Чёрный шлейф

Валентина Кайль
Над испанским городком Пинеда де Мар нависали лохматые тучи. Моросил дождь, ветер хлопал отяжелевшими тентами на пляже, раскачивал глянцевые веера пальмовых листьев на набережной. Море накатывало пенистые волны на опустевший берег.
   Марина и Лидия сидели на увитой плющом веранде одного из прибрежных кафе. Обе приехали из Германии, познакомились в отеле, где поселились несколько дней назад,  и теперь вместе проводили отпуск.
   За буем то взмывали на гребни волн,  то срывались вниз, исчезая на мгновение из вида, двое отчаянных пловцов.
   - Надо же, какие смельчаки! И дождь, и шторм им нипочём, - поёжилась Марина. – А я боюсь оторваться от берега даже во время штиля.
   - Меня тоже пугает глубина, - задумчиво отозвалась Лидия.- Странно... Как всё похоже...
   - Что похоже? – не поняла Марина, и вскрикнула:  «Смотри, из какой пучины вынырнули ребята! Как я завидую тем, кто не боится морской стихии!»
  Лидия пристально посмотрела на приятельницу.  Марина осеклась.
 «Эту странную даму не поймёшь, - с досадой подумала она. – То ласково улыбается, то вдруг обожжёт недовольным взглядом...»
   Уже в отеле Марина вспомнила, что Лидия о чём-то заикнулась и не договорила.  «Сама виновата, - упрекнула она себя. – Перебила человека, и удивляюсь, почему на меня сердятся...»   
    Они встретились за ужином в баре. Лидия была, как всегда, подтянута, со вкусом одета, красиво причёсана.
   - Отлично выглядишь, Лидочка, - похвалила Марина. – Мне бы так сохраниться в твои годы!
   - Неэтично намекать на мой возраст! – засмеялась Лидия.
   - Не сердись, - спохватилась Марина. – Извини, что перебиваю, говорю невпопад. Но тобою нельзя не залюбоваться. Счастливая! Я тебе завидую!
   - Напрасно.   
   - Прости...
   - Не переживай! - усмехнулась Лидия, обнимая Марину. -  Знаешь что, пойдём ко мне. В такую погоду лучше всего спрятаться в уютном номере и мирно беседовать за чашечкой кофе.  Не так ли?
   Гранатовым отсветом в фужерах искрилось вино «сангриа». За окном слышались монотонный шум дождя и рокот морского прибоя.
   - Я заметила, ты часто употребяешь слово «завидую», - сказала Лидия.
   - Но, ведь это белая зависть! – смутилась Марина.
   - Зависть не имеет цвета. Она либо есть, либо нет. Зависть травит душу, толкает на неблаговидные поступки, за которые приходится платить сполна... А ты говоришь «белая»...  Хочешь, расскажу тебе одну историю?   
   - Да, конечно!
   «Я росла в рабочем посёлке, где все были на виду, - рассказывала Лидия. - Мой отец погиб на фронте. Отчима я ненавидела: из-за его пьянок моей маме, вечно раздражённой, было не до меня...
   Как-то летом шла я по улице и увидела незнакомых мне интеллигентного мужчину с нарядной кареглазой девочкой. Я услыхала обрывок их разговора. «Ты, дочурка, тогда была ещё маленькой, - говорил мужчина, – совсем крошечной, в зыбке качалась...»
  Эта фраза, а главное, тон, каким она была произнесена, поразили меня. Со мной никогда никто так не разговаривал! Не знаю, почему,  я заплакала...
  В сентябре девочка, взволновавшая моё воображение, пришла в наш шестой класс. Имя у неё оказалось необычным – Стэлла! Это сейчас родители не скупятся на фантазии, нарекая своих чад, а тогда у нас, подростков пятидесятых, полуголодных и бедно одетых, были простые, всем привычные имена. А тут - Стэлла! Впрочем, новенькая, дочь главного инженера рудника, не была заносчивой «воображалой», и скоро подружилась с детворой...   
   ... Подходил Новый год. На школьный карнавал я пришла в марлевом платье (сама пошила!), в короне с наклеенными битыми ёлочными игрушками. Стэллу, к моему изумлению,  на праздник привели родители. Её папа держал роскошную беличью шубку жены, яркой брюнетки с пышной причёской, а та переодевала дочку в чудесный костюм «принца».
   Первую премию на  утреннике вручили Стэлле. А я думала о шубе её мамы: «Вырасту, куплю себе такую же!»
   В восьмом классе получила я свой первый приз! За костюм «Кармэн». А Стэлла на том Новогоднем вечере кружилась в вальсе с десятиклассником Андреем Соколовским. Было ясно, что у этой красивой, юной пары зарождалась любовь.
   Мы жили с Соколовским по соседству, и однажды я оказалась невольной свидетельницей разговора друзей Андрея. Речь шла о Стэлле. Я замерла, боясь выдать свое присутствие. Ребята как-то не очень хорошо отзывались о ней: «избалованной деточкой»  называли!
   И я совершила то, чего не нужно было делать... Не знаю, какую цель я преследовала, передавая Стэлле подслушанный разговор, приписав Андрею «нелестные высказывания в её адрес». Возможно, хотела досадить слишком благополучной девчонке?..
  Вскоре они расстались.
  Прошли годы. Была и у меня первая любовь. Были в моей жизни разочарования, потери, одиночество... И мучительная зависть к женщинам с более счастливой долей. Без сильного плеча, без покровителя, я чувствовала себя ничтожной песчинкой в житейском море. И вдруг судьба смилостивилась, подарила мне встречу с замечательным мужчиной. Моим мужем стал Георгий, чуткий, добрый человек. Я успокоилась, перестала, наконец-то,  страдать завистью, метаться. Чувствуя себя счастливой, расцвела в сорок семь лет!
   Перебрались мы с мужем, российским немцем, в Германию, устроились нормально.
   Семь лет тому назад мы отдыхали с Георгием здесь, в Пинеда де Маре...
   Как я тряслась, когда он заплывал в море в штормовую погоду! Словно квочка, у которой уплыли питомцы-утята, я панически металась на берегу! А Георгий только смеялся над моими страхами.
   Как-то, в ненастный день, мы с мужем пили кофе в том самом кафе, где с тобой, Мариночка, сегодня сидели. Туда, укрываясь от дождя, забрела русскоязычная компания. Слово за слово, разговорились, познакомились. Вот уж, поистине, земля круглая: в  Испании, на берегу Средиземного моря я встретила людей, переселившихся в Германию из села, что находится совсем рядом с тем рудником, где прошло моё детство!
   «Многие семьи, когда ваше предприятие закрылось, переехали к нам в деревню», - рассказывали земляки.
  Они стали перечислять знакомые мне имена, фамилии. При имени «Стэлла»  я вздрогнула...»
  Лидия примолкла, задумалась.
  - И что же случилось дальше?! – нетерпеливо спросила Марина. 
  - Дальше... Я узнала о судьбе Стэллы. Работала она воспитательницей в детском саду. Троих детей поднимала сама. Бедствовала. Её муж за драки из тюрем не вылезал...  Я вспомнила её Володьку. Красивый парень был, но непутёвый...         
   Помню, на выпускном вечере в десятом классе Стэлле вдруг стало плохо. Учителя заволновались: «Девочка консервами отравилась!» Никто и предположить не мог, что Стэлла беременна.  Сразу после выпускного она вышла замуж за этого Володьку. А ведь по-другому всё могло у неё сложиться, не вмешайся я в её первую любовь, любовь к Андрею Соколовскому...
   Руководила мною банальная зависть! Не знала я тогда, что её чёрный шлейф будет тянуться за мной всю жизнь! Зависть мстила мне. Мой друг, моя первая любовь, женился на близкой подружке Стэллы. Я, болезненно пережив предательство, стала встречаться с другим парнем. Он уже и засватать меня успел, моей руки у моих родителей просил, но неожиданно расписался с кузиной Андрея Соколовского!
   Вышла замуж и я. Родила двух детей. Сейчас они в России проживают. А тогда мы жили на юге Казахстана, в небольшом промышленном городке. Моя семья, внешне благополучная, развалилась вскоре после того, как в нашем городе появился Андрей Соколовский. Много лет он работал на Крайнем Севере, а потом получил назначение на должность директора нашего предприятия. Где север, а где наш городок?! Разве это случайность, что я столкнулась со своим прошлым в лице Соколовского? Думаю, что нет...
   Как земляки, поначалу мы  задружили семьями... Но не в этом дело... 
   Мой первый муж завёл любовницу. А Соколовский, как мне сообщила одна «доброжелательница», об этом знал и вполне одобрял эту связь...
   Всё негативное, происходящее со мной, так или иначе пересекалось с Андреем и Стэллой, по отношению к которым я в юности совершила непростительную подлость...
   Лидия замолчала.
  Сейчас она уже не казалась уверенной, знающей себе цену дамой. Перед Мариной сидела понурая, уставшая женщина.
   - А как же Георгий? Ведь ты с ним счастлива?
   - Георгий... - Лидия сжала тонкие пальцы, вздохнула.  -  Вечером, после той, я считаю, роковой встречи с земляками в испанском кафе, где я узнала о печальной судьбе Стэллы,  мой Георгий...  прекрасный пловец, имевший разряд по плаванию, внезапно утонул. Спасатели объяснили потом, что он не справился с сильным подводным течением...
   - И ты сейчас совсем одна?! 
   - Одна... Каждое лето сюда приезжаю. Как на свидание с любимым, хотя и знаю, что никогда уже он не выйдет из морских волн загорелый, весёлый, и не скажет: «Ну, чего ты испугалась, малышка? Я с тобой!..»
   За окном рокотало море. Ветер размазывал на стёклах окон крупные капли дождя, похожие на женские слёзы...

Август 2009 г.