К. Ю. Баландин. Эволюционно-чакровые матрицы

Константин Баландин
Чакры, точка эволюции, аналитическая эволюционно-чакровая матрица.

Широкие возможности, в получении людьми новых знаний, снятие каких либо ограничений информационного плана, интернет-возможности и многое другое, чем ознаменовал себя 21-й век, обеспечили человечеству изучение того, что раньше было не доступно. В частности «западный» исследователь многое узнал о традиционных знаниях «востока». Стали доступными многие знания эзотерического характера, доступ к которым раньше был сильно ограничен.
Пришло время переосмысления многих истин, адаптации ранее скрытых знаний в сознании современно мыслящего человека. Этот процесс рождает и новое видение, несколько иное понимание того, что раньше казалось неприложной истиной.
В этой работе я хочу рассказать о несколько более широком понимании таких, взятых из традиции «восточного» знания, главным образом наработанного в индуистской религиозно-философской традиции, известной под именем «йога» понятий, какими являют себя «чакры».

 Прежде всего, выражаю свое глубокое почтение и благодарность Аввесалому Банифатьевичу Подводному,  главные идеи книг которого «Повесть о тонкой семерке» и «кабалистическая астрология» явились катализатором этой работы. Переосмыслив и развив их в направлении энио-психологии, попытаюсь сформулировать основы практического применения знания об эволюционном значении чакр в энио-целительстве (интегративной медицине) и общей психологии.

Чакры в эниологическом осмыслении представляют собой механизм регулирования энергоинформационных потоков Вселенского Организма. Это своего рода глобальные регистры вселенского энерго-информационного «оркестра», которые обеспечивают то или иное качество, тот или иной тембр   энерго-информационного звучания «эволюционной аратории», исполняемой Творцом.

 Иными словами, чакры подобно фильтрам, обеспечивают прохождение совершенно определенных энергоинформационных потоков через последовательный ряд пространственно-временных структур Вселенского Организма.

Чакры избирательно пропускают, либо задерживают вполне определенные спектры вибраций общего нисходящего энио-потока, задавая особый энергоинформационный фон и напряженность их эволюционного развития. Этот энио-фон, или, по меткому определению Авессалома Подводного («повесть о тонкой семерке»), «пафос эволюционного звучания» имеет для каждой чакры  свой характерный комплекс ситуационных реализаций (действий), присущих каждому отдельному периоду развития Вселенского Организма.

 Закономерности чакрового энерго-информационного регулирования носят универсальный характер. Они присущи любому субъекту Вселенского Бытия и отражают его «точку эволюции», т. е. тот уровень развития сознания, на котором в данный момент находится субъект. Это имеет большой практический смысл, поскольку дает возможность разработать наиболее правильную стратегию и тактику отношений с данным субъектом, что особенно важно в практическом целительстве, особенно в энио-психологии.

Отдельные периоды эволюционного развития, в связи с этим, целесообразно выделять, как чакровые периоды, соотнося их характерные особенности с пафосом  превалирующих тенденций поведения субъекта.

В последовательном ряду чакровых периодов, первым выступает «мулатхарный период». Он соответствует зарождению и «появлению на свет» субъекта развития. Пафос его поведения – это борьба за жизнь, стремление утвердиться в окружающей его, как правило, конкурентно-жесткой, и даже откровенно-враждебной действительности.

 Если субъектом развития этот период успешно преодолевается, наступает следующий – «свадхистханный период». Пафосом его проявления является стремление к расширению границ ареала пребывания и размножения, а так же всеобъемлющего накопления. В связи с этим,  через свадхистхану чакру регулируются процессы функции воспроизведения.

 Расширившийся и начавший успешно размножаться организм, накопивший достаточно сил и средств для дальнейшего существования, стремится упорядочить свои границы и внутреннее хозяйство, привести процессы управления им в наиболее рациональное и эффективное качество. Он создает своего рода институты управления и защиты от внутренней и внешней опасности, подчиняя своей воле те психические инструменты бытия, наличие которых в себе начинает четко осознавать.

 Эти процессы зарождения и становления структур жесткого регулирования соответствуют третьему – «манипурному периоду» развития.

Четвертым является «период анахаты», пафос которого – стремление смягчить и примирить внутренние противоречия, неизбежно возникающие в организме в результате жесткого «манипурного» регулирования. Энергоинформационные потоки, пропускаемые анахатой-чакрой, способствуют поиску всеобъемлющего компромисса и зарождают первые ощущения истиной любви, которая в отличие от любви, присущей половому влечению в «свадхистханном» периоде, или любви подчиняющей, закрепощающей объект ее приложения в манипурном периоде, в анахате направлена не только на объект полового влечения, но на все сущее, это любовь альтруистическая, любовь жертвенная, любовь сердца.

Период анахаты, если его развитию ничего не мешает, переходит в следующий – «вишудховский период». Пафосом его проявления является стремление субъекта к всеохватывающему синтезу, во всех сферах жизни и знания. Если в периоде анахаты внимание субъекта было сосредоточено поочередно на отдельных аспектах бытия, их тщательному изучению и освоению в течение долгого периода развития, вырабатыванию в себе отдельных особых качеств характера и стереотипов поведения, то теперь, в «вишудховском» периоде, наступает время анализа достигнутого и синтеза нового состояния сознания, назовем его «расширенным сознанием», в котором собирается и применяется все новое, лучшее из ранее достигнутого личностью, сублимированное во взаимообогощяющем синтезе вишудхи-чакры.

 Процессы синтетической работы приводят индивидуума к новому чакровому этапу развития – «периоду Агни-чакры». В этом периоде как бы подводится итог  всей предшествующей работе личности, направленной на развитие сознания. Ее пафос – это постоянная творческая активность индивидуума, совершенствование не только себя, но и всей окружающей реальности. Качество энергоинформационного потока, пропускаемого Агнией-чакрой становится на столько мощно созидающим, что вокруг субъекта начинает изменяться в сторону развития вся природа и другие субъекты бытия.

 Личность с открытой Агнией-чакрой катализирует эволюционные процессы и ведет за собой массы от «тьмы невежества» (состояний присущих низким уровням развития сознания) к «свету истинного знания» - состоянию продвинутого сознания. Для этого периода развития личности характерно ее Духовное Учительство.

 Завершающим периодом развития является чакровый «период сахасрары». Это период «пожинания плодов» развития. Пафосом действий личности при достижении этого периода является полная свобода действий. Индивидууму «сахасрарного» периода развития, со стороны Высшей Регулирующей Инстанции представляются все возможности, открываются все «сидхи» (инструменты взаимодействия с окружающей реальностью).

 Для такой личности нет ничего не реализуемого в принципе, он обладает истинным знанием и реализационной волей («как скажет, так и будет»). Индивидуум сахасрарного уровня развития становится полноправным действующим сотрудником Высшей Регулирующей Инстанции, от него начинают зависеть «судьбы мира».

 Соответственно уровню  достижений возрастает и уровень его ответственности за свои действия. Поэтому сахасрара-чакра может быть открыта только у индивидуумов, действительно «прошедших всю школу жизни и успешно сдавших все ее экзамены».

 Завершением сахасрарного периода развития знаменуется полная всеобъемлющая реализация субъекта бытия в данном эволюционном цикле. Для него теряет смысл дальнейшее пребывание в полностью проявленном состоянии бытия (земной жизни), ввиду невозможности ее ситуаций дать полностью реализованному индивидууму, какой бы то ни было новый, значимый для него опыт.

 Для человека это означает достижение «Состояния Христа». В дальнейшем такие люди могут появляться в земной жизни исключительно для выполнения особой миссии, связанной с всеобщим эволюционным процессом, например для помощи другим людям. Таких реализованных людей, выполняющих в земной жизни особую миссию на востоке принято называть Нирванакайя.


В процессе эволюции, развитие индивидуума, как правило, проходит на всех уровнях, занимаемой им пространственно-временной ниши, т.е. по всем его телам. Однако одновременного и равномерного развития, т.е. гармонического «движения вперед», как правило, не бывает. В течение одной реальной жизни может происходить развитие с переходом на следующий чакровый уровень в каком-то одном, максимум двух телах, да и то в случае целенаправленной эволюционной работы и наличии соответствующих условий.

Каждый чакровый период разделяется, кроме того, на подпериоды, каждый из которых может быть соотнесен, по характеру реализаций, с чакровыми. Таким образом, в каждом чакровом периоде можно отследить все семь чакровых подпериодов.

Если принять во внимание тот факт, что человек имеет в своем распоряжении семь тел, которыми по наиболее распространенной условной эзотерической классификации выступают как
– 1. плотное физическое;
- 2. эфирно-физическое;
- 3. астральное;
- 4. ментальное (плотное ментальное);
- 5. каузальное (эфирно-ментальное);
 - 6. бутхиальное;
 - 7.  атманическое - тела, то, выделив в каждом из них по семь чакровых периодов развития, мы будем иметь семь в седьмой степени вариантов возможных уровней эволюционного развития.

Если учесть еще и чакровые подуровни, которые семерично повторяют все чакровые тенденции внутри каждой из основных чакр, число вариантов возрастает практически до бесконечности. Отсюда тезис о бесконечном многообразии проявлений индивидуальных человеческих сознаний, со всеми вытекающими последствиями.

Каждая чакра в организме, т.о., представляет собой систему чакр, реализованных в каждом отдельно взятом теле организма. Их можно представить как корреляты чакр. В целом, такую систему коррелятов каждой отдельно взятой чакры следует рассматривать как «эволюционно-чакровую вертикаль», имея в виду условно принятую графическую интерпретацию организма  как вертикально последовательно расположенных  одно под другим (или одно над другим, в зависимости от того, «откуда смотреть») его тел.

 В действительности тела организма взаимопроникают друг друга, заполняя единую пространственно-временную нишу. Их разделение проходит только на уровне пространственно-временных структурных различий. Однако для удобства описания системы организма и проходящих в нем процессов энерго-информационного обмена, мы в его условной мысленной модели,  как бы расслаиваем единую пространственно временную нишу организма на последовательный ряд вертикально расположенных тел.

 Такую модель можно представить в виде многоэтажного здания, где этажи – это тела организма в последовательности их расположения снизу – вверх: - физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, бутхиальное и, наконец, атманическое, имея в виду, что главное, управляющее иерархически-уровневое начало организма находится на самом верхнем «этаже» - в атманическом теле.

 На уровне каждого из тел, потенциально имеются и работают все семь основных чакр, от мулатхары чакры, до сахасрары, соответственно, графически интерпретированные слева на право по их порядку: мулатхара, сватхистхана, манипура, анахата, вишутхи, агния (аджна), сахасрара.

Этот последовательный чакровый ряд обозначим как «эволюционно-чакровую горизонталь».

 В действительности чакры располагаются в телах совсем по другому, например, в эфирном теле коррелят мулатхары чакры расположен в промежности, а сахасрары чакры – несколько выше темени, в физическом теле коррелятами чакр являются железы внутренней секреции, распределенные по всему телу. Однако в графической интерпретации наиболее иллюстративной должна быть закономерность последовательного открытия чакр, как фильтров энергоинформационных потоков, именно в условно принятом их расположении слева направо.

 Энергоинформационные потоки в системе «тела-чакры» увязывают организм  в трех основных направлениях.

1. – вертикальном – «нисходящими» инициирующими и управляющими потоками, последовательно от атманического тела «вниз» к бутхиальному, через него в каузальное, ментальное и т. д. вплоть до физического и далее через него, в т.н. двухмерно-плоскостной каркас системы.

В то же время «восходящими» потоками - вверх от физического тела через эфирное и астральное тела к ментальному и т.д. вплоть до атманического тела. В этом направлении устремляется восходящий результирующий энио-поток, суммирующий все лучшие жизненные достижения организма. Вертикальные потоки пронизывают систему организма по всем чакровым вертикалям. Через атманическое тело происходит вертикальная инициация со стороны управляющих индивидуумом эгрегоров, в т.ч. и Высшей Регулирующей Инстанции.

2. – горизонтальном направлении – потоками, проходящими между чакрами, на уровнях каждого из тел, в обоих направлениях. Горизонтальные потоки проходят по чакровым горизонталям.

3. – круговом направлении – между телами, соприкасающимися в «круге универсума» организма.


Систему «круг универсума», в приложении к нашей Солнечной системе, Земному организму, Человечеству, и каждому отдельно взятому человеку, можно условно графически представить как ряд концентрически расположенных колец, разделенных общим горизонтальным диаметром.
В центре такой графической системы окажется круг. Выше диаметра в этом круге расположится каузальное тело, ниже – ментальное. Кольцо, расположенное сразу выше каузального – это графическая интерпретация бутхиального тела, ниже – астрального. Как видим, на уровне диаметра соединяются ментальное и каузальное тела, а далее – астральное и бутхиальное. Выше бутхиального расположено полукольцо, графически интерпретирующее атманическое тело, ниже астральной интерпретации расположено полукольцо, интерпретирующее физическое тело. Эти тела так же соединяются между собой на уровне горизонтального диаметра. Эфирное тело является верхней частью физического. Оно соединяется с верхней же частью атманического тела.

Круговые потоки – это те, которые проходят в местах сопряжения тел на уровне диаметра, в обоих направлениях. Т.О. круговые потоки увязывают напрямую физическое тело с атманическим, астральное с бутхиальным. Для ментального и каузального тел круговые и вертикальные потоки идентичны.

Изобразив графически совокупность ряда чакровых вертикалей и горизонталей, получаем «эволюционно-чакровую аналитическую матрицу» организма. На ней удобно отображать точку эволюции, т.е. совокупную ситуацию с открытием чакр по уровням каждого из его тел.  Отобразив в этой схеме вертикальные, горизонтальные и круговые энио-потоки и заштриховав те чакры, которые открыты на уровне каждого из тел, получим иллюстрацию эволюционно-чакровой ситуации индивидуума, которая и будет графически отражать точку его эволюции.

 На этой схеме удобно проводить анализ эволюционно-чакровой энио-ситуации. При этом заштриховывать следует только те участки матрицы, на которых будет диагностироваться не просто состояние любых открытых чакр, но только тех, к открытию которых полностью подготовлены и соответствующие тела, те, для которых открытие данных чакр стало не кратковременным актом, а вполне состоявшимся и закрепившимся эволюционным фактом.

В этой части развития, эволюция человека может считаться реализованной. Данную ситуацию, в связи с этим будем обозначать как реализационную. Однако в процессе эволюции могут возникать различные ситуации с развитием тел и открытием чакр. Рассмотрим их по отдельности.

Первая ситуация – «реализационная» нами уже рассмотрена. Это именно ситуация фактической реализации, когда открытию тех или иных очередных чакр соответствует полная готовность (достаточная развитость) тел.

Другая ситуация возникает в случае открытия очередных чакр на еще не подготовленных для этого телах. Это происходит в результате либо не санкционированных сторонних пси-воздействий на индивидуума, инициирующих и стимулирующих открытие очередных чакр, либо в случае их самостоятельной стимуляции индивидуумом (ауто-стимуляции) с помощью особых психофизических упражнений, применяемых в различных системах духовного и физического самосовершенствования.

 Таковыми могут быть медитация и концентрация на отдельных чакрах. Может подобная ситуация возникнуть и спонтанно (не управляемо самим индивидуумом) при не контролируемом вхождении в различные виды транса (в том числе и религиозного, особенно в экзальтированных состояниях, вызываемых фанатичной религиозной верой и связанными с ней ритуальными практиками). В обязательном случае такая ситуация возникает в результате наркологического транса, в том числе и достаточно сильного алкогольного.

В любом случае подобные состояния чреваты для индивидуума весьма неприятными последствиями. Дело в том, что функцией чакр является не только пропускание определенных энио-потоков, но и защита неподготовленных тел от других «высоких», а, следовательно, еще слишком напряженных «горячих» потоков, способных разрушить неподготовленные для их прохождения тела, но энио-потоки, пропущенные через «насильно» открытые чакры неминуемо приводят к их поражению.

 Они их обжигают, временно выводя из строя, а при достаточно сильном воздейставии, даже необратимо поражают. Это приводит к опасному болезненному состоянию личности, известному в эзотерике под названием «возгорания тел».

В случае сильных необратимых повреждений тонких тел может развиться деградация интеллекта, состояние, известное как частичный или полный дебилизм. Такие поврежденные тела не смогут далее нормально развиваться до тех пор, пока не пройдет их полное восстановление (если таковое вообще в данном воплощении индивидуума будет возможным).

 Не своевременно открытые чакры в дальнейшем закроются, но последующее их открытие будет уже весьма проблематичным. Эволюционному процессу в целом будет нанесен большой урон.

Эта ситуация может быть причиной многих деструктивных состояний личности (болезней), в том числе и психических. В эзотерической медицине подобные состояния рассматриваются как духовные болезни. Данную ситуацию обозначим как ситуацию возгорания.


 Хотя ситуаций не своевременного открытия чакр в целом следует избегать, их небольшое приоткрытие, в размерах одного – двух подпланов (чакровых подсистем внутри каждой чакры) - необходимо. Такое приоткрытие чакр на неподготовленных телах не вызывает их повреждений, но постоянно их слегка «напрягает», стимулируя к ускоренному развитию. Эта ситуация подобна тренеровкам мышц физического тела до первой легкой боли, что вполне оправдано в системах физического самосовершенствования.

Однако не следует слишком увлекаться, и доводить дело до степеней открытия, способных вызвать процессы возгорания. Короче говоря, в практиках духовного и физического самосовершенствования необходимы осторожность, терпение и профессиональный контроль. В связи с этим хотелось бы предостеречь не сведущих неофитов (учеников) желающих ускорить развитие своего сознания за счет исскуственного, несвоевременного открытия чакр, часто  практикуемого через особые психофизические практики. Только постепенная, последовательная и грамотная эволюционная работа может способствовать открытию высших центров сознания - чакр, которые обязательно раскроются сами, как только соответствующие тела будут к этому подготовлены.


Следующая возможная ситуация возникает в том случае, когда в телах, вполне подготовленных к открытию очередных чакр, таковое не происходит, либо после ситуации реализации, когда чакры были открыты, но затем, в силу определенных причин, произошло их закрытие.

Для этой ситуации характерным будет острый дефицит энергоинформационных потоков, совершенно уже необходимых для подготовленных тел, но не поступающих в них, вследствие закрытия соответствующих чакр. Это вызывает энергоинформационный голод тел и как следствие их постепенное «усыхание», а, в конце концов, и отмирание.

 Данные состояния обозначим как ситуацию дефицита. Они могут возникать по нескольким причинам.

Одна из них – это взаимодействие индивидуума с достаточно мощными энергоинформационными деструктирующими факторами, например жесткими (сатанинскими) эгрегорами.

 Другая причина - очень сильные негативно-стрессовые ситуации, к которым психика индивидуума еще не готова.

 Вызывает ситуацию дефицита и взаимодействие с псевдо-духовным учителем, когда декларируемый им духовный уровень, не соответствует истинному, а его эволюционная реализация ниже, чем у обучающегося у него индивидуума. Такой, с позволения сказать «учитель», буквально «опустит» ученика до своего уровня, вызвав у него эволюционную ситуацию дефицита.

 В связи с этим крайне важно бывает своевременно распознать псевдоучителя и «оторваться» от него, особенно психологически.

Ситуация дефицита может возникать и в случаях устойчивого и достаточно длительного энергоинформационного вампиризма (несанкционированного индивидуумом – донором отбора его энергоинформационных потенциалов).

 Особенно сильными негативными последствиями энио-вампиризм чреват в случаях внедрения в тела индивидуума различных паразитов, в том числе и физических, но особенно - тонкоматериальных. В эзотерике это деструктивное состояние известно как «одержание».

 Таковыми тонкоматериальными сущностями - одержателями могут быть групповые души различных микроорганизмов, известных как вирусы, бактерии, грибы и т.п. Кроме этого в качестве одержателей могут выступать и развоплощенные сущности (тонкоматериальные оболочки умерших людей и животных), а так же тонкоматериальные сущности - антагонисты, обладающие сверх-человеческим уровнем сознания (падшие ангелы – бесы, по религиозной терминологии, «телесные крокодилы» по терминологии Авессалома Подводного и т.п.).

 Причиной состояния дефицита может быть  и наличие в организме негативных энергоинформационных образований, своего рода сгустков, наслоений негативных энергий в его чакровых системах и самих тонких телах. Таковыми могут выступать негативные кармические программы, кармические долги, ауто-негативные программы (негативное самовнушение, фобии), негативно аспектированные осознанные программы и негативные программы подсознания (инграммы, по учению «дианетики» Рона Хаббарда).

 Кроме этого причинами состояния дефицита могут служить и  «чувственные лярвы» (искусственно созданные пагубными привычками ментальные и астральные тонкоматериальные сущности), а также искусственные элементалии (тонко-материальные сущности созданные и запущенные по каналам энерго-информационного внедрения в процессе практики черной магии и колдовства, с целью поражения и вампиризма).

 Нередко состояния характерные для ситуации дефицита возникают по экологическим причинам, например при длительном и периодически повторяющемся пребывании индивидуума на геопатогенной зоне (ГПЗ). Наконец, данная ситуация может возникать и при целенаправленных вампиризирующих Пси-воздействиях со стороны других людей (черных магов, колдунов) и др. негативных психоэнергетических воздействий (ПЭВ).


Для каждого типа, выявленных в процессе энио-диагностики эволюционно-чакровых ситуаций, оформляется своя отдельная аналитическая матрица. В результате, для каждой ситуации получим свои аналитические матрицы, которые соответственно и обозначим как «реализационную матрицу», «матрицу возгорания» и «матрицу дефицита».

На матрице возгорания заштрихуем только те чакры, открытие которых вызвало ситуацию возгорания и поражение тел.

На матрице дефицита заштрихуем чакры, не открывшиеся на подготовленных телах (закрывшиеся после реализации).

Теперь, как бы наложив матрицы одна на другую, мы получаем возможность проанализировать полную эволюционную энергоинформационную ситуацию, сложившуюся внутри и вокруг индивидуума, в процессе его духовного и физического совершенствования (либо наоборот, деградации, либо эволюционного застоя).


При этом необходимо принимать во внимание, что главным условием здорового состояния организма является свободное прохождение вертикальных энио-потоков, особенно нисходящих – инициирующих, по всем чакровым вертикалям. Такое прохождение возможно только по полностью реализованным вертикалям.

 В связи с этим, достигнутой точкой эволюции следует считать уровень самой наименьшей, но полной чакровой реализации. Например, если по чакровой горизонтали, на уровне атманического тела индивидуума достигнута реализация анахаты чакры, на уровне бутхиального – агнии чакры, по каузальному телу – манипуры чакры, по ментальному телу – вишутхи, по астралу - так же  вишутхи чакры, а по эфирному и физическому телам – сватхистханы чакры, фактически достигнутой точкой эволюции такого индивидуума будет только сватхистханный уровень.


Следующее условие поддержания здорового состояния организма – преобладание достигнутой реализации в вышестоящих телах над нижерасположенными.

 Нижележащие реализованные тела, не должны, образно говоря,  выступать за уровень вышестоящих, они должны быть ими как бы прикрыты (находится внутри ауры последних). В противном случае, не прикрытые «сверху» тела становятся крайне уязвимыми.

Иными словами, тенденция нормальной эволюционно-чакровой эволюции должна иметь нисходящую направленность, т.е. приоритет в реализации верхних (вышестоящих) тел перед нижерасположенными. В нашем примере таковой защищенности не обеспечивается для бутхиального тела, которое «выступает» за уровень атманического и для ментального тела, которое «выступает» за уровень Каузального тела.

 Для выравнивания ситуации, главные усилия необходимо сосредотачивать на развитии тех тел, которых «не хватает» для прикрытия нижестоящих. В случае нашего примера - это атманическое и каузальное тела. Их необходимо выводить на уровень агнии чакры в атмане и как минимум вишутхи чакры в каузальном теле.

 Далее все усилия необходимо сосредоточить на развитии эфирного и физических тел, вплоть до уровня вишутхи чакры. Только после выхода точки эволюции на уровень вишутхи, целесообразно двигаться дальше, развивая все тела от каузального до физического постепенно выводя их сверху – вниз, до уровня агнии чакры. Дальнейшее развитие атманического тела до выхода остальных тел на указанные уровни реализации будет проходить своим чередом, специальных усилий от индивидуума для его развития не потребуется.

В остальном анализ эволюционно-чакровой ситуации сводится к определению факторов препятствующих реализации, а так же вызывающих возгорания и дефициты, поиску и обеспечению мер по устранению этих факторов. Стратегия развития должна предполагать в первую очередь - выравнивание реализованных тел и только после этого дальнейшее движение вперед.

Такой подход повышает уровень достигнутой точки эволюции, гармонизирует сам процесс эволюционного движения, делает его безопасным и надежным. Думается, что как для энио-психотерапевтов, так и для лиц, пусть не практикующих энио-целительство, но занимающихся самостоятельным духовным и физическим самосовершенствованием, метод анализа по аналитическим эволюционно-чакровым матрицам будет весьма полезен.

Литература:
Авессалом Подводный «Возвращенный оккультизм. Инструменты и слуги. Вверх приставным шагом». Изд. «Скрин». г.Москва. 1998г.
Авессалом Подводный «Кабалистическая астрология». Изд. НПО «МОДЭК». г.Воронеж 1993г.
А.Тихомиров «Трактаты». Изд. НПО «МОДЭК» г.Воронеж. 1993г.
Е.П.Блаватская «Теософский словарь». Изд. «Сфера». г.Москва 1994г.
 Хариш Джохари «Инструменты для ТАНТРЫ ЧАКРЫ: энергетические центры трансформации». Изд. «София». г.Киев 1999г.
К.Ю. Баландин «Экология сверхчувственного. Среда обитания, межличностные отношения». Эниология №4 2001г. Изд. «Энио». г. Одесса.