Мелодии из переулков юности идетства

Соловьева
Мелодии из переулков юности и детства
На выставке «Мелодии из переулков юности и детства» представлены дипломные работы учащихся Витебского училища искусств.
Работы молодых  художников несут позитивные чувства света, тепла, любви, бесконечности жизни.
Наша выставка посвящена очаровательной юности и нежному детству. Она раскрывает такие темы, как  роль игры в жизни детей и молодёжи ;  радость материнства как пример бескорыстной и  священной любви ; погружение в красоту мифов и сказок наших предков;  а также тема утверждения и реализации себя в этом суровом и не всегда ласковом мире.
И математическим, и духовным центром нашей выставки из «Переулков юности и  детства»    является картина  «Окрылённая» Клавы Квачёнок:
на золотисто – жёлтом фоне с лёгкими вкраплениями лилового цвета мы видим девушку в зелёно – синей цианистой тунике, летящей по ветру.
Окрылённая твёрдо ступает по земле: она хорошо знает, чего хочет. Взгляд её устремлён в будущее, ей некогда отвлечься и посмотреть на нас. Быстрым и сильным движениям девушки вторят напряженные крылья, в такт им колышутся складки платья, и встречные ветры пьянят  гордую душу крылатой девушки:

Во всеоружии- всесилье
Иду легко я по земле,
И за спиной моею крылья
Сияют в  золотистой мгле.

Горжусь возвышенным я даром,
В каком бы ни была огне,
Взлечу  я над любым пожаром,
И крылья не помеха  мне!

Они всегда мне помогали
Парить над бытом, и лететь
Над кем-то жадным и богатым,-
И всё раздать, и всё иметь!

И взгляд мой ясен, чист и светел,
Как утром ранний небосвод,
А тем, кто шлёт мне буйный ветер,
Дано увидеть мой полёт!

Рядом с «Окрылённой» находится романтическая картина «Русалочки»Ольги Ворожун:
 с горы сбегают охваченные пламенем страсти, тонкие, как свечки, стройные  сосны.
Сказочными кружевами  ложатся на малахитовую траву светотени деревьев, сплетаясь в причудливые узоры.
У застылого озера грациозные русалки водят хороводы: волосы мифических девушек, ярко-рыжие, огненные, вьются в воздухе чудесной невесомостью, повторяя и подчеркивая  оранжевые пятна сосен.
Белые лилии любуются  изящным танцем русалочек:

Сосны, объятые пламенем страсти,
С горки бегут к водоёму.
Тихое озеро, в чьей же ты власти?
Стало русалочкам домом?

В каждой русалочке, тихой и нежной,
Сердце давно отболела:
Кружится в вальсе, в танце безбрежном,
Их совершенное тело.

Ими любуются белые лилии:
Невероятным скольжением,
Каждым изгибом, каждою линией,
Каждым красивым движением…

Кружатся… Птички летят в свои гнёзда…
Свадебка мчится лесами…
Милый женился, и слёзки лить поздно…
Кружатся в вальсе русалки…

На романтической картине «Сон», светло- голубых, зелёных и жёлтых чистых тонов мы видим счастливо улыбающегося во сне младенца: художница Ирина Игнатьева пишет его тёплым золотистым цветом.
Три ангела баюкают и нежат малыша.
Ангел, летящий с небес, бережно держит головку мальчика.
Ангел с жалейкой навевает ребёнку чудесные сны.
Ещё один ангел, приложив пальчик к губам, смотрит куда-то вдаль и предостерегает помехи и шумы:

Детки – Божья Благодать!
(Никогда на них не злись!)
Сына-ангела качать
Ангелочки принялись!

Понесли его в кровать
(Деткам нужно много спать)
И на флейте выдувать
Песню сыну ангел рад.

Колыбельная красиво
Убаюкивает тишь:
- Будешь ты, сынок, счастливым.
Спи, мой ангел. Спи, малыш.

Спи, сыночек мой хороший,
Моя ягодка-цветок.
Никогда тебя не брошу,
Моё счастье, мой сынок!

Светит солнышко в окошко
Каждым лучиком своим:
- Золотая моя крошка,
Ненаглядный херувим!

На картине «Белорусочка»художницы Евгении Павленко небо розовато- серое, с жёлто-лиловыми вкраплениями. На фоне необычного неба мы видим всплески цветов черёмухово- яблонных, сиренево- фиалковых, всплески  цветов напоминают  музыкальную сонату.
Из цветов нежной и плавной походкой выступает «Белорусочка»: её счастливое влюблённое лицо прекрасно своей одухотворённостью, напоминает весну,  цветущий май:

Жарко дышит Вселенная в мае,-
Обняла, закружила, ликует,
Улыбается солнцу, ласкает,
Отыскала весну и целует.

Молодая, цветущая, сочная,-
Как ей верится, хочется счастья,
Неземного, весёлого, прочного,-
Упаси её, Бог, от напастей!

А теперь обратимся к работе
«Мелодии старого города».
На этом холсте  удивительный фон, загадочный, «куинджиевский», насыщенный, тёмно- зелёный с  фиолетовой глубиной. Мерцают редкие звёзды: к ним тянут свои головки шароподобные цветы.
И вот на этом фоне таинственная девушка-ангел, сидя на небесных качелях, сыплет на город горошинки – звёзды. Эта девушка-ангел одета в красивое театральное платье белого цвета; она высока и стройна; лицо у неё мечтательное: сколько «звёздочек» взрастит наш город? Город, отмеченный даром духовности.
Спрятанная в тучах луна высвечивает островерхие крыши домов и зелёные шары деревьев.
Река красиво делит город пополам.
На берегу реки сидит ещё одна девушка- ангел; играя на скрипке, баюкает Витебск.

Город,  любимый мой Витебск,
Каждой мелодией дорог:
Тихая плещется Витьба;
Красный Шагаловский дворик

Празднеством ярким запомнится
В городе милом и старом,
Синей Казанскою звонницей
Или костёлом Варвары…

Крапает медленный дождик,-
Город мой- лучшая крепость:
Каждый в нём житель – художник,-
Чукин, Могучий и Слепов…

Город мой тихий и сонный…
Маковки храмов в Лучёсе…
Старый, красивый, бездонный…
Лепту в созвездия вносит.

Ангел играет на скрипке-
Музыку слушают астры.
С  тихой блаженной улыбкой
Витебск приветствует: «Здравствуй!»

На переднем плане картины «Во власти Терпсихоры» мы видим хореографический  класс, щедро освещённый солнцем; в нём на переднем плане – две юные  танцовщицы в тонких прозрачных туниках. Сквозь нежную ткань  под яркими лучами просвечивают юные тела, изящные, грациозные.
Художница  очень тепло рисует девушек, отдавшихся во власть Терпсихоры – музы танцев.
Но танец и музыка – два близнеца, неразрывно слитых и спаянных.
Сколько приходится пролить хореографического пота, сколько раз повторить все фуэте и антраша, прежде чем танец засверкает всеми гранями искусства.
Давайте представим этих танцовщиц  не в хореографическом классе, а на балу,  в паре с красивыми юношами, танцующими «Венский вальс» под музыку Штрауса:

Под музыку, под Штрауса,
Под лёгкость прикасаний
И под влюблённость глаз
Танцуем «Венский вальс».

Вальс  головокружительный,
Весёлый, упоительный,-
Я в танце светлых грёз,-
Я счастлива до слёз!

Танцуя каждой клеткою,
Цвету вишнёвой веткою,
Вздохну  – и закружусь.
Взгляну – и улыбнусь…

Под музыку, под Штрауса,
Душа пришла из хАоса,
И, гармоничной став,-
Как с чистого листа,

Душа танцует-крУжится,
Под музыку, под музыку…

А вот очень многозначная поэтичная картина: «Маленький принц» Маши Богатько.
На тёплом тигровом фоне в центре картины мы видим мальчика с очень живым, очень умным и подвижным личиком,- мальчику очень идёт маскарадный костюм с «наполеоновской» треуголкой.
Малыш  с удовольствием позирует маме- художнице: ему нравится новая роль.
Почему мальчик изображён в окружении котов?- Коты такие же независимые и свободолюбивые существа, как и дети: гуляют сами по себе и делают, что хотят, потому и картина называется «Маленький принц».
К этой картине иллюстрацией я сделала не своё стихотворение,
а стихотворение моей подруги Елены Лапшиной «Маленький принц»:

Не отнимайте маленького принца:
В красивой сказке праведная суть,
Возможность просиять и удивиться
Сейчас, сегодня, не когда-нибудь!

Дойти в песках к прохладному колодцу,
Скрип ворота за пение принять,
Попробовать любить, а не бороться
И жажду любопытством утолять.

Попристальнее вглядывайтесь в лица -
Мы все не то боимся потерять.
Живёт чертами маленького принца
Желание вселенную понять.
Рядом с «Маленьким принцем» находится очень притягательная работа Антона Жаворонкова «Детство».
Три четвёртых картины занимает небо: бледно-голубое, нежное, бездонное, безмятежное. На фоне неба бежит мальчик.
Позади малыша остались сад и дом, а впереди – всё новое и неизведанное.
По ветру волной бегут травы и цветы.
За ними мчится мальчик.
Он открыт миру,  даже распахнут.

Я бегу, бегу, бегу,-
И со мною травы вместе.
Вон на том я берегу:
Не сидится мне на месте.

Я бегу,  бегу, бегу,-
Всё мне ново. интересно.
Всё на свете я смогу –
И пою подолгу песни:

Тра-ля-лЯ – ля-лЯ-ля-лЯ!

И поют со мною травы,-
И бегут за мной волной!
Рад я птицам над канавой,
рад я солнцу надо мной!

Рад я бегать и смеяться,
И смотреться в синеву,
Наиграться, наскакаться
И упасть лицом в траву!

Картину «Зеленые яблоки»  Ирины Хамицкой я назвала для себя гармонией зелёного и жёлтого цветов и дисгармонией  в душе ребёнка.
В комнату льётся жёлто-зелёный цвет, девочка сидит в зеленовато-желтом кресле, по полу катятся жёлто-зелёные яблоки.
Такая гармония кругом, а девочка плачет.
Может, она рыданием хочет привлечь маму? Может, невкусными оказались зелёные яблоки?
Может, больно поцарапалась кошка?

Что же ты плачешь, малышка – прелестница?
Хочешь рыданием маму позвать,
Сидя в зелёном затейливом креслице:
Ножкам до пола ещё не достать?

Что же ты плачешь, любимица – крошка?
Может, косичка твоя расплелась?
Может, тебя поцарапала кошка?
Яблоко вдруг показалось не всласть?

Слёзки промчатся твои , как лавина?
Скоро закончится слёзный твой дождь:
Мама появится, крепко обнимет,
Или подружка на часик придёт…

В Витебском училище искусств наряду с живописным отделением есть и факультет декоративно-прикладного искусства.
Художницы ДПИ ткут гобелены, делают искусственные цветы, вышивают панно, шьют игрушки.
На нашей выставке представлены представлена две  работы  «Дожинки».
Мы видим декоративные бутылки, напоминающие снопы, в красивых белорусских «одеждах» с нашими национальными орнаментами: чёрный квадрат символизирует землю, красный с кисточками – солнышко, черные точки – зёрнышки.
Дожинки – большой праздник для крестьян.
Перед сбором урожая селяне мылись в бане,
надевали белые рубахи. Дожинки напоминали священнодействие, именно поэтому эти сюрпризные бутылки находятся на белоснежных полотенцах. А белый цвет – это:

   Наверно, не случайно
Из всех цветущих лилий
Ты -  совершенство тайны
И строгость гибких линий,

Черёмухи цветенье,
Каштановые свечи.
Поэтов вдохновенье –
Нечаянные речи???
 Другой вариант декоративно-прикладных бутылок  «Дожинки» стилизован под васильки.
Наверно, из-за того, что в нашем городе жил и работал Марк Шагал, любивший васильковый цвет, одним из символов Витебска и стал этот яркий цветок.
Он вышит красными нитками на белом льняном полотне, а сочетание красного  и белого и создаёт ощущение праздника:

     Держат сказочные парки
Нити красные в руках.
Сочетания их  ярки:
Розы -  в белых облаках!

Алый мак на горизонте -
Соломоновый цветок.
Кровь, тепло,огонь, и солнце,
И пылающий восток!

Красный – сил переизбыток,
Цвет царей, жрецов,  богов!
Белый – нежность маргариток,
Святодейственный покров.

Крылья вспыхнули от страсти:
Полюби меня,Мизгирь!
Гроздь упала на запястье, -
Глядь: на веточке – снегирь...

Думаю, что в преддверии зимы наша выставка показалась Вам особенно тёплой, яркой, нежной и праздничной.