***

Валентина Вишенка
БЕЗ ОТЦА

                Валентина Вишенка

Во дворе детского садика галдеж. Мальчишки хвалятся друг перед другом, чей папа лучше. Один мальчик принес из дома блестящую сабельку, другой – машинку, третий сказал, что ему папа сделал самокат.

- А мы в выходные с мамой и папой ходили в лес, жарили шашлыки, пели песни, бегали по лесу, - сказала черноглазая девочка.
- А мне папа купил трехколесный велосипед, - расхвасталась другая малышка.

Только Машенька сидела поодаль на скамейке, отвернувшись от всех, размазывая слезы по лицу.
Недавно папа бросил их с мамой, взял чемодан и уехал. Насовсем. Маша слышала, как мама несколько дней уговаривала его остаться.

- Юра, обдумай все, не спеши, не наделай глупостей, которые потом не поправишь. Все приходит и уходит, а семья остается. Семья – это святое. Неужели тебе не жаль ребенка? Маша такая ласковая, смышленая, она тебя так любит. А ты хочешь променять ее на какую-то размалеванную кралю. Даже самая большая любовь со временем проходит, а горе брошенного ребенка останется с ним на всю жизнь.
Отец молчал, ходил из угла в угол по комнате, много курил. Машенька не понимала, как может уйти от них навсегда, как же они будут жить без него. Машенька бывает иногда капризной и непослушной, и тогда папа ворчит:

- Машка, мне надоели твои капризы.
Маша решила больше никогда не капризничать. Она по два раза в день умывалась и мыла уши, что для ребенка равносильно подвигу. Тихо сидела за обедом, быстро, все съев, убирала и мыла посуду. Когда папа курил и пепел падал мимо пепельницы, малышка бежала на кухню за мокрой тряпочкой и усердно терла клеенку. Ей шел пятый годик, но она уже знала азбуку и читала.
Она садилась за стол напротив папы и начинала читать по слогам. Но папа смотрел куда-то на стенку, мимо ее, и не замечал, какая у него умница дочка.

Вот и сейчас Маша прибралась в своем уголке, веничком подмела комнату. А потом забралась ему на колени, и, прижавшись к плечу, стала гладить его небритые щеки, ласково заглядывая в глаза. Он улыбнулся, поцеловал ее в лобик. Маша счастливо уткнулась носом ему в плечо, и ерошила его жесткие, коротко подстриженные, волосы.
- Папочка, я тебя очень люблю, - шептала она.
- И я люблю тебя, малышка.
В комнату вошла мама, она остановилась в проеме двери, грустно глядя на них.
Маша вскочила, взяла маму за руку, усадила ее на диван рядом с папой, а сама втиснулась между ними, целуя их и шепча ласковые слова.
- Папа, нам ведь хорошо вместе, правда? – С надеждой спросила она.

Мама с папой грустно вздохнули. Как она старалась понравиться папе! Она обещала быть в школе отличницей, дома быть послушной и хорошей помощницей. По утрам, когда папа собирался на работу, дочка носилась по комнате, подавая ему то галстук, то пиджак, всячески стараясь угодить отцу.
Но через неделю папа взял чемодан и ушел. Ушел
Навсегда.

А она ждала! Каждый день ждала, что он заберет ее из садика, что вечером он придет с работы и принесет что-нибудь вкусненькое. Утром она просыпалась и бежала в мамину спальню, на кухню, заглядывала в ванную, но папы не было.
Она стала плакать по ночам. Уткнувшись носом в подушку, шептала:
- Папочка, мне без тебя плохо! Приди, пожалуйста! Ну, хоть на минуточку, приди!!
Мама тоже ждала, вздрагивая при каждом звонке в дверь.

Прошло два года. Приближалось 1-е сентября. Мама купила дочке красивое платье, ранец, пенал, тетради и прочие необходимые в школе вещи.
Дед звонил и все повторял:
- Первый раз в первый класс. Это самый замечательный день в жизни человека. Это праздник. Все будут с цветами, нарядные. Всех будут провожать папы и мамы, будут фотографировать, снимать на видео. Этот день останется в твоей памяти навсегда.
Маша решила, что в такой замечательный день папа обязательно придет проводить ее в школу. Два года папа не приходил и не звонил, не дарил в день рождения подарки. Но он не может не приехать в такой день! Он придет! Он обя-за-тель-но придет!!!
От этих мыслей Маша повеселела, весело щебетала, напевала песенки, крутилась перед зеркалом. Она смотрела на свое зеркальное отражение и думала: «Вот папа удивится, увидев меня. За два года я так выросла. А мама такая красивая с новой прической. Он нас увидит и ахнет. И никуда больше от нас не уедет».

Первого сентября рано утром приехали дед с бабушкой, привезли цветы, новые туфельки для внучки, и сами были такие нарядные, как будто, это они идут в первый класс.
Мама наряжала дочку, а та поминутно оглядывалась то на дверь, то выскакивала на балкон, она ждала папу. Но папа не приходил. Может он придет прямо в школу?
Пришли к школе. Мама подвела Машу к группе ребят, которые стояли парами, а учительница держала в руках табличку с надписью «1-й класс А».
Учительница была молодая, красивая, звали ее Тамара Александровна. Машке она сразу понравилась. На ступеньках школы был установлен микрофон, тетеньки и дяденьки подходили к нему, и что-то громко говорили. Машенька не слушала их, она все глазами искала папу. Настроение стало портиться. «Может, его крашеная краля не отпускает? Но он ведь сильный, он ничего не боится, он должен прийти!!!» Дед наклонился и шепнул на ухо:
- Манечка, все будет хорошо. Не надо грустить – сегодня твой праздник, - от этих слов у Маши глаза наполнились слезами.

Прозвенел первый звонок. Учителя повели первоклассников в классы. Маша стояла, как вкопанная, с отчаянием вглядываясь в прохожих за воротами школы. Вдруг папа опаздывает? Он придет, а ее уже нет. Ну, не может он не придти сегодня! Ведь, его дочка идет в первый класс!
Учительница взяла ее за руку:
- Ты слышала звонок? Опаздывать нельзя, пойдем, дорогая, Тебе понравится в школе, у тебя здесь будет столько друзей!
Маша оглянулась на маму:
- А папа…
- Папа далеко, он не смог приехать. Но с тобой дед, бабушка и я. Иди, будь умницей.

Дети вошли в класс, учительница рассадила их всех по местам, за новенькие парты. Вошли чьи-то папы и стали их фотографировать. Маша наклонила головку вниз, закрыла лицо руками, из глаз потекли слезы. Папа не пришел. Она так давно не видела его. Ей часто снились сны, как они с папой катаются на каруселях, как он усаживает ее себе на колени и бежит, подпрыгивая, как коняшка.
Она два года терпеливо ждала, а он не пришел даже сегодня …
Маша разрыдалась. У нее началась настоящая истерика. После уроков у нее разболелась голова, она лежала в кроватке с пылающими щечками, молча смотрела в потолок, и никак не реагировала на растерянных родственников.

Учеба Маше давалась легко, она постоянно радовала маму Почетными грамотами. Время летело быстро, приближались летние каникулы. Ребятишки хвастались: одного отец берет в поход на байдарках, другому купили новый велосипед. Девчонки приносили в школу красивые новенькие игрушки.

Машина мама работала на двух работах, а денег все равно не хватало. Игрушки дарили, в основном, на день рождения дедушка с бабушкой. О велосипеде она и мечтать не могла. Маша так быстро росла, что мама едва успевала покупать то сапожки, то пальтишко, то платьице.

От папы не было никаких вестей. Однажды она спросила:
- Мама, а ты не знаешь, где живет мой папа? Он живет в нашем городе?
- Нет. Он живет далеко.
- А деньги он нам посылает?
- Деньги? – Удивилась мама. – Нет. Мы проживем и без его денег. Давай, больше никогда о нем не говорить. Разве нам плохо с тобой? Я тебя очень люблю, и дедушка с бабушкой тоже. Ты у нас хорошая девочка. Мы тобой гордимся.
- А папа не знает и не гордится, - грустно прошептала Маша.
- Я не хочу больше о нем говорить! Никогда! – Резко сказала мама.

Но Маше был нужен отец, очень нужен. Как бы ей хотелось когда-нибудь на перемене сказать: «А вчера мы с папой ходили в музей». Или еще куда-нибудь. Или мальчишке, который постоянно дергает ее за косы, сказать: «Еще раз дернешь, скажу папе, он тебе голову оторвет».

В пятом классе у них появился новенький. У него тоже не было отца. Его отец воевал в Афганистане и геройски погиб. В класс приходили отцовские друзья воины-афганцы, рассказывали, какой он был замечательный и мужественный человек. Они подарили классу портрет героя, на его гимнастерке было столько орденов!!! Весь класс гордился героем-афганцем, и к мальчику относились с большим уважением.

Машу вдруг осенило: «А, может, мой папа тоже погиб в Афганистане? Поэтому он и не приезжает к своей дочке? Ну, конечно! Он воевал и геройски погиб. А орденов у него, наверное, побольше, чем у Сережкиного папы. Может, он был майором или даже генералом». От этих мыслей она почувствовала и грусть, и гордость за отца.
- Вырасту, найду, где похоронен папа, и будем с мамой ездить и ухаживать за его могилкой, - решила она.

Теперь ей стало легче. Хвастовство ребят своими отцами уже не раздражало ее. Она только загадочно улыбалась, «если б они знали, кто ее папа».
Летом на каникулы Маша приехала погостить к бабушке. С самого раннего детства все в бабушкином доме казалось таинственным и загадочным. Особенно привлекал ее внимание большой сундук, украшенный блестящим металлическим орнаментом. Сундук был всегда закрыт на большой старинный замок.

Когда Машенька была маленькой, наслушавшись бабушкиных сказок, она с опаской поглядывала на таинственный сундук. Ей казалось, что там под замком сидит закованный цепями Змей Горыныч или Кощей Бессмертный.

А в этот приезд бабушка открыла сундук, чтобы достать какую-то вещь, и Маша увидела его содержимое. Внутренняя крышка сундука была вся оклеена старинными фотографиями. Здесь были портреты царя и членов его семьи, прабабушка и прадедушка в старинных одеждах, свадебная фотография молоденькой бабушки и красивого молодцеватого дедушки. А вот и более поздние фотографии: здесь ее мама рядом с высоким красивым отцом, который держал на руках Маняшку. И вот опять они втроем: дочка сидит на коленях у мамы, а папа стоит рядом, властно положив руку ей на плечо. Маша залюбовалась фотографиями

- Как бы я хотела знать, где похоронен мой папа, - прошептала Маша.
- Свят, свят, что ты такое говоришь, внученька? Живого человека хоронишь.
- Как живого? Разве он жив?!
- А что ему сделается? Живехонек!
- А ты знаешь. Где он живет?
- А кто ж не знает? В Челябинске.
- И ты знаешь его адрес?!!
- Знаю. Недавно его бывшие друзья были в Челябинске. Заходили к нему.

- Жив… Жив… Он жив… - с каким-то надрывом шептала Маша. Он живет недалеко от нас и ни разу!!! Ни разу!!! За столько лет!! Ни одной открытки, ни одной игрушки!.. В первый класс я пошла без него!.. Он даже не хочет увидеть, какая я выросла, как я учусь!.. Я же его частичка, во мне течет его кровь… У него растет дочь, а он бросил ее, как щенка, и ни разу не вспомнил о ней… Столько лет я ждала… Столько плакала ночами, как скучала о нем… Лучше бы его не было в живых!! – Крикнула она. – Предателей всегда расстреливают, почему же он жив?!
- Что ты, внучка, что ты говоришь? Да разве можно такое желать своему отцу? – возмутилась бабушка.
- Отцу?! Маша зашлась в истерике. Она рыдала, что-то кричала сквозь слезы, срывая фотографии отца и разрывая их на мелкие части.

Наконец, успокоившись, засобиралась домой.
- Манечка, да что ты, милая, всего денек побыла у меня и уезжаешь. А я так радовалась твоему приезду, останься, внученька.
- Бабуля, я приеду к тебе дня через три, а сейчас мне нужно домой. Не волнуйся, я успокоилась, дорогу домой я хорошо знаю, - она поцеловала бабушку, схватила свою курточку и побежала на автобусную остановку.
Приехав домой, она вытащила альбомы и все пакеты с фотографиями, взяла ножницы, отрезала на снимках изображение отца и порвала в мелкие клочья.
- Вот теперь его нет… Нигде… Ни у бабушки, ни у нас…

Шли годы. Казалось, что Маша навсегда выбросила из своей памяти отца-предателя. Она стала спокойная, очень ласкова и внимательна с мамой. Ей хорошо было с мамой, дедушкой и бабушкой. Казалось, что если бы она вдруг встретила отца, то спокойно прошла бы мимо, не желая даже разговаривать с ним.
Рана зажила, и не давала в последнее время о себе знать. Маше исполнилось семнадцать лет. Школа окончена, через пару дней должен быть выпускной бал.
Маша вытянулась, стала высокая, тоненькая, с двумя русыми косами, чернобровая, симпатичная.
Утром в день выпускного бала позвонил дед:
- Маша, не сердись на стариков, но мы решили сделать тебе сюрприз. Сообщили о твоем окончании школы отцу, рассказали, какая ты стала красавица, и пригласили приехать на твой бал. Он обещал.
Ах, дед, дед! Ну, зачем ты разбередил уже зажившую рану?!

Маша всю ночь не спала, странные чувства одолевали ее, И любовь, и ненависть, и горечь, и обида. И она уже не хотела встречи, о которой мечтала тринадцать лет. Ее с утра лихорадило, все валилось из рук. В два часа дня за ней зашли подруги. Нарядные, веселые. Машенька тоже принарядилась, впервые распустила свои длинные локоны. Андрюша-одноклассник, которому Маша давно нравилась, восхищенно шепнул:
- Ты самая красивая девушка…
Дедушка с бабушкой тоже смотрели на нее с обожанием. Настроение немного улучшилось, молодость есть молодость.

 И вот выпускной вечер. Сначала вручили аттестаты зрелости, директор и учителя произнесли напутственные речи, а затем  выпускники дали концерт для своих родственников, учителей, друзей.

Все шло хорошо. Четвертым номером в программе была Маша. Она вышла на сцену нарядная, красивая, с пылающими щечками. Ее встретили аплодисментами. Маша спела песню про школу и учителей. И на «бис» начала петь вторую песню. Попев один куплет, Маша вдруг увидела, как двери актового зала распахнулись, и на пороге появился высокий, красивый, седеющий мужчина. Маша замерла, напряженно вглядываясь в мужчину. Она не видела отца тринадцать лет, и не знала, как он выглядит, но она точно знала, что это он! Только она собралась крикнуть «Папа!!» и бросится со сцены к нему, как один из учеников подошел к мужчине, поцеловал его и повел к боковым креслам.
Сердце у Маши остановилось. Все закружилось перед глазами, она пошатнулась, гитарист подхватил ее и увел за кулисы. В зале заволновались. Прибежала директриса.
- Детка, что с тобой? На тебе лица нет!
- Извините… увидела привидение. – Горько сквозь слезы прошептала Маша. – Сейчас все пройдет.
Подошла мама. Обняла Машу и тоже заплакала. Она все поняла.
- Мама, какая же я дура! – шептала Маша. – Ну, сколько же можно верить и ждать? Сколько же можно? Даже деда обманул, сказав, что приедет.

Подбежал встревоженный Андрей:
- Маша, что случилось? Кто тебя обидел? Скажи, кому морду набить? Сейчас разукрашу любого!
- Отойди! Не верю! Никому не верю! Все вы одинаковы! И ты когда-нибудь самого близкого и родного человечка, как ненужного щенка выкинешь из своей жизни! – Маша выбежала из школы.
Андрюша бросился за ней, машина мама остановила его.
- Пусть она успокоится, не сердись на нее. Она сейчас никому не верит. Ей сейчас плохо… очень плохо…
- Зоя Васильевна, ее отец далеко живет от нашего города?
- Полтора часа езды на электричке.
- Всего полтора часа?! Я съезжу к нему, я должен посмотреть в глаза этому негодяю! Я все скажу этому подлецу! Он же всю жизнь ей испортил! Из-за него она теперь не верит никому!
- Не езди, Андрюша… Не надо… Прошу тебя…    
 
Но на следующий день Андрей, выпросив адрес Машиного отца у ее дедушки, уехал.
Он нашел старый обшарпанный дом с грязной загаженной лестницей. Дверь открыла подслеповатая старушка.
- Здравствуйте. А Юрий Дементьев здесь живет?
- Здеся. Только нет его сегодня, уехал дочку свою навестить. Скоро будет. А ты кто будешь, мил человек?
- Я сын его школьного друга. Здесь проездом, отец просил забежать, привет передать, да спросить, как поживаете.
- Ну, заходи, коль так. Располагайся, будь, как дома. Сейчас чайку поставлю.

Андрей вошел в квартиру. Две небольшие смежные комнатки, старые обои, ветхая мебель. Сразу видно, здесь живет нищета.
- Так здесь и живет семья Юрия Михайловича?
- Какая семья, сынок? Была семья, да сплыла. Был он женат на красавице, добрейшей женщине, дочурочка – прелесть. Да, видно, бес его попутал. Увела его от жены шалава, ни кожи, ни рожи! Видно, ночами была хороша, вот и потерял он голову. А какой был человек! Красив, умен, работал начальником цеха. Уважаемый человек! А его краля выпивала и его к водочке приучила. Рога наставляла на каждом шагу. Не выдержал он ее распутства, ушел. Запил.
С должности начальника цеха в рабочие перевели, а потом за пьянку и вообще с работы выгнали. Бомжевал, опустился совсем. Пожалела я его, сдала комнатку. Работает теперь грузчиком на рынке.
Пропал мужик! Совсем пропал! О дочке очень скучает, плачет. Вот посмотри, какая она у него симпатюшечка. – Старушка протянула рамочку с фото смеющейся Маши.

Андрей взял фото в руки и долго и задумчиво смотрел на него.
- Любит он ее очень, но стесняется на глаза показаться. На бомжа стал похож, худущий, сгорбленный, седой, лицо пропитое. В сорок лет, а как старик выглядит. Поедет в их город, спрячется где-нибудь у дома или у школы, и любуется издали. Все заработки уходят на водку, да на фотоснимки. Ты глянь-ка, у него целый альбом с фотографиями дочки, - она протянула ему большой пухлый альбом.
Андрей взял его, открыл первую страницу, и на ярком цветном фото увидел маленькую Машеньку с ранцем за плечами, с огромным букетом цветов. Рядом стояли мама, дед с бабушкой. А Машенька стояла спиной к школе, глядя куда-то в даль. В ее глазах была такая тоска, такая боль. Под фотографией карандашом написано: «Машка пошла в школу. Первый раз в первый класс».