Сом - лежебока

Дмитрий Толстой
Первая  моя  встреча  с  сомом  произошла   жарким   летом. Раньше  я  слышал  не  раз,  что  в речке  водится  такой  хищник.  Видел  несколько  раз,  как  потревоженная  всплеском  крупной  рыбы,  взлетит  и  закрякает  утка.  А  однажды  с  удивлением  заметил, как  из  стайки  утят  на  моих  глазах  исчез  утёнок.  И  только  круг  на  воде,  да  тревожное  поведение  мамы – утки  подсказало  мне,  что  крупный  сом  утащил  утёнка.
Был  солнечный  и  душный  день.  Умаявшись  после  долгих  переходов  по  знакомым  местам,  решил  передохнуть  на  бережку    глубокой  заводи,  привлечённый   кувшинками  рядом  с  берегом  и  крупными  краснопёрками,  спокойно  плавающими   в  небольших  окнах.
Я  сел  у  самой  воды  среди  осоки  и  начал  рыбачить.  Краснопёрая  рыба  неохотно  брала  червя,  но  я  снял  грузик  с  лесы  и  легонько  опуская  наживку,  раздразнил  рыбу.  И  клёв  помалу  наладился.
Поймав  несколько  увесистых  рыбин,  я  увлёкся,  да  и  жара  донимала  на открытом  месте.  Усевшись  поудобнее  на  самом  бережку,  опустил  босые  ноги  в  воду и, блаженствуя,  нащупал  там  плавающее  скользкое  поленце, продолжал  рыбачить.
Сколько  времени  так  продолжалось,  не  запомнил.  Вода  была  тёплая,  ласковая  и  я  с  удовольствием  пошевелил  и,  кажется,  повертел  это  «поленце».  Вдруг  сильный  толчок  подбросил  мои  ноги,  а  следом  лавина  воды  обрушилась  на  меня.
Сделав  прыжок  в  сторону  от  берега,  метровое  «полено»  шлёпнулось  о  поверхность  воды  и  скрылось.
Залитыми  водой  глазами,  я  всё  же  разглядел  серовато-  жёлтое  брюхо  крупного  сома,  которому  испортил  такой  крепкий  и  сладкий  сон.
Рыбалку  мне  сом  тоже   испортил.  Пришлось  уходить  домой  под  впечатлением  увиденного. Как  ни  странно,  испуга  не  ощутил  может  быть  потому,  что  произошло  всё  в  какое-то  мгновение,  испугаться  я  так  и  не  успел.  Больше  всего,  конечно,  был  удивлён.  Ведь  ноги на  спине  сома  находились  не  одну,  две  минуты, я  шевелил  ими,  поглаживая  скользкое  «поленце». Крепко  же  спал  сытый  разбойник!
   Некоторое  время  спустя  на  этом  же  месте  я  снова  увидел  его,  спящего  глубоким  сном,  и  рассказал  о  своей   первой  встрече  старому  знакомому.  Потом  он  поведал  мне , что  дважды  пытался  забагрить  сома,  но  так  и  не смог  поймать      этого  прожорливого  хищника.
    Вторая  моя  встреча  с сомом  была  удачной  и  незабываемой.  Рассказать  о  ней  ребятам -  просто  мой  долг.  Мне  в  то  время  было уже  одиннадцать лет.  Я     закончил четвёртый  класс.  А  произошло  всё  на  реке  Березине  близ  рабочего  посёлка  Елизово,  где  мы  с мамой  тогда  жили.
Со  своим  одноклассником  и  товарищем  по  рыбалке,  Эдиком,  пришли  мы  летним  утром  с  небольшим  бреднем  к  берегу  реки,  укреплённому  плетнями  из  лозняка  против  размыва  во  время  паводков.  В  этом  месте  было  несколько  таких  плетней,  уходящих  в  русло реки на  10 -15  м  и  образующих   тихие  заводины,  богатые  разной  рыбой. 
Местами  они  были  мелководны,  зарастали  кувшинкой  и  другой  водной  растительностью.  Местами  имели  глубины  больше  двух  метра.  Побродив  со  снастью  по  мелководьям,  решили  мы  с  Эдиком  попытать  счастья  и  на  глубинке.
Плотвы,  краснопёрки,  небольших  окуней  мы  уже  немного  наловили.
Пришли  к  глубокой  заводи.  Товарищ  был  выше  меня  ростом и  он,  самоотверженно  взяв  деревянное  водило  бредня,  пошел  на  глубину.  Я  с  таким  же  небольшим  шестом  пошёл  по мелководью.  Одежонка  на  нас -  трусы  да майка. Лето, солнце славно припекает. Через  несколько  минут  всё  намокшее  на нас  -  уже  совершенно  сухое.
Эдик,  зайдя  до  подбородка  в   воду,  потащил  бредень  вплавь,  а  у  меня  вода  доходила  чуть  выше  пояса.  Протащили  снасть  до  самого  плетня,  сомкнули  наши  два  крыла  с  мелкоячеистой  сетью  и  Эдик  говорит: «Корягу  мы  зацепили  какую-то.  Бредень  не  порвать  бы». -  И  я  предложил  потихоньку  тащить  снасть  на чистый   песчаный  берег,  чтобы  там  спокойно  очистить  её. 
Рассуждая,  будет  ли  в  мотне  бредня  какая –либо  рыбёшка,  краем  глаза  увидели в ней  чёрное    блестящее  полено.  А  сами  всё  тащим  снасть  на  песок.  И  когда  мотня  бредня  оказалась  на  горячем от  солнца  песке, наше  «полено»  ожило, да  так  запрыгало,  что  мы, не  сговариваясь  набросились  на  него,  стараясь  прижать  к  песку  и  не  дать  ему  оказаться  в  воде.
Но  «полено»  было  скользким,  упругим  и  таким  сильным,  что  мы с другом  то  и  дело  отлетали  от  него,  снова  наваливались  всем  телом, помаленьку  оттаскивали   его  от  воды  и  колотили  кулаками  по  широкой  усатой  голове.
Измазанные  с  ног  до  головы  слизью  и  прилипшим  песком, сидели  мы,  еле  переводя  дыхание,  возле  ещё  шевелящегося  сома.  А  когда глянули  друг  на  друга,  безудержный,  дикий  смех  долго  катал  нас  по  песку - до  чего  же  грязными и  смешными  дикарями  выглядели  мы.  Волосы  всклокочены  и  слиплись,  глаза  по звериному  сверкают,  губы  залеплены  зелёной  грязью.
Домой  тащили  сома  по  очереди  на  спине,  продев  поясной  ремешок  ему  под  жабры.  Усатая   голова  его  лежала  на  моём  плече,  а  хвост  волочился  по  земле.  Дома  до  прихода  родителей  с  работы  мы  разделили  его  пополам.
Взрослые  потом  говорили, что  был  он  весом, наверняка, тяжелее   пуда.  Таких  огромных   рыбин  больше  мне  ловить  не  доводилось. Но  видел  сомов,  пойманных  другими,  которые  весили  килограммов  за  семьдесят  и   были  грозой  для  соседних  деревень,  хватая  гусей  и  уток,  плавающих  вблизи  омутов,  где  обитало   такое  чудовище.