Роль Православия в современном мире

Янта Абрикосова
    Русь Православная… Так хочется, чтобы эти слова «вернулись» в душу каждого русского человека, нашли место в его сердце, вытеснив всю грязь, бред, который порабощает души многих людей, особенно молодых; так хочется, чтобы эти слова возродили в сердце каждого любовь, веру, истину, которая сокрыта незнанием, пустотой.
    Духовно-нравственное возрождение России - вот главная проблема нашего государства. Да и не только нашего государства – всего мира! Все, что сейчас поселяется в душах людей, разрушает их, сбивает все преграды любви, веры, совести, стыда, чести.
    Особенно вся эта гадость, тьма, безнравственность влияет на наивную, чистую душу ребенка, которая открыта любви, добру; на милосердную детскую душу. Когда задумываешься над тем, что происходит в мире, почему все это зло, противоречащее жизни, любви, Богу, существует, почему существует вся эта безнравственность, бездуховность, очень сложно найти ответы на эти вопросы.
    Почему сейчас, когда молодые люди говорят слово «любовь», они подразумевают лишь физиологическое, «анатомическое» «определение» любви? Как же страшно становится, что все светлое, доброе, что заложено Богом в человеке, умирает, так и не раскрывшись.
    Когда люди тратят свою жизнь на накопление каких-то денег, когда заботятся лишь о том, как бы вкусно поесть, красивее одеться, забывая о своей душе, о том, что Богом им дано стремление к совершенствованию, преображению своей души; о том, что людям дано великое и безмерное счастье любить, быть милосердными, помогать близким, благовествовать и быть любимыми Господом. Как страшно бывает человеку осознать, что вся жизнь прошла впустую и исключительно по его вине.
    Любовь. Какое еще определение смысла жизни вы можете дать? Какой?! Почему при словах Бог, любовь, сердца людей уже не бьются чаще, в груди не щемит, не колет, не приходит та благодать отвращения ко всему пустому, ненужному, лишнему, временному?.. Почему люди «сопротивляются» этому?..
    Сейчас люди все чаще говорят, что не знают, зачем живут, в чем смысл жизни, что им страшно от мысли о том, что будет дальше, что они не признают Бога, который «попускает», по их мнению, все то зло, насилие, какое творится в мире. Так если нам дана Богом «свобода» выбирать между добром и злом, любовью и ненавистью, Богом и диаволом, тьмой и светом, почему же люди «боятся» выбирать добро, идти к Богу, к свету, любить; почему они только «оправдывают» себя? Замечательная киноактриса, поэт, автор и исполнитель трогающих сердце проникновенной любовью к Богу и людям песен-притч – Светлана Копылова, написала замечательное стихотворение «Цирюльник»:

          К цирюльнику пришел
          Клиент – один из многих,
          Внезапно разговор
          Зашел у них о Боге.

          Цирюльник говорил:
          «Коль был бы Бог на свете,-
          Народ не знал бы войн,
          Не умирали б дети.

          А если на земле
          Такое зло творится,
          Как этому всему
          Позволил Бог случиться?»

          Цирюльник утверждал,
          Клиенту брея щеку,
          Что, как тут ни крути,
          А нет на свете Бога.

          На улице клиент
          Увидел, как бездомный
          Заросший человек
          Щетину чешет сонно.

          И, возвратившись, он
          Цирюльнику ответил:
          «Теперь я знаю: нет
          Цирюльников на свете!
    
          А были бы они-
          Я не встретил бы больше
          На улицах людей
          Небритых и заросших».

          И, поведя плечом,
          Цирюльник хмыкнул:
          «Что же!
          Пускай они придут-
          Я подстригу их тоже!»
 
          Вот также и Господь
          Ждет всех людей планеты,
          Но люди не идут
          К Божественному Свету…


    Для меня лично абсолютно ясно то, что жизнь, ее смысл, любовь открываются человеку именно Православием. Лишь Православие открывает Истину, данную Богом. В чем же истина? Бог есть любовь.
    Что у человека есть? Зачем он живет, зачем бьется его сердце, почему он не похож на других людей, Кто такой Бог, что такое любовь, почему в груди щемит от счастья, когда любимый, родной человек берет тебя за руку, когда ты слышишь смех своих детей; почему ты счастлив, когда тебе на лицо падает мягкий, ласковый луч солнца, когда ветер, свежий, теплый, добрый, развевает твои волосы?.. Когда очутившись в храме, глядя на иконы, неописуемо красивый свод храма, чувствуя запах и тепло церковных свеч, слыша чистое, искреннее пение, от которого по всему телу бегут мурашки, и в горле застывает ком, и молитву к Богу; увидев упавшую на колени со слезами женщину, когда у тебя у самого на глазах слезы, когда тебе и страшно, и спокойно; когда, умывшись святой водой, ты вдруг ощущаешь, что с тобой рядом находится Кто-то, ты понимаешь, ЗАЧЕМ ТЫ ЕСТЬ. А выйдя из храма чувствуешь радость, на душе становится светло, у тебя появляются силы жить, желание любить всех и Бога…Ты благодаришь Бога за то, что ты есть, за то, что ты живешь.
    Каждый человек сам «открывает» для себя Христа, любит Его как Бога, открывшегося людям, отдавшего Себя на суд людям, любящего людей, принимающего грешных и заблудившихся Своих детей; каждый, открывший и узревший Истину, почувствовал себя любимым Богом, несмотря ни на что. Иисус открыл истинное счастье людям – счастье любить, жертвовать, молиться, служить людям.
    Очень бы хотелось включить в свои рассуждения отрывки из некоторых рассуждений Митрополита Сурожского Антония, говорящего о Православии и западном мире: « Меня часто спрашивают: почему в Англии, да и вообще на Западе появился такой интерес к Православной Церкви и к православной духовности? И мне хочется это немножко объяснить.
    В своей религиозной жизни западный мир страдает, главным образом, от того, что из сердца эта жизнь перешла в мозг. Очень многое, что должно было бы быть живым переживанием, опытом, стало рациональным. И первое, что поражает западного человека, когда он встречается с Православной Церковью именно в богослужении, это живое чувство верующих православных людей, которые стоят перед Живым для них Богом, и молятся Ему, и общаются с Ним с живым чувством трепета, любви, покаяния, порой ужаса – не в том смысле, чтобы мы чувствовали, будто Бог ужасен, а в том, что Он так велик, что перед Ним можно только пасть ниц, поклониться до земли в каком-то безмолвии души.
В западных церквах это бывает очень редко; западное богослужение стало коротким, рациональным, умственно в значительной мере трудным или, в некотором отношении, в некоторых общинах убогим; а наше богослужение им кажется само по себе целым переживанием… Дух Православия очень близок к тому, что можно пережить, читая Евангелие…. В Евангелии поражает простор безмерный, простор такой же широкий, как Сам Бог; такое чувство, что над широкой равниной дышит ветер и можно дышать полной грудью, что мы не пленники какой-то системы мышления; хотя мысль Православия и глубока, и четка, но она не суживает опыт… То, что поражает западных людей в нас, русских, и в частности, в православном подходе к жизни, это целеустремленность и сознание, что жить без смысла – нельзя; что можно жить только ради чего-то и направляя все свое усилие, весь упор своей жизни куда-то.         
   Впервые это мне стало совершенно ясно, когда я встретился с Евангелием и вдруг обнаружил, что ключ всей жизни в Боге; что можно строить жизнь только вместе с Богом и что Бог так просторен, так глубок, что Его пути превосходят всякое наше понимание и требуют от нас, чтобы мы себя как бы переросли. Просто жить человеческими, добрыми отношениями, просто строить общество, в котором человеку жить неплохо или даже хорошо, - недостаточно; надо жить так, чтобы град человеческий стал градом Божиим, чтобы человеческий град вырос в такую меру, что первым его гражданином мог бы быть Богочеловек Иисус Христос, то есть Бог, ставший человеком, и чтобы в человеческом граде было бы достаточно простора для Самого Бога…
   Я как-то вернулся после летнего отдыха домой; отец меня встретил с выражением какой-то тревоги. Что с тобой? – спросил я. – А я боялся в течение твоего отсутствия, что с тобой случится что-нибудь неладное. – Я улыбнулся: Неужели ты боялся, что я сломаю ногу или сверну шею? – Нет, - ответил он мне тихо, спокойно, твердо, с большой любовью, но беспощадно, - это было бы не так важно; я боялся, как бы ты не потерял цельность души…И он прибавил: Запомни на всю жизнь: живешь ты или не живешь – не важно не только для других, но должно быть не важно и для тебя; единственное что важно, это – ради чего ты живешь и ради чего ты готов умереть…»

   Любовь к нам Бога, любовь и смирение Пресвятой Богородицы, «Которая зовет нас: Не бойся! Только верь! Отдайся Богу! Освободись от всего, что тебя связывает. Не бойся, что ты потеряешь землю, потому что ты откроешься небу, не бойся потому именно, что Бог стал человеком и низвел небо на землю, и возвел землю на небеса. В его лице, через Вознесение, не только человечество, но все сотворенное вошло воскресшим Его телом в самую тайну Предвечной и Святой Троицы…»(Митрополит Сурожский Антоний); вера в то, что Бог всегда с нами, что мы находимся в Его любви – для меня это и есть Православие. Если Бог любит нас всех такими без исключения, то почему мы, люди, только разрушаем то, что единственно и вечно в этом мире – ЛЮБОВЬ?! Когда же люди поймут, что нет ничего выше любви, что ни за что не стоит бороться как кроме любви?! А бороться нужно со злом, со злом внутри себя самого.
   Бездуховность, безверие, которое приводит к «разложению» души, упадку духа, к потере различия добра и зла – вот то, что сейчас «уничтожает» людей изнутри. Хорошо, если люди, принявшие иную веру, все равно ставят для себя в своей жизни превыше всего любовь, «понимают» добро и зло, знают точно, что кроме любви нет ничего в мире, желают мира всему миру, любят друг друга.
   Но именно Православие, для меня, бессомненно точно дает ответы на все волнующие человека вопросы, приносит мир, истинную любовь, чистоту, свет в душу человека, открывает всему человечеству счастье познать Истину, данную Богом. Именно Православие «дает» успокоение душе человека, открывает Бога Иисуса Христа как Спасителя, Доброго Пастыря, Любящего Отца, отдающего жизнь за Своих детей. Все, что «требует» от нас Закон Божий – это только любовь. Жить Божьим Законом нетрудно вовсе, а легко. Разве трудно, непосильно любить?.. Сам Бог Иисус говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко…».

   Мое рассуждение – не «хвалебная ода» Православию. Я пишу только то, во что верю, то, что я чувствую.




Если ты хочешь узнать величие человека – вознеси глаза на небо, и ты увидишь сидящего на престоле, одесную Бога и Отца, Сына Человеческого…(Святитель Иоанн Златоуст).

Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для того вложил в нас потребность счастья, но Он хотел, чтобы мы были счастливы все, а не отдельные люди, и для того вложил в нас потребность любви. Оттого и счастливы могут быть люди только тогда, когда они все будут любить друг друга (Л.Н.Толстой).

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Благослови всех Господь: всех, кто верит в Бога, и всех, кто ищет Бога, и всех, кто еще не ищет, и всех, кто, как Иаков, в потемках борется с Богом и кому рано или поздно Бог откроется – благословением и новой жизнью! (Митрополит Сурожский Антоний).


   
                БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.