Литература и политика

Виктория Гинзбург
Из интервью Юрия Полякова  «Вологодская правда» 2006 г.


—  Мы боремся за то, чтобы на ТВ вернулись писатели. Но именно писатели, а не ПИПы (персонифицированные издательские проекты) типа вполне приличного по уровню Акунина или Донцовой, которая ниже всякой критики. То и другое — коммерческая литература, не имеющая к художественной литературе никакого отношения, это просто другой вид деятельности. Но ведь пропагандируют в основном их! А должны быть нормальные писатели, рассказывающие о проблемах онтологических, а не о том, каким кремом лучше прыщи выводить. Но для этого политику необходимо изменить...


***
Самым распространенным  источником получения информации для всех нас стал интернет. Это не только справочно-толковый словарь, это возможность общения, «заполнитель» свободного времени - хобби для многих из нас.  А еще это и сильное оружие в руках опытных политиков.
Тема «Политика» довольно узко рассматривается в нашем понимании. А ведь это касается не только взаимоотношения между государствами, но и между конкретными людьми, даже в самой маленькой ячейке общества – семье. Коснемся хотя бы сайта «в контакте».
Объявление об изменении статуса, также как и другие действия,  - тоже политика. К ней же (как составляющую)  можно и нужно отнести  психологию, соционику, литературу…  Вот о ней-то,  о литературе, я и хочу поговорить.

От довольно известной личности в лит.кругах СПб, недавно услышала очень своеобразное высказывание, обращенное к молодому начинающему автору «Ты хорошо пишешь, даже очень, только кому нужна сейчас такая литература? Кто ее читать будет? Она не коммерческая...» При этом,  его произведения ждут и читают в принтерной распечатке  его друзья, сотрудники друзей и многие другие, передавая рукописи по цепочке…
Дело в том, что он не пишет ни в жанре фентези, ни детективы, а также, не увлекается написанием женских романов, от коих ломятся полки книжных магазинов.  Его интересует человек с бедами, проблемами и радостями; побудительные мотивы, состоянии, настроения, чувства, переживания, приведшие к тому или иному поступку.
Под понятие «коммерческая» попадает литература с лихо закрученным сюжетом.
Там герои довольно  четко разделены на плохих и хороших. Понятие выбора,  чести, долга или морали - отсутствуют как ненужный хлам.  У положительных персонажей не бывает сомнений: они всем верят, за всех готовы поручиться, всем могут помочь. При этом  «злодеи»  плетут свои сети против этих идеальных граждан, да и не только их, готовые ради себя (в 99% ради обогащения) смести все на своем пути.  Вот стандартный беспроигрышный сюжет современного бесцеллера: он – интересный, спортивный «мен» с неплохим образованием, но желательно «потерявшийся» в жизни (старая история разочарования или утраты будет вплетена в сюжет, завершая портрет нашего героя). Она – самодостаточная  дама с карьерой и флером ни к чему не обязывающих отношений (чаще с начальником). Скорее всего, к 30-35 еще не замужем и без детей. Если и присутствует один ребенок, то обитает где-то у мамы, далеко за пределами города куда она приехала после жизненной драмы «вставать на ноги».  Они встречаются и, если их не пронзила стрела Амура при первом взгляде, то искра неприязни точно оставила негативный след от этой встречи... А вот дальше-то все и начинается: в силу случайности она становится свидетелем (участником…)  страшной тайны или дорогущий вещи в поисках которой злодеи готовы смести все на своем пути. Путем длительных размышлений и поисков помощи, выясняется, что никто, кроме  нашего мачо (во всех смыслах) помочь-то и не сможет. Естественно, путем долгим и сложным с кровью и красивыми драками наши герои приходят к большой и светлой, слегка отяжеленной кругленькой суммой, а враги повержены с помощью отважной пятерки  неподкупных Ментов...
На мой взгляд, эта «литература» способствующая отупению и ведущая к деградации. Да ладно, не так много у нас в стране читающего народа. Но она не только издается, а именно на ее основе снимаются бесконечные сериалы изобилующие сомнительными оборотами сленговой речи,  эротическими сценами, насилием и кровавыми разборками.
Какую цель преследуют создатели подобных «опер»? Для чего  выпускается подобный продукт на экраны? Может быть, творческие работники прививают нам  чувство прекрасного, но от обратного?! Или это попытка дать отдохнуть от суеты и напряжения рабочего дня?..

Еще в школе учителя, да и родители, вкладывали в голову нам, что чтение – способ познания, а художественная литература не только несет информативно-сюжетную нагрузку, но и учит размышлять, сопереживать, отличать дурное от хорошего; одним словом – думать!  А, как известно, умение работать головой и отличает человека разумного от всех остальных.
Над чем можно думать, читая подобные вирши?
При четком разделении на добро и зло, при закрученности сюжета, основанного лишь на случайностях, где не остается ни желания, ни времени для анализа (не упустить бы сюжетную линию). О каких мыслительных процессах может идти речь?.. Кстати, упование на случай, также и в обыденной жизни не вызывает у нас стремление к действию или желание приложить свои таланты к достижению чего-либо, зато усиливает выражение «русский Авось», прибавим к нему еще и «небось». Главное – быть сильным, уверенным и удачливым... Следовательно, говорить, что эта «литература» учит думать, не приходится.
Быть может — сопереживать, или закладывает в нас другие альтруистические свойства.  Но о каком человеколюбии может идти речь там, где самыми яркими и самыми запоминающимися являются полные крови сцены насилия, а справедливый гнев положительных героев, в большинстве своем, основан на чувстве мести?!
Прекрасного в данных произведениях также найти сложно: речь героев, скорее подошла бы для подростка, пытающегося в глазах своих приятелей выглядеть «круто», в то время, как все остальные персонажи, говорят исключительно на сленге, не свойственном ни одной из губерний нашей матушки-России. А уж художественно-описательная часть повествования  зачастую и вовсе отсутствует, или помещается в три — четыре строки, говорящие о полуподвальном помоешного типа  пространстве — для людей среднего или ниже достатка  или шикарном заведении — для имеющих деньги, а следовательно и власть, персонажей. Причем, связка «власть — деньги», стабильна!

И наконец, способны ли подобные произведения снять стресс? Я уже говорила, что основа коммерческого благополучия в лихо закрученном сюжете. Действия развиваются со стремительностью схода лавины, постоянно щекоча нервы и держа читателя в напряженном состоянии, при поиске ответа на вопрос «кого же убьют следующим?»… Не думаю, что стресс – идеальное средство для снятия напряжения.


Думать мы не привыкли (не приучены). Пособия по данному предмету — коими могли бы стать глубокие, написанные хорошим литературным языком произведения, не представляют коммерческой ценности. А следовательно, не представляют и ценности люди, способные мыслить, принимать решения или имеющие  свое собственное мнение на тот или иной счет. Толпой руководить проще. Вот и выходит, что литература — неотъемлемая часть политики и очень сильное оружие в руках наших политических деятелей. Среди которых только богатые люди с единственным царем — коммерческой выгодой!