Мифы оф Совиет Юнион vol. 3

Жорж Орлофф
Часть 3-я малонаучных заметок о всякой всячине.
*
6. *Вы хочете песней? Их есть у меня!*
 Выше означеные всеразличные певуны-акыны-менестрели изо всех сил старались понравиться электорату и, особливо, его верхушке. Сделать это было ох-как непросто, ибо вновь внезапно-закономерно появившийся медведь (куда-ж без него? Символ, как-никак) имел наглость нещадно оттоптать уши большинству сановных слушателей. Вот и приходилось брать рубежи славы политкорректностью, зачастую переходящей в откровенное вылизывание межягодичных пространств. Хотя, и это не всегда гарантировало признание и щедрую подачку.
 Так многие из отряда певчих принимали другую ипостась и строго следовали указаниям.
  Как изрек самый верный марксист (что уже само-собой подразумевало наличе не самых, и совсем-уж неверных социал-демократов): "Важнейшим из искусств, для нас является кино и цирк.". Ну, цирка-то - всегда хватало - и ранее, и позднее. Словесная эквилибристика, полит-клоунада, жонглирование фактами, чудеса магии цифр и чисел. Особливо замечательно удавались фокусы с исчезновением несметных расейских богатств (а периодами - даже и всякого темного люда). Злые языки болтали, что-то о кубышках, загран-счетах, брильянтовых запонках, вагонах всякого добра и живописи. Но всё это - бред и наветы, просто факиры не всегда имели достаточную квалификацию, и кое-что, кое-где, кое-когда усыхало или рамазывалось по стенкам (не стрелять-же в пианиста? Он играет - как умеет..)

 Верные (опять-же) ленинцы твердо усвоили суть и смысл лозунга и неуклонно бдили за культурным воспитанием и развитием подопечных. Незабвенный Иосиф Виссарионович лично отсматривал (а иногда и заказывал) кино. Хвалил хорошее, журил по-отечески за ошибки и неверное понимание момента. Говорят, что Отец Народов по-доброму улыбался в усы слушая шлягер "я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек" (х/ф "Цирк". 1936г.). Видимо, уж он-то точно знал, кто этот человек.
 Все, без исключения, фильмы были просто-таки пропитаны правдой жизни и реализмом (уточним - соц.реализмом). Вполне естественно всеобщее ликование и ухарское веселье в годы карточек, одних сапог на семью, массовых недоеданий, плохо сшитых мятых костюмов и очередей за ржавой селедкой ("Веселые ребята".1934г./"Кубанские казаки".1949г.).
 Но! Патриотизм - был! (особенно в кино) Саша Невский нещадно купал тевтонов, невзирая на легкий морозец и риск коррозии металла доспехов, трактористы (в одноименной фильме. 1936г.) били рекорды по-чем-зря и учились на танкистов, благо - трактора ничем не отличались от боевых машин (кроме ствола орудия, который с успехом заменялся на пузырь портвейну, а убойная сила пробки приближалась к бронебойной).
 Особняком стоит шедеврально-эпическая киношка "Иван Грозный"(1944г.), в которой ненавязчиво доводилось до сведения электората, что Батюшка всегда прав и любит своих чад. Ибо постулат - "бьет, значит - любит" никто не отменял.  Высокие чувства тоже не были чужды синематографу. Высокогорный пастух, с явно семитской внешностью и фамилией, пламенно влюблялся в свинарку (хто характерно) и, не взирая на религиозные предрассудки, трескал свинину.
 Всяческие клеветники обвиняют кино тех лет в низкой художественности и отсутствии правды жизни. Поклеп! Великий немой фильм "Броненосец Потемкин"(1925г.) - лучшее опровержение. (жаль, что других - маловато, но это не важно).
 
 Жутко жалко, что практически небыло тогда отечественных сериалов (за исключением патриотическо-псевдо-исторических, снятых по заказу Лубянки). Появились они под самый занавес. Да, и то, "ненаши" и не о нас. Трудно было туземному люду уразуметь причины плача богатых, и особенности работорговли всякими Изаурами. Поскольку крепостное право уже давно отменили (сперва - царь-батюшка Александр II, а уж потом - дорогой наш Леонид Ильич).
 Первое реалити-шоу, тоже родилось под треск всех швов великой и некогда могучей державы. Прямые трансляции заседаний Верховного Совета являли собой необычную смесь клоунады, невесть откуда взявшегося патриотизма вперемешку с блудом и цыганского табора. Патент вовремя оформлен небыл, посему (впоследствии) возродили шоу, нарекох ему имя - "Дом-2".

 Всё-таки не совсем верно выразился Владимир Ильич (видимо всему виной был его малый интерес к дамским прелестям), забыл помянуть такое замечательное явление, как балет... Ах, эти пышные кружева, эти стройные ножки Терпсихор и прочих Павловых-Плисецких... кружили головы ответственным товарищам. Бодрый старичок Всесоюзный Староста дедушка Калинин скакал молодым козликом средь старлеток, тов. Киров был готов завсегда провести политинформацию о текущем моменте борьбы за всеобщее счастье трудового народа в койке очередной труженице танц-фронта, да и многие прочие сознательные партийцы не оставляли своим вниманием балерин (а иногда и их партнеров).
 Художники и скульпторы без устали творили шедевры во славу и во имя. Самым прибыльным в те времена, пожалуй, были портреты и бронзо-бетонно-гипсовые изваяния вождей (головы, бюсты, полноростовые, исполинские, чудовищных пропорций и микроскопические), а так-же плакаты.
 О! Плакат - это отдельная песня! Он агитировал, он кричал, он призывал, он был везде, резал глаз хлестким словом (или полной чушью - как повезет), казнил и миловал, клеймил и возносил до небес. Особо ценились массами листовки из дешевой мягкой бумаги, поскольку на туалетную - элементарно не хватало таежных запасов. И правильно. Неча. Не баре, чай. Вот те агитка или "Правда" и справляй свои нужды. И без вольностей тут..
 А кто будет изображать из себя интеллигентов или свободных художников, тому Никита Сергеич самолично покажет кузькину мать при посредстве бульдозера прямо на выставке.    


 Самая читающая страна никак не могла обойтись без своих бойцов пера. Тьмы и тьмы пиитов, крупноформенных писателей, борзописцев помельче и песенников-затейников ширили свои ряды в едином революционно-интернациональном порыве! Случались, правда - изредка, отклонения и уклонизмы в виде почти "несъедобных" Булгаковых, Ильфов, Петровых, Солженицыных, Войновичей, но власть - она на то и власть, чтоб властвовать и владети. Кого - поучали, кого - приручали, кого - вербовали и обращали в стукачей (как Александра Исаича), а уж самых неудобоваримых - списывали в глухие таежные дали, за туманами и вдохновением, видимо.
 "На Красной Площади - земля всего круглей", как справедливо заметил Осип Мандельштам. И действительно, судя по песням-романам-поэмам, и небо наше - синЕе, и колея железных дорог - самая широкая (что, как ни странно, не противоречит истине), и полеты - выше не бывает, и кругом - один сплошной героизм. А как иначе, если кругом - враги? (то, что большинство проблем создавалось самими творцами будущего, как-то мало волновало, ибо главное - процесс, а не результат).
 Но выше всех-прочих искусств, развился разговорный жанр. Вот где неисчерпАнные глуби и простор для исследователей!
 До каких филигранных кружевных хитросплетений речевых оборотов договорились некоторые таланты! Ни в сказке, ни пером не воспроизвести.
 Пред их талантами обелить черное, очернить светлое, доказать недоказуемое меркнут слава и гении Райкина вкупе с Хазановым.
Но это - уже совсем другая история...