Ралли Чарын

Шестакова Евгения
Многим кажется, что Чарын, и поселок Чунжа  – это где-то там… далеко, почти на границе с Китаем. На самом деле до Ясеневой рощи, где располагался закрытый парк и лагерь ралли – порядка 240 км от Алма-Аты. И почти столько же накатали боевые экипажи по раллийным грунтовым трассам, проложенным по степным дорогам Уйгурского района Алматинской области.
Ралли Чарын проводится уже третий год подряд, и что интересно – забегая вперед скажу, что после финиша гонки, на подиум поднимутся некоторые экипажи, дебютировавшие на этом ралли в разные годы. В этом году немного был смещен график проведения соревнований – двухдневная  гонка стартовала в пятницу 24 июня с центральной площади города Чунжа, которая была отреставрирована и приведена в порядок специально к старту ралли. Акимат Уйгурского района и лично сам аким внесли неоценимый вклад, активно помогая в организации этих соревнований, и особенно первого самого зрелищного СУ- Танкодром.

Реалии и слухи.

Ралли Чарын – это третий Этап Чемпионата Казахстана по классическому ралли. Станет ли он завершающим этапом – еще неизвестно. Скорее всего, организаторам удастся провести 4 этап, потому что сейчас в Чемпионате закрутилась довольно интересная интрига, когда Чемпионское звание в нескольких категориях не будет известно до финальной гонки сезона.  Очень хочется, чтобы все решилось именно осенью, а не после третьего этапа. И чтобы Чемпионат Казахстана получился полноценным и Чемпионы держали в своих руках заслуженные в борьбе кубки.
В лагере ходили разные слухи о месте проведения 4 этапа. Однозначно говорили лишь о том, что запланированного еще зимой ралли Алтай в Усть-Каменогорской области не будет. Из вариантов – ралли в районе города Талды-курган, ралли на отвалах за городом Балхаш и даже асфальтовое ралли по дороге на Чимбулак. Что из них станет реальностью – мы узнаем еще, увы, не скоро.
Из Алма-Аты со Старой Площади машины стартовали в воскресенье, 19 июля и отправились в ясеневую рощу, на целую неделю вдаль от цивилизации. В тени реликтовых ясеней  располагался штаб ралли.  Два экипажа -  Антона Ли и Евгения Ревина спешили в Алма-Ату из Борового после финиша многодневной джиперской экспедиции – Золотой теленок.

Назад в прошлое.

В первый день соревнования шестнадцати заявленным экипажам и трем нулям предстояло откатать 5 полновесных СУ. Ралли Чарын получилось, в основном, Алма-Атинское. Не было спортсменов с берегов самого Каспийского моря, не было братьев- узбеков и столица нашей Родины, город Астана, была представлена лишь одним автомобилем. И если бы не два штурмана-россиянина, то этап можно было смело назвать Ралли - Алма-Ата.
На предыдущем ралли Бурлы выступало 24 автомобиля. Организаторов сей факт расстроил не очень сильно, так уж повелось, что на Ралли Чарын всегда не очень много машин, но зато сколько скорости, адреналина и выплеснутых эмоций! Напомним, что победителями Бурлов стали - экипаж Антона Ли и Михаила Кривоспицкого в самом «взрослом» зачете Абсолют. В полноприводном РК 12 победу просто вырвал из рук соперников экипаж Андрея Бурмистенко и Игоря Шестибратова. В РК 11 впервые в своей карьере на верхнюю ступеньку пьедестала почете поднялись Сергей Михеев и Виталий Белов. Которые однажды, на асфальтовом ралли в городе Ташкент, попали в очень серьезную аварию. Спортивная Хонда не подлежала восстановлению. Парни выбранной марке не изменили и собрали новую Хонду, которая и привезла их к победе.
Еще один экипаж – Валитова и Рублева, выступающий  в РК 12 и разбивший почти в ноль свою машину на первом в этом году капчагайском ралли, не смогли реанимировать боевой автомобиль. Это не помешало им блестяще выступить на тренировочной машине.
За экипаж Антона Ли – лидера Чемпионата, болели очень многие, переживали, подбадривали перед стартом, ожидая захватывающей гонки. Антона, как и всех гонщиков порой,  серьезно подводила техника в самый ответственный момент. Можно вспомнить и Евгения Сапогова, у которого в самый неподходящий момент ралли Бурлы просто отказал бензонасос.
Очень жаль, что и на этом этапе не выступает Олег Балюк на своей ярко синей Субаре, а еще одну звезду отечественного ралли (Дмитрия Филонца)  мы на этот раз увидели, только в совсем другой ипостаси.
Так же не хватает в пилотоне в этом сезоне и астанинца Дениса Аксенова.
В РК 12 в Чемпионате лидирует экипаж Андрея Бурмистенко. В РК 11 экипаж Дмитрия Плясова, от которого все ожидали чуда на этом ралли. Дмитрий прямо и откровенно скажет – его боевая «восьмерка» существенно на многочисленных прямых проигрывали по скорости Хондам в его категории… Если «японское чудо» на прямой развивало 180-190 км в час, то Ваз едва достигал 120-ти.
К тому же, Евгений Ревин и Сергей Михеев хорошо «вкатились» и бороться за лидерство в каждом СУ действующему Чемпиону РК 11 становится все трудней. На некоторых СУ, наверстывая потерянные секунды, Дмитрий ехал просто на грани, на пределе своих сил и возможностей автомобиля. Со стороны было страшно наблюдать за неожиданными «прыжками» и «выкрутасами» его машины. Мне бы очень хотелось увидеть этого талантливейшего гонщика за рулем турбированной машине в классе N 4. Я думаю, он бы существенно перемешал карты в этой «взрослой» категории подготовленных и мощных омолагированных машин.
Евгению Сапогову вообще ни разу не давался Чарын. Речь идет даже не о подиуме, этому слаженному экипажу просто ни разу по тем или иным техническим причинам не удавалось финишировать.

Мороз и солнце.

Тру нуля на этот раз – три красивых джипа-коротыша Митсубиши Паджеро, на двух из которых красуется гордая надпись – Эволюшин.
Тру нуля на этот раз – три звезды казахстанских трофи-рейдов, не раз «бороздившие» просторы-болота великой российской Ладоги и участники Первого Международного казахстанского трофи рейда, прошедшего 2 года назад- Астана Челлинж 2007.  Не так часто встретишь такое созвездие бывалых джиперов на соревнованиях по классическому ралли, некоторые из которые настоящие звезды мировой величины. Это я про Дениса Березовского.
Парни не скрывали, что возможность поехать нулями, они используют, как тренировку перед стартующим 5 сентября в Казани недельным Международным трофи-рейдом серии Дакар- Ралли Силк роуд, которое мечтал организовать и провести в прошлом году Сергей Карасюков. Финиширует ралли в Ашхабаде. За 7 дней  экипажам предстоит пройти 8000 км. Это серьезно.

И так - первый ноль – экипаж Алексея Никижева, штурманом у которым поехал молодой джипер, выступающий в Чемпионате Казахстана по трофи-рейдам в категории ТР2 – Якубов А.
Второй ноль – Березовский Денис и Александр Мороз.
Третий ноль – Дмитрий Филонец и А. Руссов.
Не только лично мне, но многим журналистам и болельщикам не хватает яркого и порой очень дерзкого в хорошем смысле слова, пилота Филонца, стартующего в категории N 4.
В этой тройке  нулей привозил всем по минуте, а то и по две Денис Березовский, не зря его штурман – Александр Мороз так тщательно каждый вечер «при свете луны» переписывал в удобочитаемый на скорости формат дорожную книгу с пометками экипажа.
Большинство экипажей и боевых и нулей, спали в ночь перед гонкой по 4-5 часов максимум. Работы хватало всем.

Поехали!

Ралли этого года по дистанции почти полностью соответствует году 2008 – достаточно и длинных прямых, и технически сложных участков, сухих русел рек, которые организаторы  пытались засыпать, но это не уменьшило сложности для экипажей, плюс каменные подъемы и спуски, на которых экипажи «массово» едут на спущенных колесах, трассы, проходящие по гребню холмов, где одна ошибка пилотирования или чтения стенограммы, один неверный поворот рулем, и машина летит глубоко в пропасть…

Можно смело сказать, что технически – это самое сложное ралли года. Начало недели, вторник и среда были отведены спортсменам для ознакомления с трассой и прописи стенограммы. Трассу спортсмены прописывают на гражданских машинах! Естественно экипажи не могут вольготно весь день кататься оп трассе туда-сюда. Для прописи существуют строгие правила, нарушать которые нельзя. Тестовый СУ провели в четверг, его откатали не все экипажи, а только девять. Пара машин получила повреждения, которые пришлось устранять. Машина Владимира Родостовца и Владислава Ганецкого, отремонтированная в ночь перед открытием гонки, сошла на втором СУ в пятницу. Все-таки жесткий удар не прошел даром. Для экипажа это была дебютная гонка, ранее парни гоняли в автокросее, и, как и многие автокроссмены (например, тот же Сапогов или Дмитрий Плясов, решили попробовать себя в новом виде автоспорта).
Дмитрий Плясов, проведший в кроссе почти 6 лет, не скрывает, что ралли нравится ему больше. «На одном только этапе классического ралли  я проезжаю больше, чем за весь год в автокроссе. Там я никак не мог нагоняться, да и машина так сильно не бьется. В автокроссе очень много столкновений и трудно доказать - кто прав в них, а кто виноват. В ралли я сам, практически на 100 процентов отвечаю за свою машину.»
И все же, не все так плохо, механики  опять работали всю ночь и по системе супер ралли экипаж Родостовцев-Гонецкий вернулся в субботу в гонку.

Солнце палило нещадно, хотя не было такой дикой жары, как в августе прошлого года, когда машина Филонца приезжала после заезда на сервис, с температурой двигателя 120 градусов Цельсия. При 123 градусах двигатель просто умирает от перегрева. Температура в машине было порядка 70-ти. Не дать ни взять Эмираты. А ведь в спортивном болиде не включишь кондиционер. Многие пилоты после финиша очередного СУ просто вываливались из кокпитов на руки механиков.

«Призрак проводкА».

Старт первого СУ- Танкодром. Невероятно зрелищный и короткий участок, протяженностью всего 9, 57 км. Старт… и машина Антона Ли никуда не двигается. Неполадки по электрике задерживают экипаж на 9 минут. Как бы хорошо они не ехали – неминуемая пенализация и наверное разочарование… Как скажет на регруппинге  невесело усмехнувшись, москвич Михаил Кривоспицкий, штурман Антона – «Мы знаем, что мы выступаем в техническом виде спорта, где возможен отказ самой надежной техники, и из-за какого-то проводка…»
По ходу первого дня экипажу приходилось еще пару раз останавливаться и «чинить» злополучный проводок.
Такой же «призрак коммунизма» в электропроводке уже несколько гонок подряд мешает достойно финишировать экипажу Дениса Глушкова. В этот раз они сошли на СУ 3. Но вернулись в гонку в субботу по супер ралли, успев в пятницу отремонтировать машину за пару минут до закрытия парка.
Комиссары на ралли невероятно строги, и даже минутное опоздание в закрытый парк может быть фатальным.
Танкодром предназначен именно для зрителей, с возвышенностей можно видеть почти всю трассу. Покрытие в многочисленных Эс-ках и поворотах – мелкий песок и пыль, в которых, особенно переднеприводные машины, просто захлебывались, теряли скорость и медленно выезжали на твердое покрытие. Тучи из песка и пыли на несколько секунд целиком скрывали спортивные машины. Средняя скорость на этом СУ была порядка 80-85 км в час.  Перед одним из таких непростых поворотов. На кочке отваливается задний бампер у ярко красной Субары, выступающей под номером -7, пилотирует которую Фоменко. Остальным машинам приходится либо притормаживать, либо объезжать опасную деталь, лежащую прямо на траектории, пока кто-то из фотографов не оттаскивает бампер в сторону.
На короткой дистанции немало опасных трамплинов, но как сказал перед стартом СУ Дмитрий Плясов – «Начало гонки, прыгать никто не будет. Почти у всех штурманов в прописи стоит - Гаситься перед трамплином.  Всем важен результат. К тому же, вчера во время прыжка «разложились» две машины. Хотя… Кто-то может и прыгнуть….»
И вот, прямо за аркой Ред булл, прыгнула , почти вертикально встав на передний бампер Хонда Сергея Михеева. Но Боги автоспорта были в субботу на сторону хондовцев. Ни переворотов, ни повреждений и черный болид почти «улетает» вперед к заветной верхней ступеньке подиума. После финиша автор «полета» всячески отрицал его запланированность, вот только об этом шестым чувством знал один из организаторов, специально приехавший на этот трамплин и замерший с фотоаппаратом наизготовку. Арслан Суйменбаев, штурман Сергея, так же все отрицал. Танкодром обошелся без сходов.

Дальше, в бой!

В 11-26 стартует второй скоростной СУ- Чарын, протяженностью 25 км, на этом этапе сходит экипаж Владимира Родостовца.
За Чарыном идет 22 километровый Жалысай, на котором Антон Ли  в невероятных условиях выигрывает 1 секунду у лидера заезда Евгения Сапогова. Сапогов и Ли даже внешне, ехали очень быстро на опасных участках, где остальные спортсмены совсем не торопились нажимать на педаль газа.
Закончена первая секция первого дня ралли. Лидирует Евгений Сапогов, который привез Антону Ли целых 42 секунды, и это пока без учетов штрафов. Третье место у экипажа Армана Смаилова, а вот в категории РК 12 лидирует Павел Фоменко, в РК 11- Сергей Михеев.
Далее -  регруппинг на Чарынском мосту с сервисом.
Далеко не все у нас любят автоспорт, как же возмущались люди в машинах, потому что временно перекрыли въезд на две смотровые площадки.
"Жалысай" и "Узунбулак" -  это 3 и 4 доп. Фактически один и тот же участок трассы, проезжаемый в разные стороны. Машины пересекают каньон по каменистым спускам и подъемам. На этих СУ существует большая возможность порезов колес. СУ2-СУ5 - это Чарын и Торайгыр – очень много прямых, но так как на дороге образуются от ветра так называемый грейдер – эти участки не самое любимое место у пилотов.

В пятницу после обеда экипажи откатали СУ 4 и 5. По разу выиграли Сапогов и Суйменбаев. Антон Ли остается далеко позади. На этих СУ было 2 схода. Эвалюшин Андрея Бурмистенко замер среди песков с заклинившим двигателем, а вот механики Александра Фоменко смогли оживить его Субару.
Из пяти сходов в пятницу- 3 машины по системе супер-ралли вернулись в субботнюю гонку. Один из сошедших в пятницу экипажей просто уехал в Алма-Ату, за что был дисквалифицирован.

Вдох-выдох… Утро и вечер второго дня.

Спортсменов опять ждут 5 СУ.  СУ1 Чунджа, протяженностью 12,78километров. Этот СУ стартует в 8:00 утра. На небе легкие облачка, дует ветер, есть надежда, что будет не так жарко, как накануне. Порой порывы ветра кажутся даже холодными.
СУ2 Шошанай - 20,34 км,  СУ3 Темирлик 20,21 км. Опять регруппинг. И   СУ4 Камыс - 12,78 км. Завершился гоночный день на танкодроме. Стар был назначен на 13-39. 
В этот день не произошло ничего экстраординарного. Минимальные сходы по техническим причинам, лидеры наращивают свое преимущество, отстающие эктипажи всеми силами пытаются их догнать. А для кого-то есть одно задание - просто доехать, просто финишировать. Каждый действует по своему плану.
Евгений Сапогов оторвался от Антона Ли на нереальные 3 минуты…Антон и Арман Смаилов отчаянно сражались за второе место, и в субботу был быстрей Арман. После второго СУ  он выигрывал у Антона 7 секунд.
Арман был быстрей, но не удачливей – сход. Антон на оставшихся СУ отыгрывает секунду за секундой, но все равно – 7 минут – это нереально много. На финише он отстал от лидера гонки на 3 минуты 56 секунд. Третьим в зачете Абсолют и лидером в РК 12 стал экипаж Павла Фоменко. В РК 11, Сергей Михеев привез своим соперникам больше 2-х минут. Эта заслуженная победа стоила бессонных ночей, многочисленных тренировок, потраченных нервов.
На награждении на площади города Чунжа, мне показалось, что Михеев был самым счастливым Чемпионом! Так держать!