Золушка

Николай Иваненко
     Удостоено специального приза в конкурсе ЕКАТЕРИНЫ ГОРБУНОВОЙ-МОСИНОЙ.
     Второе место в конкурсе ЛАУРЕАТ 13

      В тридевятом царстве, в тридесятой захолустной деревушке, то есть, рядом с нами, жила-была десятилетняя девочка Лиза со своей мамой. Было это в послевоенном голодном 1946 году. Колхоз в той деревушке ещё не восстанавливался, вокруг не было никаких предприятий, не было ни работы, ни заработков. Люди жили только тем, что выращивали на огородах. Мама Лизы не могла обработать достаточную площадь огорода, поэтому урожай собирала небольшой, на зиму не хватало, и ближе к весне, до появления первой зелени, приходилось туго. Лиза, как могла, помогала маме, но велика ли помощь от тоненькой, как тростиночка, девочки.
     Весной мама Лизы решила выйти замуж. Нашёлся один, немного чахоточный, но, кажется, работящий. Расширили посевные площади, получили хороший урожай, вырастили кабанчика, развели курочек – появилось мясо. В общем, с голоду пухнуть перестали.
     Но всё-таки и мама, и маленькая девочка Лиза ходили всё время опухшие. Очень крутой нрав оказался у чахоточника. Чуть что, кулаком в маленькое личико, или сапогом под попу, или хворостиной исполосует, а может и палкой отдубасить. Бил без разбору и маму и Лизу. Мама сначала пыталась защитить доченьку, но сама получила так, что еле доползла до кровати. В дальнейшем о защите малышки не помышляла, а после многократных зверских побоев, сама озверела. А вымещать злость могла только на дочке – больше некому попадать под руку.
     В какой-то момент в студёную зимнюю пору Лиза, избитая обоими родителями убежала из дому. А куда в деревне бежать? Там нет, как в городе, тёплых подъездов, чердаков и подвалов, где обитают бомжи. Там есть собачьи конуры. Но собаки не согласны делить своё жилище с кем-то ещё. Девочку часто кусали. Есть в деревне сараи для скота. В некоторые Лиза забиралась, прижимаясь к животным, чтобы согреться. Но хозяева, обнаружив её, немилосердно изгоняли. Были ещё стога сена, заготовленные для коров. Но сено там очень уплотнённое, слежавшееся, слабыми ручонками на морозе сложно сделать какое-либо углубление, чтобы спрятаться в сене.
     А кроме того очень хотелось есть. Сначала Лиза пыталась пробраться в свой дом и украсть что-нибудь съестное, но часто попадалась жестокому отчиму. Тогда она вспомнила, что многие дома в деревне не закрываются на запоры. Кое-где ей удавалось стащить кусочек (много не брала, лишь бы с голоду не умереть). Тем не менее, она прослыла воровкой, и хаты стали закрывать на замок.
     Однажды я, помогая моей маме, пришёл к стогу сена, чтобы набрать охапку для коровы, и … обнаружил там Лизу.
-   Ты что здесь делаешь, воровка?!
    Лиза, белая как лунь, пыталась что-то сказать, но губы не слушались. Я присмотрелся внимательней и вдруг понял, что передо мной маленькая, худенькая, совершенно замёрзшая девочка.!
-   Пойдём к нам в хату, - предложил я. Но Лиза не могла встать. Я (её одногодок) с трудом поднял и занёс в дом. Моя мама, увидев мою ношу, ахнула, взяла её у меня и вынесла опять на улицу. Там она долго растирала снегом лицо и руки Лизы, пока они не покраснели.
-   Вот теперь можно заходить в дом.
    Лизу обогрели и накормили.
-   Пойду, приведу её родителей, - сказала моя мама.
-   Не надо родителей, - слабым голоском сказала Лиза, но моя мама не обратила на это внимания.
    Пришли её родители. У отчима в руках оказалась заготовленная толстая розга, которой он тут же при всех начал избивать маленькую щупленькую девочку.
-   Ишь, зараза! Украла буханку хлеба (хотя Лиза отрезала лишь краюху), сожрала целый килограмм масла (хотя Лиза лишь помазала маслом хлеб) и ещё людей обворовывает.
     Картина была ужасающей: здоровенный мужик полосовал жёсткой хворостиной маленькое костлявое тельце девочки. «Что же это такое?! Меня мама никогда не била!»
-    Что вы делаете?! – закричал я, схватился за палку и повис на ней, не давая махать.
-    Действительно, забирайте её домой, и там учите, - сказала моя мама.
     Отчим грубо схватил девчушку за руку и буквально поволок по снегу, потому что Лиза совсем ослабела. Дома её ещё отлупили и отпустили. Собственно, никто не собирался её удерживать. И Лиза снова пришла к нам, потому что мы единственные в деревне, которые не сразу прогнали её, а хотя бы дали согреться и покушать.
-    Нет, Лиза, уходи, - сказала моя мама, - твои родители всё равно придут за тобой, только нам неприятности будут. Да и своих девять ртов, едим похлёбку пополам с соломенной трухой.
     У Лизы по впалым щёчкам текли крупные слёзы.
-    Мам, пусть она останется у нас.
-    Нет, нет, нельзя.
-    Тогда я уйду вместе с Лизой!
-    Что?!!! А ну марш не печку, негодник, а то я задам тебе!
     Я знал, что мама меня не накажет, поэтому решительно обнял Лизу.
-    На печку только вместе с Лизой!
     Мама промолчала, но вскоре куда-то засобиралась. Я решил, что она сейчас приведёт лизиных родителей. Мне вдруг стало так больно, будто меня отдубасили палкой! «Что делать? Что делать?? – закрутилось в голове, - Что делать???» Я выбежал на улицу к стогу сена и специальным крючком стал вытягивать из стога сено, чтобы сделать дыру и спрятать туда Лизу. Но мама вернулась одна, оказывается она просто думала, как поступить. Не обнаружив девочку, строго спросила:
-    Где Лиза?
-    Ушла.
-    Куда ушла?
-    Не знаю, - соврал я.
-    Найди её, пусть поживёт у нас.
     Родители Лизы вовсе не обеспокоились её отсутствием, даже были рады, что про «воровку» больше ничего не слышно. Мы старались прятать Лизу от посторонних глаз: то забросаем её тряпьём в углу, то в коровьих яслях засыпали соломой. Но до чахоточника всё-таки дошло, что Лиза у нас. Он явился к нам опять с толстой розгой, материл нашу семью на чём свет стоит, шарил по всем закоулкам, но Лизу не обнаружил. Она в это время сидела в норе в стоге сена.
     Лиза прожила у нас до весны. А весной решила уйти в город. Мы её не удерживали, хотя уже считали своей. Летом её не спрячешь, и оставлять у себя нельзя – это подсудное дело. Мы всей семьёй проводили её за околицу. До города далеко, но уже появились листочки, цветочки и корешки, которыми можно было утолять голод.
     Прошло около 15 лет. Умер Лизин отчим от чахотки, затем умерла мать, которой отчим до своей смерти успел отбить печёнки-селезёнки и поломать рёбра. Лизу разыскали. Она уже стала красивой девушкой. Ей предложили приехать и забрать наследство. А какое наследство? Покосившаяся хата, внутри железная ржавая кровать, покрытая тряпьём, самодельный стол и два табурета. Ничего этого Лизе не нужно. Говорили люди, что была ещё коровка и курочки. Но пока Лизу разыскивали, коровка куда-то запропастилась, а курочки разбежались. Лиза сходила на могилку матери, уронила лишь одну скупую слезинку, как бы прощая мать за её прегрешения. Перед тем, как навсегда покинуть родительский кров, она подошла ко мне и уже по-взрослому сказала:
-    Спасибо, друг, что помог пережить ту суровую зиму!
     Я мысленно порадовался тому, что Лизе посчастливилось выжить и превратиться в красавицу, и пожелал, чтобы фортуна больше никогда не отворачивалась от неё.