Святая Русь

Георгий Асеев
Я  стою, как перед  вечною  загадкою,
Пред великою да сказочной страною -
Пред солоно-да горько-кисло-сладкою,
Голубою,     родниковою,      ржаною.
             В. C.  Высоцкий

      «Всё, всё, что ищет русский народ, – пишет искатель высшей правды Ф. М. Достоевский, – заключается для него в Православии – в одном Православии и правда, и спасение  народа русского»; «главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит в том, чтоб сохранившийся лик ХРИСТА, когда  придёт  время, – явить  всему   миру,  потерявшему  свой  путь».

      Русское государство веками росло вширь, прирастая обширнейшими   территориями   Евразии   по   всем    направлениям: при Государе Иоанне  Грозном (годы правления: 1533 - 1584) на востоке, при Императоре Петре Первом (годы правления: 1689 - 1725) на севере, при Императрице Екатерине Второй (годы правления: 1762 - 1796) на юге, при Императоре Александре Благословенном  (годы  правления: 1801 - 1825)  на   западе.

      В колонизационном движении русский народ, обладающий такими жизнеутверждающими качествами как: благочестие, благодушие, предприимчивость, сметливость, ловкость, выносливость, восприимчивость, трудолюбие, – будучи «народом Богоносцем» – ассимилировал и просвещал инородческие племена, преображая их светом ХРИСТОВОЙ ИСТИНЫ и приводя в лоно Соборной   и   Апостольской   Церкви.

      Иллюстрацией тому служит деятельность – прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 году – выдающихся миссионеров:

• первоапостола Алтая преподобного Макария (в миру Михаила Иаковлевича Глухарёва, годы жизни 1792 - 1847, по его почину основана в Бийске 7 сентября по ст. ст. 1830 года Алтайская Духовная Миссия для калмыков, телеутов и черновых татар – старое название  северных  групп  народов  Алтая),
• святителя Макария митрополита Алтайского (в миру Михаила Андреевича Невского, годы жизни 1835 - 1926, управлял Алтайской Духовной Миссией с 1883 по 1891 годы в сане епископа, в 1920 году по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона ему присвоен пожизненно титул митрополита  Алтайского).
      Преподобный Макарий перевёл на телеутское наречие: четыре Евангелия; несколько апостольских посланий и книгу Деяний; многие псалмы и выборные места из Ветхого Завета; краткую Священную историю; краткий катехизис митрополита Московского Филарета; огласительные поучения и сборник молитв. Известно более двадцати его письменных работ различного жанра: от сборника религиозных стихов – «Лепта», поучений, переводов творений святых отцов до главного труда преподобного – перевода Священного Писания на русский язык. Кроме этого о. Макарий любил музыку, стихи, хорошо пел и играл на фортепьяно, интересовался астрономией, естествознанием, слушал лекции в Казанском университете (был знаком с ректором последнего, математиком Н. И. Лобачевским), а также лечил алтайцев аллопатическими  и  гомеопатическими  средствами.
      Митрополит Алтайский Макарий составил алтайскую грамматику; перевёл священные тексты на алтайский язык; издал первую азбуку, молитвослов; заведовал Бийским Миссионерским Катехизаторским Училищем, проводившим катехизацию алтайцев на родном языке. Святитель регулярно совершал миссионерские поездки по Алтаю, где прослужил более тридцати пяти лет (в интересной книге писательницы А. И. Макаровой-Мирской (1872 - 1936) «Полтора месяца на Алтае», изданной в 1915 году в Харькове представлен подробный репортаж о посещении Алтая в 1914 году митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председателем Православного Миссионерского общества  Макарием).
      Благодаря этим подвижникам род малочисленных алтайцев не прекратил своё «суверенное» культурное существование в суровом туземном краю, сохранённому русскими поселенцами от иноземного порабощения.

      Русский характер на таёжных просторах Сибири (с горными хребтами, неукротимыми реками, прозрачными озёрами, ревущими водопадами) окреп и закалился, образовав «твёрдый сплав»  натуры  сибиряка, сочетающей в себе:
• светлую совесть миссионера-колониста;
• добрую душу землепашца;
• богатырскую удаль и силу вольного казака-первопроходца,    хранящего в чистом сердце образ Родины – ДОМА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ,  олицетворяющего  неразрывную  связь  родной  земли, материнства,  домашнего  очага  и  счастливого  потомства.
      Свободолюбивый сибирский дух всегда стоял на страже Отечества – смог отстоять землю Русскую и в напастях двадцатого века, спасая страну от напастей «коминтерновского большевизма», «гитлеровского нацизма», «перестроичного сепаратизма».

      Нынче природное чутьё русской души распознаёт под «демократической оболочкой либерально-корпоративного глобализма» симбиоз «космополитического олигархического интернационализма» и «дикого капиталистического гуманизма», опирающегося на фундаментальный меркантилистический постулат: «Всему на свете есть денежный эквивалент», поэтому этот очередной «...изм» проповедует толерантное (равнодушное) отношение к вечным духовным ценностям.

      Побывав на «нетронутой городской стихией» алтайской земле в селе Сростки и совершив экскурсию по музею-заповеднику В. М. Шукшина, я почувствовал, что творчество этого самородка  есть добрый литературный плод от некогда брошенного нашим духовенством «семени просвещения» в языческую целину аборигенов, распаханную Алтайской Духовной Миссией. В его мужицкой (по-сибирски: простецкой и совестливой) прозе речь идёт о житейской доле, о жизни по правде. Автор повествует, по сути, языком народных пословиц и поговорок,  вроде: «Береги честь смолоду». «С надеждой легко живётся». «Вольному воля, спасённому  рай».

      Основанный Царём Петром Великим в 1709 году как промышленный, торговый, портовый и транзитный  (тут начало Чуйского тракта) город Бийск на реке Бия – сегодня перспективный образец сибирского «святограда», где умело используется интеллектуальный потенциал во всех сферах жизнедеятельности: религиозной, научно-производственной, коммерческой и культурной.
      Пристальное внимание уделяется программе гармоничного образования, основанной на традиционной симфонии науки, религии и искусства, а также национально-патриотического воспитания молодёжи, фундаментом которого во все времена на Руси было  изучение  ЗАКОНА  БОЖИЕГО.
      Ибо через путеводную православную веру наших предков современное общество обретёт чувство национального достоинства и народного братского единства в духе любви и согласия. Что многократно усилит стремление активных сограждан сплотить нацию для справедливого решения насущных задач государственного строительства и преодоления  хронического «общественного отчуждения» (аморальной аполитичной апатии).

      На протяжении тысячелетия  Всероссийская Православная Кафолическая Восточная Церковь формировала многомиллионную российскую православную нацию – «род избранный, царственное священство,  народ  святой» (1Пет.2,9).
      Таким образом, Святая Русь – не символ, а конкретная обжитая древняя земля с уникальной восточнославянской по плоти и восточнохристианской по духу развитой цивилизацией. Это исторически сложившееся русское царство-государство в форме православного наследственного самодержавия, или выражаясь в патетическом тоне: «Место где обитает русский дух, где Русью пахнет».

      P. S. Проводимые в России (16 - 20 вв.) царским правительством последовательные социальные реформы, касавшиеся решения стратегического вопроса о земле и воле, стимулировали благоприятные процессы в русском обществе: инициировали социальную мобильность, доблестную гражданскую активность, просветительскую и научно-практическую деятельность с целью значительного увеличения народонаселения, прежде всего русского, для рационального обустройства необъятных пространств Российской империи с учётом самобытности и природно-климатических особенностей губерний. Последним успешным исполнителем этой гигантской работы стал Председатель Совета Министров  с  1906 года  Пётр  Аркадьевич  Столыпин (1862 - 1911).
2005