Пещера Хирона

Наталья Листикова
ПЕЩЕРА ХИРОНА
          В подножье одной из гор в Фессалии, на берегу живописного залива прячется глубокая пещера. Священно это место, глубоко почитают его древние греки. Много тайн скрывает эта увитая плющем и диким виноградом пещера, много легенд и преданий сложено об ее обитателе - величайшем мудреце Хироне.

           Было время, когда его не называли кентавром, хотя и соединились в нем человек и конь. Из могучего лошадиного тела вздымался вместо шеи человеческий торс с мощными руками, красивой гордо посаженной головой. Его не считали чудовищем, так красив и необычен был его облик, его называли причудой богов, ведь отцом Хирона был сам великий Крон, а  матерью - океанида Фелира.

           Могуч, отважен и очень умен был сын Крона. Пытливо всматривался   он в окружающий мир, и мудрость его росла день ото дня. Долго, еще очень долго не было на земле существ, внешне подобных Хирону, и жил бы он так бесконечно, ведь от рождения был он бессмертным и равным богам, если бы не появились однажды  другие кони-люди и не стали бы причиной его гибели.

           Но об этом потом. А пока счастливо и безмятежно жил Хирон в своей пещере. За долгие годы достиг он большой премудрости и слыл ученейшим даже среди богов. Нередко обращались они к нему за советом. Сам бог врачевания Асклепий был прилежным учеником Хирона, ибо не было равных нему в умении распознавать травы. А отец Асклепия Аполлон проводил в пещере Хирона многие часы, играя на лире, потому что никто не ценил и не понимал музыку лучше Хирона.

          Часто гостили боги-олимпийцы у Фессалийского мудреца. Не проходили мимо его обиталища и великие герои Греции. За советом и наукой спешили они сюда, сам Геракл  считал Хирона другом и наставником.
         Но ближе всех других был Хирону величайший герой  Греции - Ахилл. Он был его родным правнуком. Вся его жизнь проходила на глазах Хирона, от самого его рождения. Здесь же в пещере, справляли свадьбу его родители: могучий Пелей  и морская богиня Фетида. Многого ждали от этого брака олимпийские боги, ведь от Фетиды должен был родиться величайший герой Греции. На свадьбу пришли они с богатейшими дарами, желая молодым счастья и благополучия. Но случилось так, что стала эта свадьба причиной величайших несчастий.

        Кто не знает о Троянской войне? Именно здесь, в пещере Хирона и было положено ей начало,  хотя и началась она  спустя многие годы.
        Все боги пришли тогда на свадьбу Пелея и Фетиды, чтобы почтить новобрачных, не пригласили одну лишь богиню Эриду. Не хотелось в этот счастливый день видеть сварливую, вечно недовольную и раздражительную богиню.

        Да, подвела Хирона его прозорливость, не учел мудрец женской обидчивости и коварства. Дорого, очень дорого обошлась всем обида Эриды. Разгневавшись, долго думала она, как отомстить пирующим. А увидев,   как ревниво осматривают друг друга богини, подкинула она на пир золотое яблоко с надписью «красивейшей». С тех пор называют это яблоко - яблоком раздора, потому что разгорелся тогда спор между тремя прекраснейшими — Герой, Афиной и Афродитой -  за обладание яблоком.

      Увы, все помнят, чем кончился этот спор. Как на всяком конкурсе красоты не обошлось без подкупа. Не устоял судья - прекрасный Парис. Наперебой предлагали богини  свои дары  за обладание яблоком. Державная Гера обещала Парису власть над Азией. Воительница Афина -победу в любой войне. Но власти и победам предпочел Парис дар богини Афродиты - любовь прекраснейшей из женщин, жившей в то время на земле. Легкомысленная Афродита ни на минутку и не задумалась даже, что пообещала Парису любовь замужней женщины. Из-за нее, прекрасной Елены и началась долгая Троянская война, в которой погибли многие герои, в том числе и любимец Хирона Ахилл.

      Дары Афродиты часто приносили несчастья. Парис, пасший стада неподалеку от пещеры Хирона, оказался троянским царевичем, брошенным при рождении родителями и воспитанным пастухами. Причиной такого злодеяния было предсказание, что  новорожденный станет причиной гибели Трои. Афродита помогла своему любимцу восстановить истину и вернула его родителям. А те, глубоко раскаиваясь в совершенном, уже ни в чем не могли отказать вновь обретенному сыну. Ни похищение  прекрасной Елены, ни многолетняя осада и гибель Трои, ничто не могло поколебать их преданности Парису.   
       Но пока на земле еще царил мир. Старый мудрец учил  юного Ахилла владеть оружием и охотиться на крупного зверя. Не забывал он и о науках, в которых был весьма сведущ, особенно о врачевании. Ведь каждый воин нуждается в бою в помощи лекаря.
      
   Неудивительно, что величайший герой Греции обладал множеством достоинств. Долгие часы проводили Хирон и Ахилл в беседах и игре на лире, любимом занятии молодого героя. Казалось, что жилище Хирона благословенно. Так оно и было, пока не вмешалась коварная судьба, еще раз доказав, как превратна и переменчива жизнь.

     В Фессалийских горах, недалеко от укромной пещеры жил царь лапифов Иксион,
потомок титанов. Племя лапифов было воинственным и жестоким, а Иксион отличался крайней необузданностью и коварством. Он был могучим воином и вел свою родословную  от бога войны Ареса. Небожители прибегали к его помощи и считались с ним. Нередко сиживал Иксион  на пирах олимпийцев и, в конце концов, так возомнил о себе, что осмелился оскорбить самого Зевса.

       Как-то на пиру сидел Иксион рядом с женой громовержца Герой. Он уже сильно опьянел, а божественная красота Геры настолько возбудила хмельного царя, что он дерзнул обратиться к ней со словами любви. Онемели боги от такой наглости. Сильно разгневался Зевс, он уже готов был поразить нечестивца своей молнией, но подумал, что это будет слишком легким наказанием. Не решив, какое наказание заслуживает Иксион и, желая посмеяться над коварным гостем, подозвал к себе Зевс богиню облаков Нефелу. Он велел ей создать призрачный образ Геры и ответить на домогания Иксиона.

        Можете себя представить, как ликовал коварный царь, думая, что обманул самого громовержца. Но рано радовался Иксион. Жестоко отомстил Зевс оскорбителю богов, наказав не только Иксиона но и весь его род.
       После смерти приговорен был царь лапифов вращаться вечно на огненном колесе, но и при жизни еще пожал он плоды свой преступной похоти. От связи Иксиона с Нефелой родился у царя лапифов сын Кентавр. В человеческом его облике жил настоящий зверь. Даже соплеменники, жестокие и необузданные, не выносили его общества.
 
      Словно бешенный носился он по Фессалийским горам с табунами диких кобылиц,  и от этих кобылиц породил он племя тех ужасных существ,  которые и получили названия кентавров. Они были наполовину конями, наполовину людьми. Туловища их были огромны и косматы. А своей безмерной силой и злобным характером они внушали ужас. Быстрые и дерзкие,  они нападали на людей, мужчин убивали, а женщин уносили в свои пещеры.  Никого не почитали они, ни с кем не считались. Только мудреца Хирона признавали они за внешнее сходство с ними.

    Со скорбью и жалостью смотрел Хирон на  кентавров. До сих пор он знал  только одного человеко-коня,   сына бога Силена и нимфы Мелии Фола. Он был частым гостем у Хирона и его добром другом.  С  появлением потомков Кентавра это название прилипло и ним, не имевшим ничего общего с родом  Иксиона, бросило тень и на них.  Люди ненавидели и боялись кентавров, только племя  лапифов терпело их как родственников, да и то до поры до времени.

      Однажды царь лапифов Перифой пригласил кентавров на свою свадьбу. Перифой был достойным потомком Иксиона и унаследовал от него безмерное тщеславие и безрассудство. Желая поразить гостей диковинными существами,   пригласил он на пир своих диких родственников. Чем  еще мог удивить Перифой отважных греческих героев, прославленных воинов и победителей чудовищ?

      Роскошен был пир. Прекрасна была невеста Гипподамия, блиставшая среди подруг, как луна среди звезд. Захмелевший Перифой похвалялся ею и заставлял танцевать перед гостями.  Дикие кентавры, не пробовшие до сих пор вина, отведав его, сильно опьянели. Они всегда были бесцеремонны, а тут и вовсе  озверели. Самый сильный из них, Эвритион, воспылал вдруг страстью к невесте. Сначала он приплясывал возле нее,  а потом, схватив своими могучими руками, взвился на дыбы и попытался ускакать из пиршественного зала. Его  сородичам понравилась шутка. Со ржанием  и улюлюканьем, последовали они его примеру и быстренько расхватали подруг  невесты.

    От такой выходки Перифой, его друзья и гости сначала опешили, но скоро пришли в себя и бросились за обидчиками. Там, где только что стучали бокалы и лилось вино, разгорелся бой. Нелегко пришлось лапифам. Как без оружия сражаться против смертоносных ударов мощных копыт. Если бы не греческие герои, среди которых был и друг Перифоя Тезей, исход битвы был бы непредсказуем. Но противостоять  искусным воинам-грекам кентавры не смогли. Почти все погибли они в этой битве, а оставшиеся разбежались  и стали скрываться в лесах и пещерах, ненавидимые людьми. Само слово «кентавр» вызывало у многих ужас и отвращение.

      Скрываясь в лесах, кентавры  так и остались дикими и неразумными существами. Отринутые всеми, они примкнули к свите Дионисия, бога вина и виноделия. Они пристрастились к вину и, хмельные, бродили с песнями по лесам. На них любил скакать озорной бог любви Эрос, подстрекая их на всякие неприличные выходки. Пьянство и разврат окончательно погубили  диких сородичей Перифоя. И вот как это случилось.

       Хирон и Фол всегда испытывали сочувствие к внешне  подобным себе существам. Они пытались привить этому необузданному племени хоть какие-то человеческие привычки и, жалея их, жили с ними в добром соседстве.
     Фол, как и Хирон, отличался мудростью и проницательностью. Он имел хороших друзей среди греческих героев. Они частенько навещали Фола, и вот однажды к нему забрел сам Геракл, любимый  сын Зевса. Он только что отвел к Эврисфею  Керинейскую лань, и спешил  на очередной подвиг, который требовал от него злобный и завистливый царь. Герой должен был найти и привести в Микены Эриманфского вепря.

    Обрадованный встречей с Гераклом, Фол устроили для  него настоящий пир. Он приготовил  изысканные кушанья и открыл сосуд с ароматным вином. Друзья мирно беседовали за трапезой. Геракл рассказывал о своих подвигах, а Фол  восторженно  смотрел на  человека, доблестью и силой равного богам. И вот в это самое время в пещеру ворвались разъяренные кентавры. Бродя по фессалийским лесам, они издалека почуяли благоухание вина, так как обладали удивительно тонким чутьем. Не умея сдерживать свои желания, они также хотели принять участие в пиршестве.

     Оскорбленные тем, что их не пригласили, они решили проучить Фола и его гостя.Но Геракл был не из тех, кого могли напугать разъяренные дикари. Нисколько не испугавшись, он начал швырять в нападавших горящие головни из очага. Как и все животные, кентавры ужасно боялись огня. Они бросились бежать. Но не тут-то было. Теперь уж разъярился Геракл, он схватил свой колчан со стрелами и  бросился вдогонку. Фол следовал за ним.

       Ужасные стрелы были у Геракла. Убив когда-то Лернейскую гидру, герой собрал ее яд и смочил им свои стрелы. С тех пор все раны от этих стрел были смертельны. Один за другим падали кентавры, умирая в ужасных мучениях. И не зная, куда деваться от этого ужаса, поскакали они к пещере Хирона, ища у него защиты и надеясь, что там-то Геракл их не тронет. Но они ошиблись. Ослепленный гневом Геракл уже не замечал ничего вокруг, только одну цель преследовал он - убить как можно больше кентавров. И когда они ринулись в пещеру Хирона, он последовал за ними.
      А мудрый Хирон отдыхал после омовения. Шерсть на теле была влажной от воды, легкая туника, прикрывавшая обычно его тело и и венок из лавра, лежали на низком ложе. В таком виде Хирон внешне ничем не отличался от других кентавров. Услышав топот копыт, вопли и ржанье, Хирон поспешил к выходу и неожиданно очутился среди взмыленных от бега кентавров, моливших его о защите. Не успел он толком расспросить их, как в воздухе засвистели стрелы, разя всех подряд. Это подоспел Геракл. В пылу сраженья он не узнал  друга, сверкнула его стрела, и сраженный ею, упал мудрый Хирон, с горечью воскликну: «Остановись, Геракл!»

      Только теперь  увидел Геракл, кого он поразил в безудержном своем гневе. Отшвырнул он колчан со стрелами и бросился к раненому другу. Но ни что уже не может помочь Хирону. Сколько бы Геракл не промывал  его рану,  сколько бы и каких не прикладывал к ней целебных трав, не было спасенья от яда Лернейской гидры.
      Глядя на муки Хирона, рвет на себе волосы Геракл, нет пределов его отчаянью. Но злая судьба  наносит еще один зловещий удар. В пещеру вбегает запыхавшийся Фол. Увидев убитого горем Геракла, он роняет себе на ногу подобранные им стрелы! Ну что за несчастье! Сразу двух друзей должен потерять Геракл, и он сам стал причиной их гибели.

     Ужас объял Геракла. Невыносимо смотреть ему, как в страшных муках умирет Фол. Но он понимает, что еще  страшнее участь Хирона. Не дано ему в отличие от Фола  найти успокоение в смерти. Его мучениям нет, и не будет предела, так как боги наделили его бессмертием.

      Великая скорбь охватила Геракла, а в сердце зажглась  неистовая ненависть к косматым чудовищам. Словно предчувствовал Геракл, что и в его судьбе  сыграют они роковую роль. И предчувствие не обмануло героя.

      Пройдут годы, но наступит  минута, когда падет он жертвой  коварного кентавра Несса, уже  сошедшего к тому времени в Аид и из глубины Тартара радующегося гибели Геракла. Когда-то этот Несс переправлял через реку жену Геракла Деяниру и плененный ее красотой решился на похищение, это было  так привычно для его необузданного нрава. Но не так-то просто было отнять что-либо у великого героя. Слетела с тетивы смертоносная стрела и в мгновенье ока  настигла подлого похитителя. Страшно мучился раненый  кентавр, но, умирая, он решил отомстить  Гераклу. Собрал он свою кровь, смешанную с ядом Лернейской гидры, и отдал ее простодушной Деянире.

     «Если разлюбит тебя муж, - прошептал коварный Несс,- натри моей кровью его одежду, и поверь, он вернется к тебе!» Так и поступила простодушная и не очень умная Деянира, когда показалось ей, что разлюбил ее Геракл. В страшных муках погиб величайший герой Греции, умерщвленный  злобной волей мертвеца. Но он исполнил свое предназначение и был принят в сонм олимпийских богов. Так смертный получил бессмертие за свои подвиги.

      А бессмертный Хирон, мучениям которого суждено было длиться вечно, был поистине мудр. Он добровольно сошел в Аид и упросил его владыку принять его в царство теней в замен на освобождение титана Прометея, благороднейшего из титанов, подарившего людям огонь и за это  принявшего страшные и бесконечные муки. Аид согласился с просьбой Хирона.

       Так мудрый кентавр освободился от мучений и совершил  поступок, придавший еще большее величие его бессмертному образу.

       Вот и вся история о кентаврах. Два благородных кентавра погибли, а немногие уцелевшие их дикие сородичи жили в лесах Фессалии и Аркадии, пока жили сказания об этих удивительных существах, последних чудовищах Древнего мира.
Но память о кентаврах не ушла в небытие вместе с ними. Образы могучих человеко-коней запечатлены на картинах и барельефах, отлиты в бронзу, высечены из камня. А в небе излучает свой призрачный свет далекое созвездие «Центавр», очертания которого напоминают слившихся воедино коня и человека.