Интервью Дидье Маруани-Игорю Киселёву. Космос и му

Игорь Киселёв
Интервью Дидье Маруани - Игорю Киселёву. (28 04 2009г.)



Игорь Киселёв : Прежде всего, разрешите поблагодарить Вас за то внимание, которое Вы уделяете в своей концертной деятельности нашей стране практически с самого начала создания группы SPACE. Многие французские артисты и музыканты признаются, что в Россию их влечёт не только коммерческий интерес. Действительно ли российская публика отличается от европейской, и где, по-Вашему, она более приветливая?

Дидье Маруани :Вы же знаете, что я люблю Россию и русскую публику еще с моих первых концертов в СССР в 1983 году. В то время я дал 21 концерт: 9 в Москве в "Олимпийском", 6 в Санкт-Петербурге и 6 на Украине. В общей сложности на концерты пришло более 600 000 русских и украинцев - поклонников моей музыки. С этих концертов и началась моя "Лав стори" с русским народом, которая продолжается и по сей день. На сегодняшние концерты приходит новое поколение со своими родителями, которые приходили на концерты в 1983. Самый большой подарок для артиста это, когда он видит, что новое поколение ценит его музыку (картину, книгу и т.д.). Российская публика очень приятная и верная своим интересам, и это большая честь для артиста быть любимым ею, потому что в России культурный уровень гораздо выше, чем в Европе.

И.К: 2010 год, как известно, был объявлен годом культур России и Франции. Планируете ли Вы какой-либо тур, посвящённый этому событию, и не скажется ли на нём недавняя неудача с концертом в Кремле?

Д.М.: Надеюсь, мне удастся принять участие в этом годе культур России и Франции. Последние 26 лет я стараюсь как-то поддерживать культурные отношения между нашими странами. Надеюсь, в следующем году у меня получится дать концерты не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в других городах, где люди так давно уже ждут выступления SPACE. 4 года назад мы были в Новосибирске, и там реакция публики была просто великолепной; 2 года назад были в Казани, оттуда мы привезли интересный сувенир; еще очень хочу выступить в Екатеринбурге.

И.К: Не могли бы Вы поподробнее рассказать нашему клубу, в чём причина отмены Вашего выступления 9-го марта, правда ли, что подвели российские организаторы?

Д.М.: Да, это была их вина. Во-первых, они уже развесили афиши и начали продажу билетов еще до того, как был подписан с нами контракт. Это была их первая большая ошибка. После этого, как указано в контракте, они должны нам выслать билеты на самолет за три недели до концерта, номера в отеле были заказаны, но не оплачены. Вторая часть гонорара не была выплачена. Что я могу сделать? Во время наших поездок, я вожу с собой команду из 16 человек (музыканты, техники, менеджеры и т.д.), и все эти люди сидели два дня перед отлетом и ждали, потому что промоутер нам говорил: "Завтра, завтра… Завтра вы получите билеты… Завтра у вас будет гонорар…" Все завтра! Я думаю это все потому, что промоутер - не профессионал, тем более что у этой женщины (Анны Ващилиной - авт.) уже однажды были проблемы еще кое с каким западным артистом, который должен был выступать в "Олимпийском". Мне же остается только надеяться, что людям, купившим билеты на концерт SPACE, вернули деньги за билеты. Медиа-группа, поддерживавшая наш концерт 9 марта (EUROMEDIA GROUP, Европа Плюс и Ретро FM) была в курсе всех событий, происходивших каждый день, и уж они-то знают, как долго мы терпели этого промоутера. Вы знаете, что подобного рода вещи могут не очень хорошо отразиться на моей репутации, поэтому я буду подавать в суд на организаторов. Я очень уважаю свою публику. С подобной ситуацией мне приходилось сталкиваться уже два раза. Собираясь в Россию и понадеявшись на организаторов, в конце концов приходилось оплачивать все самому, так как это так и не сделала компания-промоутер, а участники моей группы были просто не в состоянии все это оплатить. Так что в этот раз мы просто не могли заплатить за все, что было заказано, потому что так и не получили полную стоимость нашего гонорара.


И.К: Впрочем, господин Маруани, нам хотелось бы спросить Вас о Вашей музыке вне концертов - есть ли среди Ваших композиций те, что были написаны для кино или театра?

Д.М.: Да, я однажды писал музыку для двух фильмов, и мне очень понравилось. Очень здорово, когда ты находишься на одной волне с режиссером и прекрасно понимаешь, что от тебя требуется. В настоящее время мне все хочется все больше и больше работать для кино, и я готов найти какого-нибудь хорошего русского режиссера, который захочет работать со мной, как с композитором. Мне очень нравятся русские фильмы, и в ближайшее время у меня намечена встреча с русским режиссерами. Попытаемся с ними сработаться.

И.К: Как Вы относитесь к новым интернет-технологиям , позволяющим людям, находящимся порой на разных континентах, писать музыку, будто они играют в одной студии?

Д.М.: Я считаю это правда очень здорово, так как современные технологии действительно позволяют музыкантам работать вместе даже если они живут в тысячах километров друг от друга. Таким образом я работаю над своим новым альбомом совместно со SPACE "Back to the future" ("Назад в будущее" - авт.), который должен выйти в России в сентябре. Мой программист и преданный клавишник Джефф Пэрент живет на юге Франции, и мы работаем с ним через интернет. Конечно же, лучше работать ближе друг другу, так гораздо лучше узнаешь музыкальные пристрастия друг друга, но интернет экономит много времени… Например, бывает такое, что Джефф ищет какой-то определенный звук час или два. Когда найдет что-то подходящее, он отсылает это мне. Мне же проще потом судить, это тот самый нужный нам звук или нет, потому что я не сидел целый час и не слушал сотни разных вариаций. Я корректирую композиции, меняю структуру и отправляю обратно Джеффу. Так продолжается до тех пор, пока композиция не будет завершена, и она меня будет полностью удовлетворять.

И.К: С кем бы Вам хотелось написать совместный альбом?

Д.М.: Я подумываю над тем, чтобы в следующем альбоме попробовать смешать разные стили, поработать с другим музыкантом, но в настоящее время это очень сложно, из-за очень завышенного "ЭГО" многих артистов!!!

И.К: Дидье, кого Вы считаете своим учителем или кумиром в музыке, какие у Вас творческие увлечения помимо музыки, в чём Вы находите вдохновенье, или оно подвластно Вашей воле?

Д.М.: Меня вдохновляли очень многие композиторы, особенно классики. Мой любимый композитор - Фредерик Шопен. Также люблю Моцарта и Бетховена. Что касается современных авторов, то мне очень нравится Пол Маккартни: у него отличный музыкальный вкус. Также у Элтона Джона прекрасные мелодии с отличным чувством ритма.

У меня много интересов в жизни. Я люблю копаться в своем огороде, выращивать цветы. Я считаю, что весна - лучшее время в году, так как именно в это время я вижу, как все деревья и цветочки растут в моем саду. От этого я чувствую себя неимоверно счастливым человеком. Я люблю кино, люблю готовить, люблю проводить время с друзьями, пусть их и не так много. У меня есть три или четыре друга, которые мне как семья. Я люблю встречаться с ними, говорить о том о сем. Мне удалось сохранить прекрасные отношения с несколькими друзьями детства. Мы росли с ними вместе, развивались в одном направлении. И даже несмотря на то, что мы могли не видеться с ними с тех пор, как я уехал от них в 15 лет, мы все равно поддерживаем с ними связь.

И.К: Однажды Вы сказали, что музыка приходит к Вам из космоса. Как Вы считаете, так может это и есть универсальный язык, который понятен любым цивилизациям, в том числе и инопланетным?

Д.М.: Я думаю, что музыка - это наивысшая степень искусства. Сочинение композиций уже само по себе волшебство, потому что ты никогда сам не знаешь, откуда к тебе приходят ноты. Иногда, когда ко мне в голову приходит какая-нибудь мелодия, я тут же стараюсь ее записать до того, как она придет в голову какому-нибудь другому композитору!!! Иногда кажется, что эти ноты правда приходят к тебе из космоса. После того, как ты "получил" эти нотки, еще ведь необходимо впоследствии проделать огромную работу: закончить песню, сделать аранжировку, подобрать , на каком инструменте можно будет сыграть то или иное, записать песню, смикшировать её.. Но, безусловно, первоначальный вариант - это чистой воды магия!!!!
Я полностью согласен с вами, что Музыка - это какой-то универсальный язык, и что музыканты именно посредством нот и композиций могут передать публике свой эмоциональный настрой. Иногда музыканты с помощью своих произведений гораздо лучше могут общаться с публикой, чем это делает какой-либо политик при выступлении с речью. И вот это "общение" я очень хорошо прочувствовал, когда ездил по России со SPACE-туром в 1983 году. В то время российская публика была очень заинтересована в моей музыке, и мои "любовные послания" дошли до многих, в том числе и до их детей.
В 1988 году на станцию "Мир" были отправлены CD-диск группы SPACE с альбомом "Space Opera" и CD-проигрыватель. Позже они были выброшены в открытый космос. И все это было сделано в надежде на то, что когда-нибудь пришельцы найдут этот диск и у человека появится возможность связываться с будущим!!!!

И.К: Электронщики первой волны совершали путешествия в свои музыкальные миры на аналоговых синтезаторах, и многие из них испытывают ностальгию по их звучанию. У Вас не возникало желания создать нецифровой проект?

Д.М.: Наши первые альбомы "Magic Fly" и "Deliverance" были полностью сыграны на аналоговых синтезаторах. А потом уже началась эра цифрового звука, и тогда работать над всем в цифровом формате стало гораздо проще. В 1977 мы могли часами подбирать необходимые звуки и мелодии, пока не находили то, что нужно. И в этом плане на аналоговых синтезаторах представляется совсем иной звук, чем в цифровых системах. Мне кажется, когда совмещаешь звук аналогового синтезатора с цифровым звуком, то получается какое-то особое "космическое" звучание. Вот в таком формате я сейчас и работаю над своим следующим Спейсовским альбомом "Back to The Future". В этом альбоме две композиции будут исполнены…. Я не буду раскрывать секрет, кем, потому что, возможно, в скором времени вы все сами узнаете.

И.К: Не секрет, что французская школа электронной музыки по праву считается одной из самых сильных и представительных. Признайтесь, Дидье, в чём причина этого феномена? Уж не во французской ли кухне?

Д.М.: Думаю, что очень многие французские музыканты, именно после того, как услышали "Kraftwerk" и "Tangerine Dream", начали исследовать просторы электронной музыки и познавать возможности синтезаторов. Отсюда и появились пионеры-элекронщики. Вы же знаете, что когда где-то зарождается какое-либо новое музыкальное течение, многие очень хорошо себя чувствуют, будучи представителями этого течения, и продолжают дальнейшие исследования в этой сфере.
Что касается французской кухни, то это, скорее, вопрос культуры. Во Франции очень много разных мест, где кухня и сами ингредиенты абсолютно разные. И культура уже на протяжении многих веков учит их, как правильно совместить тот продукт с другим.
Про себя же я скажу, что я эстет в еде и вине, и я сам обожаю готовить для друзей, когда они ко мне приходят. Я все время нахожусь в поисках новых и интересных ингредиентов и рецептов, и я уверен, что однажды я их найду.

И.К: Дидье, кого Вы считаете своими последователями или учениками, кто-нибудь из них живёт в России?

Д.М.: Никогда бы не подумал, что в один прекрасный день меня назовут "учителем"!!! Я ведь до сих пор сам учусь чему-то и в жизни, и в музыке.
Я рад, что я один из родоначальников нового музыкального направления, появившегося в 1976 году. Иногда я даже горжусь, когда мне на электронную почту приходят письма от людей со всего света, в которых говорится о том, что моя музыка повлияла на них и помогла стать музыкантами и композиторами. Очень много людей из России начали свою музыкальную карьеру, после того, как услышали композиции группы SPACE, поэтому их письма очень много значат для меня. Однажды в Киеве ко мне за кулисы пришли шестилетний мальчик с родителями, и они мне сказали, что их сын начал учиться игре на фортепьяно, слушая композиции Space!!!! Тогда я попросил мальчика сыграть на столе какие-нибудь мелодии. И когда он начал играть (перебирая пальцами по столу) "Just Blue", "Magic Fly" и другие песни, я, даже не слушая, понял, что он совершенно верно ставил пальцы и играл правильные ноты…. И тогда я сказал ему, что у меня есть очень одаренные друзья! Я назвал ему Шопена, Моцарта, Бетховена и предложил ему начать изучать классическую музыку при помощи этих Мастеров. В тот день я пообещал ему, что если он достаточно хорошо изучит классику, то я однажды дам ему возможность сыграть на одной сцене со SPACE!!!!! Десять лет спустя, Гения Хмара стал известным музыкантом, и я предложил ему сыграть со SPACE на одном из концертов в Киеве вместе с симфоническим оркестром. Потом он один раз выступал с нами в Кремлевском Дворце. Мы стали с ним очень близкими друзьями, и я знаю, что у него сейчас блестящая карьера музыканта и композитора. Когда я приезжаю с концертами на Украину или в Россию, мы всегда с ним встречаемся и эти несколько дней проводим вместе.

И.К: Не можем не задать Вам этот вопрос: Дидье Маруани и группа SPACE - это одно лицо, или у Вас есть ещё сольная карьера?

Д.М.: В настоящее время я очень много работаю с ребятами из SPACE: мы пишем альбомы, устраиваем концерты, участвуем в телевизионных передачах.. Но в то же время у меня есть и сольная карьера: я пишу песни и музыку для кино. Оба эти занятия меня вполне устраивают, тем более, что, по опыту работы, знаю, что одно дело помогает другому. Но, помимо этой работы, мне нравится продюсировать каких-нибудь других артистов.

И.К: Какой из Ваших альбомов Вы бы назвали самым космическим, а какой близок земным реалиям?

Д.М.: Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что все мои альбомы мне как родные дети. Пусть лучше слушатель выберет, какой из альбомов более "космический" или "земной". Я могу только предположить, что мои собственные альбомы гораздо более "земные", чем альбомы SPACE.

И.К: Последнее время Вы большую часть своей общественной деятельности уделяете проблемам экологии, и даже собираетесь пересесть на гибридный автомобиль. Что, по-Вашему, способно заставить человечество пересмотреть своё, в целом недальновидное, отношение к родной планете и её ресурсам?

Д.М.: Да, я очень обеспокоен защитой окружающей среды. Думаю, Человечество еще не донца поняло, сколько проблем мы принесли нашей Земле, загрязняя её всеми возможными способами. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: "Мы не унаследуем Землю от наших родителей, мы преподносим её нашим детям ". Меня очень потрясли эти слова, и они стали моим лозунгом с 1991 года, когда я впервые понял, насколько же загрязнена наша матушка-Земля. Я очень горжусь принцем Альбертом Монакским (я зову его "своим" принцем, так как я родился в Монако и жил там с 15 лет), когда он отменил сооружение огромного острова прямо напротив Монако, сказав, что сам процесс создание этого острова очень сильно загрязнит воздух. Возможно, сейчас люди все больше и больше озабочены проблемой загрязнения окружающей среды, поэтому все чаще и чаще, перед тем, как построить или соорудить что-либо грандиозное, советуются со специалистами и учеными, даже если строительство может принести стране кучу денег.
Думаю, каждый отдельно взятый человек на Земле должен задуматься: а какой вред Земле приносит лично он сам? Политические люди, имеющиеся огромное влияние на массы, должны как-то воздействовать на публику в плане защиты нашей планеты. Это произойдет не быстро, но все же наша цель передать нашим детям Землю как можно более чистой и нужно уметь предугадать, что же будет с ней годов через 4-5. Детей этому должны воспитывать родители, но многое зависит и от того, как к природе относятся сами дети. Они должны быть заинтересованы и озабочены этими проблемами, дети - это ведь наше будущее, и мы должны передать им ключи от "безопасной" и "чистой" планеты Земля.

И.К: Многие композиторы сейчас стали вести личные блоги - куда без них. У Вас, наверное, тоже есть свой интернет-дневник? Если да, о чём Вы пишете в нём, и не было ли у Вас мысли сделать его также и на русском языке? Нам кажется, эта идея достаточно реальна и интересна для Ваших поклонников из России и СНГ.

Д.М.: У меня однажды был блог на французском и на русском, но я закрыл его, потому что очень много времени забирает надобность писать там что-либо каждый день. Я не люблю писать, когда тебя заставляют. Мне гораздо приятней писать вот так, как я сейчас пишу вам. Я не хочу каждый раз писать что-то очень личное, а в блоге нужно писать именно о своих мыслях или о том, что ты сделал за день. Я думаю, небольшая загадочность артисту никогда не помешает.

И.К: И последнее, Ваши светомузыкальные спектакли предназначены к постановке, главным образом, в закрытых помещениях, однако известно, что несколько лет назад Вы готовили мега-концерт под открытым небом по случаю трёхсотлетия Санкт-Петербурга. Можно ли надеяться, что однажды, пусть уже и не в Петербурге, эта идея будет притворена в жизнь?

Д.М.: Я устраивал очень много концертов на открытом воздухе, в том числе и на огромных стадионах. И огромным подарком для меня была возможность устроить большой концерт на Красной Площади в 1992. Тогда получилось потрясающее шоу, тем более, что сыграть на Красной Площади было моей мечтой с 1982 года. И поэтому, когда министр культуры спросил меня, не хотел бы я приехать в Россию с концертами, я ему ответил: "Конечно, я хочу приехать в СССР! Только я хочу играть для огромной аудитории, а не только перед представителями номенклатуры!!! И после московского концерта, я хочу дать бесплатный концерт на Красной Площади для всех москвичей!!!" Министр посмотрел на меня, как на пришельца, и сказал: "Мсье Маруани, Вы даже не можете и мечтать о концерте на Красной Площади! Разве вы не знаете, что там находится? Мы готовы предоставить Вам и вашей команде самый большой стадион в Москве, но разрешить выступать на Красной Площади…. НЕТ!!!!!" Некоторое время спустя мне удалось встретиться с господином Лужковым, и через 9 месяцев работы и встреч с ним, он, наконец, дал мне абсолютно все права на возможность устроить концерт на Красной Площади!
Через девять лет на моем выступлении на Красной Площади собралось около 360 тысяч человек. И когда я стоял за кулисами и посмотрел на лифт, который должен был поднять меня на сцену, я сказал себе: "ПОБЕДА!!! Я сделал это!!!! ". Я был невозможно счастлив, и тогда я понял, что, когда ты ужасно чего-то хочешь и прикладываешь к этому все усилия и возможности, то…ТЫ ДОБЬЁШЬСЯ СВОЕГО!!!!!!!
Возвращаясь к Вашему вопросу о концерте на открытом воздухе, то я могу сказать, что такие концерты очень отличаются от концертов в закрытом помещении. Выступая на улице, находишься очень далеко от публики, поэтому приходится делать огромные световые, лазерные и видео-установки, чтобы публика, находящаяся очень далеко от сцены, смогла вполне насладиться всеми музыкальными и визуальными эффектами шоу. Но сам я предпочитаю концерты в закрытом помещении, потому что там ты очень близок к публике, ты чувствуешь ту Любовь, что они тебе посылают.. Я счастлив, когда докасаюсь до их рук и вижу огромную улыбку на их лице.. Для артиста самое главное - просто видеть и понимать, что ты приносишь человеку столько счастья…

И.К: Благодарю Вас, Дидье, за уделённое мне внимание, и до встречи в следующем году.

Литературный перевод Ольги Самсоновой.