Кто ты, мой ангел ли хранитель, или...

Евгения Коржунова
НАСТАВЛЕНИЕ ЖЕНЩИНАМ, ЧИТАЮЩИМ КЛАССИКУ ( Несерьёзно))


Мы живём в мужском мире (это бесспорно), и поэтому общество имеет мужской взгляд на политику, экономику, философию, религию, литературу и литературную критику. Остановимся на литературной критике, которая сформировала  (и формирует)  литературный вкус,   систему оценок и взглядов  на степень значимости литературных произведений и их героев. Эта система оценок настолько фундаментально мужская, что невольно  захотелось взглянуть на всё это с обывательски-непритязательной женской стороны. Итак, для начала, как говорилось в известном фильме, ни «замахнуться ли нам на нашего  Вильяма, так сказать, Шекспира?»
«Гамлет» – вершина творчества гения, вечные вопросы бытия, трагедия предательства, нравственного обоснование власти.  И так  дальше, до бесконечности, произведение-то действительно великое, так что есть о чём и о ком поговорить. Гамлет, если можно так сказать, грандиозный литературный персонаж,  и мы, читатели, естественно сочувствуем (какое точное слово со-чувствуем, наши чувства соединяются  с его чувствами) принцу  Гамлету, сопереживаем, мучаемся сомнениями вместе с ним, ненавидим, или на худой конец, осуждаем его врагов. Короче, мы на его стороне, он для нас, читателей – абсолютно положительный персонаж. Все виноваты перед ним, и  Дания («какая-то в державе датской гниль...»), и король, и мать, и предатели-друзья и...
А Офелия?! Она-то чем провинилась перед  Гамлетом? Скромная,   милая девушка, почтительная дочь, любящая сестра,  которая со временем, может станет, говоря словами другого классика, «верная супруга и добродетельная мать». И сомнений у неё на этот счёт никаких нет, ведь сам принц обратил на неё своё благосклонное внимание и с самыми серьёзными намерениями, о чём недвусмысленно ей и намекал.  Она  полна надежд и  предчувствий счастья. И вдруг в её жизни, проявляется злая воля рока или, точнее, человека, который убивает её отца (конечно, папа был лживый царедворец, как утверждает литературная критика, но ей от этого ведь не легче), становится  (справедливо, конечно) врагом её брата, и отнимает её надежду на счастье (берёт назад свою любовь) - и  потому только, что его мама совершила неблаговидный поступок, и он усомнился в порядочности всех женщин вообще).  Но  почему   Офелия-то должна отвечать за  нравственные заблуждения  посторонней женщины, непонятно?
И получается, что в судьбе этой девушки, Гамлет сыграл роль тривиального злодея. Конечно, он не виноват, трагические обстоятельства, его личная драма, вечные вопросы "быть или не быть" и всё такое... Но ведь вечные вопросы вечно и решаются. А Офелия между тем гибнет. И никто, ни принц Гамлет, ни любящий брат - никто, не поддержал её, не уберёг, да и просто не вспомнил о ней, занятый решением своих вечных, важных,  великих вопросов, в которых не было места скромной и нежной Офелии. И самое поразительное никому не стало за это стыдно, НО, это же  неправда, ведь как! они скорбели – одни оповещал мир о своей безмерной братской любви, другой спорил  и утверждал, что любит  «как сорок тысяч братьев!  А, может,  честнее было бы  просто сказать – прости нас,  прости за то, что тебе пришлось умереть так рано, и мы не смогли помешать, (и даже поспособствовали) этому. А они между тем говорили ТОЛЬКО  о себе,  снова о себе, о своей боли, и только о своей. И никому не вошло в голову, как же так получилось, что  при таких столь горячо любящих мужчинах девушка сошла с ума от горя, отчаяния, ужаса и   одиночества?!


АРБЕНИН (Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад»)
 
Когда читаешь  в сети сочинения молодых людей,  то  видишь, что Арбенин  определён  как личность необыкновенная, «демоническая»,  и  в то же время – «жертва бездушного света», словом страдалец.  Да и  сам о себе он говорит следующее
 «Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!»
 И, вполне  естественно,  что  мы, читатели,  с подачи  критики, ещё  аж революционно-демократической,  19-го  века,   готовы этому герою сострадать,  бесспорно, признавать значимость его личности и  осуждать всё то,  что эти страдания ему причиняет. К  моменту действия драмы Арбенин -  человек,  уже  поживший на свете, и  в свете, закрытый,  надменный, откровенно презирающий людей, Но ведь был  же он когда-то молодым,  каким он был тогда?
«В твои года – говорит он своей юной  жене - всему я верил безусловно»,  словом,  на пороге жизни он  мир не отвергал. Но потом
Сначала всё хотел, потом всё презирал я,
То сам себя не понимал я
То мир меня не понимал.
Словом, отношения с миром не заладились.  И перепробовав многое, он  не остановился ни на чём.
«Я странствовал, играл, был ветрен и трудился
Познал друзей коварную любовь,
Чинов я не хотел, а славы не добился
Богат и без гроша был скукою томим.
 Не будем подозревать героя в  склонности к обычной скуке, которая случается от банальной праздности  Допустим, что его скука была иного рода,  высшего порядка, так сказать.  Неудовлетворённость пустотой и суетностью жизни – всё казалось мелким, неинтересным  не стоящим внимания и усилий такой исключительной личности, как он. И тут мы с готовностью соглашаемся, твёрдо памятуя, что  жизнь света была «пуста и никчёмна»,  как нас этому учили в школе.
 А как же другие, современники Арбенина,  они нашли себя в этой жизни?
«У одного богатство есть в предмете,
Другой в науки погружён,
Тот добивается чинов, крестов, иль славы,
Тот любит общество, забавы…
 Все  живут наполненной жизнью, а Арбенин не  состоялся ни в чём. Почему? Да потому что,  чтобы жить полной жизнью (какой кому бог послал) надо себя  этой жизни отдавать, то есть ощущать себя в потоке жизни.  Наш же герой привык ощущать ( или не ощущать) поток жизни в себе. У него нет друзей? Конечно, Звездичи и Загорецкие в друзья ему мало годятся (мелковаты), но ведь были и равные. А хотел ли он равной дружбы, это ещё вопрос. Цену себе он знал всегда, и вряд ли она была занижена, скорее наоборот -   такой человек не то, что превосходства, равенства не потерпит. Главная ценность его жизни – он сам, и эту ценность, то есть своё «Я» он научился защищать от посягательств  света, определив для себя  исключительное право всех и всё презирать..
Кое-кто из критиков проводит параллель между двумя  литературными героями Лермонтова – Арбениным и  Демоном.  Действительно, разница   если она и есть, то - в масштабе, но не в сути. Оба строят свой мир, отделив его, одни от Бога, другой от людей, и оба чувствуют,   что мир  его   бесплоден, так как в нём нет Любви.  Женщина в данном контексте не понимается как средство наслаждения или продолжения рода, женщина – это женское начало природы, без которого законченность любого творения (мира) невозможна.
Естественно, что на роль подруги, в  абсолютном смысле, любая особа женского пола не подойдёт, здесь нужна  душа высшей пробы. Какая же здесь особая проба,  скажет проницательный читатель, если  Тамару  Демон  всё же соблазнил?.   Многие люди  так это и понимают – Демон де пробудил чувственность Тамары, и она не устояла перед таким ужасно-прекрасным Духом в  неотразимом мужском облике. Да, и  то сказать,  какая женщина устоит перед:

"Я тот, чей взор надежду губит:
Я тот, кого никто не любит:
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, я  - у ног твоих!»

И Тамара не устояла?!  Если бы это было именно так. то ТАКАЯ Тамара Демону была бы  бесполезна:

«Меня  добру и небесам,
Ты возвратить могла бы словом
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там.»

Демону нужно примирение с небесами (по крайней мере так он думает в тот момент) и от женщины он ждёт не вожделении, а сострадания, духовного оправдания своего деяния. Её любовь,  наполнит его мир смыслом. Говорят, женщины любят ушами. К Тамаре это относится в полной мере, она внимает (слушает) ему, он готова разделить с ним тяжесть его нестерпимого одиночества и отверженности, она готова шагнуть туда, откуда нет возврата.  И она делает этот шаг и понимает что всё напрасно,  в мире нечеловеческой Гордыни, нет места Любви:

«Пред нею снова он стоял,
Но, боже! – кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон  был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца,»

Но вернёмся к нашему герою, он тоже искал,  может быть неосознанно,  и судьба улыбнулась ему, он нашёл свою   любовь. Значит, Арбенин ЛЮБИТ? Конечно, разве можно усомниться в правдивости таких слов?!

"О днях, отравленных волненьем
Порочной юности моей,
С каким глубоким отвращеньем
 Я мыслю на груди твоей.
Так, прежде я тебе цены не знал, несчастный
…………………………………………..мир прекрасный
Моим глазам открылся не напрасно,
И я  воскрес для  жизни и добра.»

Значит, конец вражде с миром, примирение с жизнью и людьми состоялось?   
Но вот  читаем  дальше:

"Послушай, Нина… я смешон, конечно,
Тем, что люблю тебя так сильно. бесконечно»

Помнится, что  виконт де Вальмон в «Опасных связях»  Ш.де Локло. из  одного только опасения быть смешным, отказался от единственно стоящей страсти в свей жизни. Арбенин страшится быть смешным. Конечно. ведь он так долго и с такими муками выстраивал неуязвимою крепость своего гордого «Я», чтобы теперь, о ужас! стать мишенью насмешек, людей. которых он. как ему казалось, имел право презирать. Его брак с Ниной никогда не  был  (не воспринималось сознанием Арбенина), что называется, партнёрским соглашением,    вечная формула которого, Я и Ты.  Нет,  на самостоятельность, на индивидуальную судьбу и даже на саму  жизнь Нина,  как оказалось,  права не имеет,  потому, что, она лишь средство,  средство сохранить и очеловечить замкнутый  мир  его Гордыни. Он любит её за  то,  что ему хорошо с нею без людей, за то,  что можно презирая всех, быть счастливым с нею,  за то, что она с этим миром не связана никак. И главное за то что его мир по-прежнему неуязвим. Демон,  в своё время, возжелал воевать с  Богом (а  Бог – это Любовь) с помощью любви – абсурд!  Арбенин  в свою очередь, пытается сделать так, чтобы любовь (Нины) служила его ненависти к людям. И это тоже – абсурд. Что же случается с человеком, когда его иллюзии развеяны. А случается с ним психологический шок или можно сказать затяжной аффект, и его действия приобретают оттенок безумия, как  говорили в 19 век, или маниакальности, как сказали бы сегодня
В чём  же преступление Нины?   В том, что она своей, якобы изменой,  причинила  «безмерно сильно, бесконечно» любящему Арбенину боль?!  А  если бы всё это случилось в тайне.  если бы в эти дела не был посвящён свет? Тогда  вряд ли дело дошло бы до убийства.

"Намеки колкие со всех сторон
Преследуют меня… я жалок им, смешон!
И где плоды моих усилий?
И где та власть, с которою порой
Казнил толпу я словом. остротой?..."

Вот в чём дело, вот, что приводит ум Арбенина в исступление – рушится его мир,  его самоощущение исключительного человека, значит,  он обманут как все, он такой  же, как все – немыслимо! А она?!
Она умрёт, жить вместе с нею доле
 Я не могу…. Жить розно?
         ( как бы испугавшись себя).
Отпустить Нину, проще сказать прогнать как неверную жену?  Но такое возможно, если в сознании ( подсознании) человека есть понятие   - я и она, где обе составляющие, если уж и не равны, то  по крайней мере имеют право на самостоятельное физическое  существование. Но в сознание Арбенина есть только – Я». На первом месте,  на втором, на третьем….  на 25… Она и жила то только как необходимая составляющая его мира,  и в противном случае она просто не должна жить, незачем ей жить, её вообще без него не существует. А потому
 Я сам свершу свой страшный суд…
Он её не просто убивает,  он её судит ( как Бог)
Но это же наговоры, ограниченно-дамское мнение и только, зависть, наконец, скажет проницательный читатель. Арбенин любит, любит,  и в порыве смятённых чувств убивает свою неверную жену .
Не буду спорить, Арбенин действительно любит, говоря его же словами, так  «сильно, бесконечно, как может только  может человек любить»… -  самого  себя ! 
Умирает отравленная им Нина, умирает в муках, плачет от боли и ужаса. молит о помощи. Арбенин тоже плачет.. о себе,  любимом.
Да. ты умрёшь – и я останусь тут
Один, один… ужасно!
………..
Быть может я б успел небесные мечты
Осуществить, предавшися надежде,
И в сердце  б оживил, всё, что цвело в нём прежде,-
Ты не хотела, ты!
Плачь, плачь, но что такое, Нина
Что слёзы женские? вода!
Я ж плакал!  Я, мужчина!

Ей, богу, так и хочется сказать – замолчи, прекрати своё словоблудие, если ты – мужчина,  имей уважение к смерти.