Изгой

Лысенков
Жил-был человек. Был он умён, и собою хорош, и одет был неплохо. Был он светел душою, но было пятно. он увидел его и убрал. Появилось другое, etc. Через N лет стал человек почти полностью тёмен душою. Осознавая сие, человек стал изгоем, умышленно - ибо часть светлого в нём не сдавалась. Повезло человеку: он встретил ещё светлую душу на пути своём жизненном, привязался к ней и стал исправлять себя насильственно. Но не разглядел засаду изгой, и тёмная часть его вырвалась и поработила мозг его навек, и уничтожил он путника своего, и подумал: да будет так с каждым. Не выдержал пытки страдалец, и стал биться об столб головою, пока не стал мудрецом великим. Рассудил тогда здраво мудрец новорожденный: если тёмен я, быть изгоем мне тысячи лет, или пока не издохну, и не будет тогда мне покоя душевного, и терзать я буду себя сам; если же справлюсь с этим испытанием я, и стану светел как роса, то терзать меня будут не совесть моя, не жадность, и не порок, а люд сумасшедший, коего на белом свете больше, чем всему миру и мне надобно. Вывод странный сделался вдруг, крайне. Однако плевать человеку глубоко и смачно было на странности, ибо сам он странным был до вселенского безобразия, и знал, и понимал это, и принимал как данное. Прав он абсолютно был, когда думал, что изгоем останется. Исчез человек, и неизвестна причина сего, и тайна эта сокрыта от глаз людских, которым дела нет до всяких.