Калик Чонтвари

Виктор Качалин
«Я нашёл божественную книгу – здесь, в Татрах.
От неё уцелело одно лишь заглавие: «Бытие». И ни слова о рае.
И я решил её восстановить – найти рай».


Чистый источник Чонтвари течёт через Ядран-море в тихую
Таормину – зарождается в Татрах, вздыбленных волшебством –
бежит долиной Моравы – в грохоте водопадов Яйце – несётся
пьяной струёй сквозь Средиземное море, к горам Ливана.

Горы, нежней и прозрачней мозаик слепой Византии, к Древу
Жизни скрывают дорогу.

Гностический Гусь вытянул шею над миром – и едва-едва виден
прорастающий из кедра Чонтвари.


«Мне снилось: я распят на кедре и вижу чудесный сон: ------
Горы и камни пепельно-дымные, огнистые, бирюзовые, а вдали
не океан и даже не первозданные воды, а млечно-зелёная бездна;
я хотел крикнуть от радости – это был бы мой последний крик!
И не могу. И я засох, сросся с кедром. Небеса над нами прозрачны
и свежи, словно кожа, содранная с земли –
то ли в первый день творения,
то ли при самом конце,
когда мир помолодеет от боли.
Кровь, прожилья, нежнейшая плоть –
кому они теперь в жертву?
А Баальбек разноцветным органом лежит весь в разломах –
нет для него ни времени, ни числа, ни законов.
Его обитатели – Каин и Авель – заблудились среди рукотворных
чудес. И в просветах стен сверкает последний на свете лес.

 И голос во сне:   «Мы с тобою на Фаворе?
                Горе, горе, горе, горе!
                Иисус походкой львиной
                Сам с тремя ушёл в долины!»

 Я заснул на дороге. Я из тех, кто покинул святые места. Проснулся
утром – а дороги нет, одна трава, и нет звёзд на небе, и нет на шее
креста. И кто-то забрызгал кровью мою одежду. А посох мой был
вбит в землю. Он расцвёл миндальным цветом. Пустыня – на то
и пустыня, что в ней невозможно заблудиться и нелегко заснуть.

                1999