Снова не сплю...Черт меня дернул прочитать на ночь одну миниатюрку - Эстер Долгопольской (с высочайшим рейтингом), название которой меня просто убило: «О ТЕКСТ, ты – наша жизнь и бессмертие!» Заметьте – не творчество и не СЛОВО – наша жизнь и бессмертие, а именно ТЕКСТ!
В трепетном перечислении автором великих мастеров художественного слова, на которых надо равняться, в патетической концовке эссе – боль за состояние нашего современного языка. Нас призывают беречь великий и могучий Русский язык (с большой – у автора).
Но это понимаешь при одном условии – если отвлечься от названия, которое просто перечеркивает смысл всех благородных призывов. Речь ведь идет о мастерах прошлого именно в области ХУДОЖЕСТВЕННОГО слова! Милые сердцу автора Пришвин, Паустовский ( и так далее, смотри эссе) не ТЕКСТЫ писали, а ХУДОЖЕСТВЕННУЮ прозу или поэзию!
Да загляните в любой словарь русского языка, и везде толкование этого безликого слова, лишенного всякой поэзии для нашего уха, одно и то же:
ТЕКСТ (фр. texte, англ. text, от лат. textus ’ткань, сплетение, структура; связное изложение’), языковое произведение неограниченной длины.
Это может быть официальный документ, слова к музыкальному произведению, художественное произведение.
Текст можно изучать, потому что в нем (если это художественное произведение) отражается стиль автора.
С ТЕКСТОМ можно вытворять что угодно, но как можно считать его ЖИЗНЬЮ и БЕССМЕРТИЕМ, петь гимн ТЕКСТУ?!
Понятно, что этим словом журналисту удобно оперировать, чтобы не уточнять жанр того, о чем пишут. Это так называемый новояз - своеобразная мусорная корзина, где нейтральные слова по смыслу подменяют вполне конкретные явления. ТЕКСТ – слово модное, такое же как в словаре современных деятелей искусства - ПРОЕКТ. За ним – куча всего: кинофильмов, спектаклей, шоу, даже концертов классической музыки.
Но когда актер спокойно говорит о прославленном спектакле, как ему нравится этот ПРОЕКТ, меня лично тоска берет. Да и некоторые писатели уже называют проектом свои произведения, сама слышала.
Вы можете себе представить, чтобы великий поэт, сказал о себе: «Ай да Пушкин, ай да молодец – какой я текст только что составил!» Именно так, но шаловливый поэт мог и сказать: сварганил, состряпал, запузырил. Текст не творят, его составляют, стряпают, придумывают, сочиняют, да только от этого художественным творением он не становится.
И Пришвин очень огорчился бы, услышав, как его «Кладовую солнца» называют ТЕКСТОМ!
А вы можете сказать о себе; "Вот прочитала только что ТЕКСТ Паустовского "Повесть о лесах"?
В эмоциональном порыве автор пишет в конце своего эссе:
«О! Читать слова! Жить ими! Любить их - слова - эти переливы и шум, мысль и бормотание, крик и музыка... Перечитайте Пришвина и ещё раз воскликните для себя:
- Да пребудут вечно разные слова во всех их ипостасях, слова, которые так иногда удачно складываются в текст!»
Дорогие авторы портала! Вы не повести, рассказы или стихи пишете, у Вас просто ИНОГДА слова ТАК УДАЧНО СКЛАДЫВАЮТСЯ в ТЕКСТ!
Повторяю: получился не СЛОВУ гимн, а ТЕКСТУ! И грустный факт, что безликое словечко стало привычным для писателей (настоящих или будущих) – это уже тревожный симптом того, что ХУДОЖНИКИ СЛОВА становятся РЕМЕСЛЕННИКАМИ, потеряли вкус к СЛОВУ.
Продолжение http://proza.ru/2019/01/15/1937