Про наивность

Виктор Свиридов
        Недавно в одной из телепередач прозвучала фраза, что с давних пор и до сего дня многие простодушные зрители буквально отождествляют актёра с тем человеком, которого актёр играет. «Ну нельзя же быть такими наивными!», воскликнул телеведущий.
Действительно смешно, подумал я, и тут же в памяти всплыл давно забытый эпизод, связанный с этой темой…

       Конец шестидесятых… Наша компания, состоявшая из недавних выпускников лучших московских вузов, весьма часто собиралась у кого-нибудь из друзей на «кухонные посиделки».  Мы вели разговоры на самые разнообразные темы, обменивались мнениями по необъятному кругу вопросов, пили вино, терзали гитару, и расходились далеко за полночь.
        Как-то на одной из таких встреч случайно зашёл разговор о людской наивности. Эта тема возникла именно потому, что кто-то из нас высказал удивление: и как это некоторые люди полностью отождествляют киноактёра с  экранным героем? Тут же посыпались примеры других проявлений крайней наивности. Наметилось что-то вроде соревнований – у кого рассказ смешней. Тут же родилась идея вручить приз (бутылку вина) тому, кто приведёт наиболее интересный пример на эту тему.

       Мы со смехом стали вспоминать знакомые случаи людского простодушия, порой граничащего с идиотизмом. Банальные истории с продуванием макарон или натачиванием морских якорей уже не принимались.  С успехом прошла моя производственная история, как одному простаку, пришедшему просить блок питания, предложили распилить его пополам, объяснив, что в монолитном корпусе содержится два идентичных блока питания…
      Я уже готовился принять приз, но тут Дима Груев (хозяин дома) отлучился с кухни и принёс нам стопочку листков. «Почитайте», - предложил он.
 
      Тут надо кое-что пояснить. Дима (с отличием окончивший мехмат МГУ) работал в заведении, возглавляемом академиком Келдышем, который в ту пору фактически был руководителем космической программы страны.
      Так вот, на имя Келдыша приходили тысячи писем от граждан изо всех уголков СССР. (Советские граждане восхищались космическими достижениями, давали советы, предлагали свои услуги и т.п., и т.д.) Письма читались и сортировались в секретариате, а так как они для Келдыша никакого интереса не представляли, то их отправляли в архив. Однако девочки-секретари выуживали наиболее одиозные экземпляры и снимали с них копии, чтобы потом показывать в узких кругах… Диме по знакомству дали почитать эти письма, вот их-то он и принёс нам на кухню.      

      Искренность и нешуточность этих и других писем не вызывала сомнений. Чёткие обратные адреса, подписи и т.п...
      Но то, что мы прочитали, не поддаётся оценке. Воспроизвести эти письма дословно сейчас не смогу, орфографические ошибки воспроизводить не хочу, но сохранить смысл, а может и стиль, постараюсь (хоть прошло с тех пор сорок лет)

       Ниже отрывки из трёх писем, присланных на имя Келдыша.

       Вариант №1. Пишет официантка из Урюпинска:
      «... ...Мы тут с подругами посовещались и решили все вместе бросить к чёртовой матери эту лакейскую работу и податься в космонавтки. Здоровье у нас хорошее, есть и справки, т.к. нас каждый год проверяют, как работников общепита. Даём честное комсомольское слово, что не подпустим к себе мужчин, пока не слетаем в космос. 
    Сообщите адрес, по которому надо явиться. Чем скорей, тем лучше, т.к. билеты на поезд надо взять заранее, а билетов на Москву и за месяц не достать, ведь лето.
    Одна из наших девочек хотела спросить, какая у нас будет зарплата, но мы её устыдили: уж не меньше, чем у официантки, а за полёт в космос, небось, отдельно премию дадут (Правда ли это?)
А ещё просим сообщить, сколько времени учат на космонавток, и какие вещи надо сейчас взять с собой.
   Большой привет братьям-космонавтам!»
   Далее подписи и т.п. 

         Вариант №2. Пишет пожилой мужчина, участник ВОВ, пенсионер из Сибири.

       «...Я слышал, что американские астронавты вот-вот полетят на Луну! Будет очень обидно, если они нас опередят. Чтобы советский человек первым был на Луне я готов полететь туда даже при условии, что возвращение технически невозможно. Пусть я проживу на Луне всего несколько дней, зато успею сообщить оттуда массу сведений, а весь мир узнает, что по Луне гордо шагает советский человек, что на Луне гордо реет красный флаг. И мы утрём нос американцам. А смерти я не боюсь, на войне не боялся и на Луне не испугаюсь. При этом учтите, мне не надо никаких денег. Я полечу бесплатно только ради престижа СССР...»
    И далее в том же духе на пяти страницах. 

        Вариант №3. Пишет немолодая женщина, кажется из Жмеринки. Это письмо резко отличается от предыдущих.

       «... ...И зачем Вы такие огромные деньжищи на какой-то космос тратите? На кой чёрт простому человеку ваш космос нужен? Вы приезжайте к нам в Жмеринку и пойдите в психбольницу! Там душевнобольными переполнены палаты и коридоры, и даже подвал! кроватей не хватает, многие спят на полу! Кормят чёрт знает чем! А вы миллионы в космос на ветер! А у нас психбольниц не хватает! А вы народные деньги на Луну да на Марс! Лучше б психбольницы строили! А вы… Передайте это письмо Л.И.Брежневу. Он о народе заботится и направит деньги на строительство психбольниц…»
     Далее всё про то же, с упором на нехватку в стране психбольниц. Очевидно, этот вопрос для автора был самым больным.

     Конечно, мы тогда вдоволь посмеялись и вручили Диме приз. Более того, на другой день каждый из нас на работе пересказывал сослуживцам смешные наивные письма, и снова все смеялись…

    А сегодня, вспоминая эту историю, не знаю, смешная она или грустная… И чего было больше в этих людях: наивности или слепой веры…