоветовала  маме  работу  на  молочном  заводе,  где  сама  работала. И  вскоре  я  уже   бегал  туда  с  бидончиком  за  обратом  или  пахтой:  их  выдавали  работникам  с  детьми.  Но  завод  вскоре  закрыли.
           Так  мы  оказались  в   совхозе  «Бацевичи», километрах  в  пятидесяти  от  Крупок, где  маму  приняли  дояркой  захудалой  группы  молодых  пеструх.
Сколько  труда  вложила  она,  раздаивая  и  откармливая  их,  знаю  только  я, часто  по  ночам  слыша,  как  стонет  она  во  сне. На  мои  вопросы,  отмахиваясь,  ссылалась  на  ломоту  в  руках  от  большой  усталости.
Первое  время  нам  трудно  было  очень.  Не  имея  ни  кола,  ни  двора,
почти  безо  всякой  мебели, мы  жили  в  одной  комнатёнке  с  семьей  маминой  родственницы.  Русская  печь  и  полати  были  нашими  спальными  местами.  Питались,  в  основном  тюрёй:  кружка  кипятка,  хлеб,  соль  и  ложка  постного  масла. Но  я  быстро  освоился  на  новом  месте,  познакомился  с  ребятами  и  они  помогли  мне  обзавестись  удочкой.  В  благодарность  за  это я  научил  их  многим  хитрым  способам  ловли  рыбы,  которых  они  не  знали.
Так  у  нас  появилась  дома  свежая  рыба.  Часто  угощались  ею  и  хозяева.  Потом,  в  свою  очередь,  они  нас  подкармливали  чем - либо, хотя  и  сами  жили   бедновато,  имея  на  руках  двоих  малолеток. 
     В этот  год  мне  пришлось  начинать  учёбу  в  другой  школе.  Во  второй  класс  ходил  через  весь  большой  посёлок  Бацевичи, на  противоположной  окраине  которого  находился  крупный  скотоводческий  совхоз,  винокурный  завод   и  главная  его  достопримечательность - двухэтажный,  белокаменный, с  колоннами  и  львами  у  входа,  особняк  какого-то  бывшего  польского  магната,   возможно,  даже  самого  Радзивила.
Вокруг  здания  находился  старый  парк  с  неизвестными  красивыми  деревьями  и  кустарниками. Только  потом  я  узнал,  что  росли  здесь  южные  деревья:  кипарис, туя,  платаны  и  около  десятка  деревьев  грецкого  ореха. 
Сохранились  клумбы  с  розами  и  другими  цветами.  Но самым  заманчивым  для  всей  ребятни  был  действовавший  фонтанчик  с  двумя  кустами  олеандра   в  больших  кадках, стоявших  в  фойе,   с  окном  во  всю  стену  до  второго   этажа, в  сторону,  обращённую  к  югу. 
Особняк  почему-то  пустовал. Только на  первом  этаже  в  самом  большом  помещении  находился  кинозал. Остальные  залы  с  красивой  лепниной  были  свободны  и  в  запущенном  состоянии.  На  мансарде  я  обнаружил  остатки  бывшей  библиотеки  с  потрёпанными, без  начала  или  конца  книгами  и, что   удивительнее – с  пачками  чистой  бумаги  и  набором  типографского  шрифта.
Книги  потихоньку  я перетащил  на  чердак  дома, в  котором  приютила  нас  мамина  родственница. Бумагой  пользовался  я  больше  года,  пока  мы  здесь  жили:  рисовал,  писал  воображаемые  письма  отцу,  делал  разные  игрушки.   Но  всё  свободное  время  посвящал  чтению  и  рыбалке.
Мама  к  этому  времени,  работая  дояркой  на  совхозной  ферме,  получила  звание  «Ударник  Коммунистического  труда».  Нам  выделили  однокомнатную  квартирку  в  двухэтажном  деревянном  доме  и  премировали -  дали  два  поросёнка  и  месячный  оклад  деньгами.
Мы  купили  себе  кое-что  из  одежды  и  кровать.  Жизнь  налаживалась.  В  рабочей  столовой  по  талонам  нам  с  мамой  выдавали  обед.  Получить  его  и  принести  домой  было  моей  заботой.  Но  я  быстро  приспособился:  наша  соседка,  молодая  женщина  с  грудным  ребёнком, тоже  каждый  день ходила  за  обедом  в  эту  же  столовую.  Я  попросил  её  забирать  и наш  обед,  а   за  это  частенько  угощал  её  рыбой,  которую  она  безумно  любила.
Рыбачил  я  почти  ежедневно.  Уловы  были  хорошие.  Старый  рыбак  научил  меня  ловить  лещей  и  с  пустыми  руками  домой   не приходил.    
Небольшая  рыбная  речка  стала  моим  любимым  местом  отдыха  и  наслаждения. Здесь  я  познал  все  премудрости  и  прелести  рыбной  ловли.  Два  лета  пролетели  незаметно.  Ещё  весной  я  закончил  второй  класс  с  хорошими  отметками,  готовился  к  новому  учебному году.
Внезапно  в  конце  мая  совхоз  в  Бацевичах  расформировали.  Мама  осталась без  работы. За  мной  приехал  дядя  Аркадий.  Часть  мебели  и  большого  боровка,  погрузив  на  пароконную  повозку,  привёз  он  к  бабушке  Тоне  в  деревню  Курганье,  Кличевского  района    
Началась  другая,  совершенно  новая  и  незнакомая  для  меня  деревенская  жизнь,  полная  забот  и  труда,  но  тем  не  менее,  интересная,  оставшаяся  в  моей  памяти   навечно.                Сентябрь   2008  г.