Мешок лесных орехов

Соловьев Мо Хара
А вы знаете,  сколько интересного может рассказать простой мешок лесных орехов? Прислушайтесь... Обитатели мешка не просто шуршат и потрескивают в темноте.
На самом деле они говорят. Пытаются общаться с тобой и болтают друг с другом. Правда мы их, увы, не слышим - а ведь орехи знают многое. До той поры, как они попали в твой дом они много путешествовали. Все это время они слушали истории орехов соседей, рассказывали свои и подслушивали, о чем говорят рядом с ними.
Орехам повезло. У них в отличие от яблок или мандаринов — громкий голос. Не верите? А вы потрясите мешочек с мандаринами и мешочек с орехами… Ну? Вот то то!
Мне в детстве тоже повезло. Меня каждое лето Мама с Папой вывозили на дачу, и там я впервые услышал их голоса.
Я ночевал тогда на чердаке в комнатке сделанной отцом. Он ее собрал из фанерных листов, отгородив от прочего пыльного пространства под шиферной крышей. В ногах моей брезентовой с пружинами раскладушки зеленого цвета однажды появились два картофельных куля с кедровыми шишками. Мы с друзьями нарвали их, забираясь на деревья, т.к. дожидаться созревания, не было времени. Еще немного, всего пара недель и пора уже идти в школу.
Жарить и варить шишки как другие мне не хотелось. Я точно знал, что через некоторое время орехи дозреют. Смола уйдет. Скорлупа станет коричневой, а я ядра обретут настоящий вкус. Правда, немного уменьшатся в размерах.
Это была моя самая первая ночь в компании с орехами.
Каждый знает с детства, что даже в домах, ночной воздух полон неясного шума и непонятного потрескивания. Иногда они не мешают, иногда пугают, а иной раз ты пытаешься разгадать их природу.
Так получилось и тогда на чердаке.
Устраиваясь спать, я вытянулся на детской раскладушке и уперся ногой в тугой мешок. Решил немного его оттолкнуть. Надавил. Неожиданно зазвучали тихие голоса, напоминающие хруст.
Я надавил еще раз и прислушался:
— Несносный мальчишка!
— Мало что свалили в кули, на полу не разложили, так еще и пинаются…
Были голоса и в мою пользу:
— Успокойтесь, пусть спит…
— Этот хоть не варит и в костер не сует…
— Старший сказал, пусть дозревают…
— Мы им нужны целыми и спелыми!
Я был сначала сильно огорошен, уловив с шуршании и похрустывании этот сумбурный разговор.
Беспокоить орехи еще раз я тогда не решился. Ничего больше не услышал, а только незаметно уснул, бесполезно вглядываясь в темноту и пытаясь уловить шорохи.
На следующую ночь все повторилось до точности, как только я пошевелил мешок ногой:
— Надоел!
— Так хорошо спали…
— Ничего, пора бы уже и вставать…
— Противный мальчишка
— Да ладно, ведь не кедровка  же и не белка…
— Да белка то ладно…
— А кедровка больно грызется…
Голоса затихли. Сердить тычками орехи больше не хотелось, и я просто перелег головой на сторону мешков. Теперь тихий шепот звучал прямо около самого уха
— Зато мы теперь в большом путешествии…
— Какое путешествие, мы на чердаке лежим…
— А сколько проехали и посмотрели…
— А бросали то на землю как…
— А за угловых вообще веревку вязали, вон, как скрипят…
— Нижним всегда тяжело…
— Тут уж кому как повезло…
— Но они нас не любят…
— Тут уж кто кем родился, ты не обращал внимания, что ниже нас все погрызенные и неправильной формы…
— По-моему у нас и рядом такие же есть…
— Не может быть, мы элита, потому и наверху…
Так слушая коротенькие рассуждения, я снова уснул.
Утром мешок молчал. Я шевелил его и тряс, но все было бесполезно
Вспомнив вчерашние разговоры о качестве и местоположении, я аккуратно развязал куль и открыл горловину. На самом верху лежала огромная и ровная кедровая шишка. Даже на меня она посмотрела очень презрительно. Пожалуй вот и первый претендент на съедение.
Я выбрал штук пять самых красивых и пошагал вниз к кастрюльке с кипящей водой. Варить…
Вечером я уложил оба куля на бок и засунул тугие края мешков под раскладушку. Фактически я теперь лежал головой прямо на мешках с шишками.
А внутри было шумно:
— Отлично! Теперь каждый из вас знает, кто есть кто… — бормотали верхние…
— Несправедливо, — кричали снизу.
— Все должно быть по очереди, завтра мы будем на вашем месте, — пытались их урезонить справедливые…
— Еще чего, — злобно шипели несогласные…
Я решил вступить в диалог:
— Ребята, может быть вас рассыпать по полу и всем будет хорошо?
Что тут началось:
— Да, — кричали нижние
— Давно пора, — бормотали справедливые
— Не вздумай, — шипели несогласные сверху…
— Молчите, он нас слышит… — пытались урезонить осторожные.
Когда первая паника прошла, они начали мне рассказывать свои истории, которые впитали вместе с соками родительского дерева и насмотрелись – наслушались в «большом путешествии».
Вот только отношение к тем или иным событиям у них было разное. Согласно местоположению в мешке и полученным при рождении характерам.
Прямо как у людей…
С той поры я, при случае всегда старался положить рядом с собой перед сном мешочек орехов.
Грецкие рассказали мне про веселье и застолья, которые происходят в тени их деревьев. Про хвастливые речи, громкие тосты, красивые песни и необъятные просторы гор.
Земляные — про жизнь обитателей подземного мира, сказки и истории о бурундуках, кротах, землеройках и подземных войнах…
Особенно интересными оказались лесные орехи. Ну, те, которые растут на кустах и рисуются на шоколадках…
У них самые громкие голоса и наиболее интересные истории
Они мне рассказали про то, где осталась их родина. Про неудачников, которые не смогли или побоялись уйти в «большое путешествие» и теперь влачат жалкое существование.
Отлученные от высшего общества, они продолжают свой род в лесу. Становятся кустами и деревьями. Не видят белого света. Жалко плодят на свет себе подобных.
Оказалось, что среди ушедших в  путешествие были и такие, которые этого не хотели. Просто так получилось. Руки сборщиков безжалостно выискали их спрятавшихся вдали от взоров и безжалостно оборвали, бросив в корзину.
Я общался с орехами еще несколько лет, и стал понимать, что на самом деле интересных историй у них маловато. В их жизни были только рассказы родителей, руки сборщиков, пыльные мешки, да дальняя дорога. Большинство впечатлений мои собеседники набирались от разговоров рядом с собой, да вели бесцельную борьбу за то чтобы оказаться на самом верху.
Мне с возрастом немного надоела их бесполезная возня. Я был вовлечен во взрослую жизнь, которая в принципе мало отличалась от происходящего в пыльном мешке. Однако первый опыт отношений, подслушанный из картофельного куля, набитого шишками мне сильно помог в жизни.
Оказавшись внизу — я не унывал, зная, что придет время, и мой мешок перевернут.
Будучи наверху и освещенный солнцем — старался не надувать от важности щек, зная, что и это временно.
И еще я знал точно, на примере самой красивой и важной кедровой шишки в начале истории, что зарвавшихся съедают первыми…