Права сирот в исламе

Джейла Насибли
     Наряду с бесконечным множеством вопросов, касающихся прав и обязанностей людей, брака и семьи, отношений между людьми, ислам, как наука, не оставил неосвещенными и вопросы относительно прав детей, а так же формы и дозволенности усыновления сирот.
     В современном мире, вследствие постоянных войн, участившихся в последнее время террористических актов и вооруженных нападений на мирное население, а так же стихийных бедствий, ежегодно большое количество детей остаются сиротами. Доверять разным статистическим данным в этом вопросе достаточно сложно, ведь отследить и зарегистрировать точное количество детей, потерявших родителей, или брошенных на произвол судьбы, практически не представляется возможным, в особенности если принимать во внимание положение в горячих точках; предъявить доказательства смерти и обоих родителей во время войны, более чем сложно. В сложившейся ситуации, увеличивается тенденция усыновления сирот, в чём, как кажется, существует определенная необходимость. Однако следует учитывать не только положительные, но и отрицательные стороны и последствия процесса усыновления и жизни ребенка в приёмной семье, тем более, если целью является совершить благое дело и оказать помощь.
      В первую очередь, следует отметить, что в исламе существует довольно чёткая граница между опекунством и усыновлением, при этом первое считается делом, угодным Всевышнему и всесторонне поощряется, тогда как второе строго запрещается. Для данного запрета существует несколько причин, одна из которых – не допустимость искусственного превращения дружеских, приятельских и др.  отношений в кровнородственные. Дети должны носить фамилии своих родных  отцов, не зависимо от того, кто их воспитывает, ведь факт остаётся фактом. Известно так же, что Аллах запретил близкородственные браки ( Сура Ан-Ниса -«Женщины»), и никто не вправе сочетаться браком с близким кровным родственником, при том что это так же часто плохо сказывается на умственном и физическом развитии детей, рождающихся в подобных брачных союзах. Усыновленный ребенок, соответственно утерявший свою настоящую фамилию и связь с кровными родственниками, может по незнанию вступить брак со своей родной сестрой или племянницей, что противоречит предписаниям ислама и может привести к плачевным последствиям. Такое совпадение не редкость в городах и сёлах с небольшим населением. Так же лишая ребенка его фамилии, а что еще хуже, скрывая от него его истинное происхождение, приёмные родители заведомо лишают его и права на общение с кровными родственниками. Часто присутствует мнение, что общение с подобными родственниками, которые позволили ребенку оказаться в детском приюте, не пойдет на благо ребенку. Но не стоит забывать, что это всего лишь мнение самих родителей, а не сироты, которому они не оставляют права выбора. А что решил бы ребёнок, потерявший родителей и знающий о том, что у него есть родные брат или сестра?
     По-иному дело обстоит с опекунством. Аллах разрешает и одобряет опеку над детьми-сиротами. В исламе к детям, принятым в семью на воспитание, относятся, так же как и к другим детям; опекуны обязаны, заботится о них в духовном, социальном, физическом смысле, при этом, не наполняя эти отношения постоянной ложью и притворством. Сохраняя свои корни, ребенок, живя в благополучной семье, не лишается так же своих законных и моральных прав, о которых говорилось выше. И хотя, не будучи родным и не «думая» что он родной, приемный ребенок не является законным наследником по исламскому праву, в то же время опекуны имеют право завещать ему до трети своего имущества. Таким образом, ребенок сможет вырасти в стабильной, благоприятной, здоровой обстановке, сохранив свои права, и в дальнейшем стать полноценным и достойным членом общества. Разве не эту цель преследуют те, кто берет на воспитание сирот?