Cестры и братья

Эл Каттерсон
Акварель Стива Хэнкса



Посвящается младшим братьям и сестрам.


Вопрос: кого я хочу сестренку или братика, не вызвал у меня трудностей - конечно, сестренку.

Что можно ждать от мальчишек? Глупых игр  в стрелялки? Какие-то скучные машинки с изданием нечленораздельных звуков? В дочки-матери они не играют,- вокруг были только кукольные мамы-одиночки, позволить мальчишке прикоснуться к моему игрушечному немецкому сервизу я не могла даже под страхом смертной казни. От мальчишек можно было ожидать чего угодно, только не положительных эмоций. Вообще, ненужные создания.

Конечно - сестра!

 Родилась она на 3 месяца раньше, чем ожидалось. До меня доходили разговоры о том, что в ней было 1кг200г (сложно было это себе представить, когда самой 4 года), и ростом она была 20см (с этим было проще - у меня такая кукла Лена). Нельзя сказать,что все это вызывало восторг: подруга из нее точно не получалась, только если вместо игрушки, по крайней мере, в кукольную коляску она должна была поместиться, ведь кукла Лена помещалась.

Ее принесли домой только через месяц. Последовало следующее разочарование: она не только не годилась на роль подруги, но и в кукольную коляску явно не влезала.

С ее появлением в доме появились запахи молока, яблок и  выглаженных пеленок.

Взрослые поговаривали, что моя сестра выжила за счет своего хорошего аппетита. "Выжила" - у меня это вызывало чувство гордости: такая маленькая, а уже смогла выжить.

То, что у нее хороший аппетит, я убедилась очень скоро. Года в три моя младшая сестра могла съесть суп, тарелку картошки с котлетой и на последок - компот с пирожком; правда, долгое время она ела в основном ...руками, как ее только не наказывали! - все было бесполезно: ее упорство, как и аппетит были отменные.
Для меня съесть суп, особенно борщ, приравнивалось к испанской инквизиции, второе я съедала со слезами пополам; мне говорили, что эта поблажка дается последний раз в жизни, до  пирожка или конфеты меня, как правило, не допускали. Но Ирка, так звали мою сестру, шла еще дальше: сначала наблюдала мои мучения с супом, потом клала свою ложку и говорила:" Натаса не ест, я тоже не буду" (Очень долго она  не выговаривала звуки "ш" и "р"). Ира знала, после этого самые лучшие куклы будут вне зоны доступа, но упустить это удовольствие она не могла.

Если меня отчитывали за проступок, а я по своей наивности, пыталась отстоять свою правоту, Ирка, прячась за бабушку тихо приговаривала: "Плавильно, Натаса, плавильно".

У нас с ней были несколько необычные игры в дочки-матери: я была работающей мамой, она - старенькой бабушкой, которая "сидела" с моим ребенком - пупсом Алешей. Это была проекция взрослой жизни наших родителей. Нас часто спрашивали: "Сколько же лет вашей бабушке?", "Скоро исполнится 98" - следовал ответ.

Было еще "железное" правило, которому нас никто не учил: мы все делили пополам, причем, независимо, были ли мы в ссоре или нет.

Лет в 14,  я  начала сомневаться в "бесполезности" мальчишек. Ира стала несколько мешать в прогулках, особенно когда однажды решила"защитить" одну из моих подруг от приставаний ее ухажера. Позор был полнейший: схватив палку она накинулась на 16-летнего парня, который хотел нести портфель нравившейся ему девочки. После этого случая я категрически отказывалась брать ее с собой на прогулки. Спасала положение одна из моих подруг (она была тоже младшей сестрой), жалея Иру, Марина вызывалась погулять с ней.

Когда почти через 30 лет после рождения сестры, задали вопрос моему старшему сыну: "Кого ты хочешь сестричку или братика?", он тоже, незадумываясь ответил: "Брата". Его желание было исполненно, но не до конца: "Это же маленькая кукла, а не брат" - возмущался 8-летний Борис.

Все было замечательно, когда младший, Глеб, передвигался в районе манежа. Потом начались поползновения на самое "святое" - конструктор "Лего". В силу разницы в возрасте и темперамента, Борька не мог себе позволить его поколотить, поэтому тихо шипел: "Ах ты мерзкий маленький гаденыш! Мам, отними у него детальки!" В это время "гаденыш" забирался в самое безопасное место, в бабушкину комнату, и пережидал бурю.

В кельнском магазине "Лего" 10-летний Борис увлеченно выбирал для своего младшего брата наборы конструктора.

-Борь, установи мне "Кабал" - канючил, уже подрощенный Глеб.
-Маленький еще, - не отрываясь от чертежей, отвечал Борис.

Глеб вывихнул ногу, его восхищению не было предела, когда он узнал, что Боря понесет его на руках к машине.

-Мам, все-таки Боря меня любит. Когда я сидел у него в комнате, он говорил:"Оденься, а то форточка открыта - простудишься."  Я не оделся. Он попросил еще раз. Потом сказал: "Какой же ты - урод", и закрыл форточку.