Книга 1. О чем молчат предания. Гл. 1-4

Микаэль Штерн
                I
                Что было до - ведомо лишь Асин,
                Что будет после - случится после.

Единой ли бесконечностью или частью неведомого целого, подобным среди подобных или воплощённым одиночеством сущего распростёрлось Великое Ничто, вместилище всего несозданного, несказанного и неспетого, безбрежная оболочка, пустой сосуд, призванный нести в себе миры. Никто не мог знать, имеет ли оно начало, форму, завершение, ибо не было никого в его пределах. Но некая суть всё же содержалась в нём. Безымянное и непостижимое, Великое Ничто было подобно раковине, моллюску, в недрах своей плоти лелеющему одну-единственную жемчу-жину, и жемчужиной этой была древняя Сила, несущая в себе все консонансы и все диссонансы, все согласия и все противоречия сущего. Что было прежде в этом союзе - ядро или оболочка - неведомо, ведь не было ещё глаз, чтоб увидеть, и слов, чтобы сказать. Лишь позже, много позже, когда родилось время, были произнесены имена. Сила, покоящаяся в Великом Ничто - Асин, и Вэйлэнкваром - оболочка, несущая её.
Внешне ничто не смущало Асин, ибо что может быть покойнее Вэйлэнкваром и неторопливее безвременья, но внутри неё происходило вечное противостояние. Повинуясь какому-то неведомому закону, Асин несла в себе столь несхожие силы, что не могли они мирно уживаться в рамках одной сущности, какова бы ни была её форма. Звук, разбивающийся о тишину, безжалостную немоту  бесконечности; пламя, падающее в ледяной холод пустоты; струйка дыма, теряющая очертания под взмахом крыла - что даст им сил сохраниться в неизменности? Сколь долго может длиться их борьба?.. И поднялась Асин, раздираемая невыносимой мукой, и вско-лыхнулось Великое Ничто. Разошлись швы, с треском лопнуло ядро, затопив Вэйлэнкваром чудовищным потоком сил, смыслов и замыслов, и разорвалась надвое древняя Сила, и отшвырнуло половины друг от друга, и разнесло их по разным сторонам. Даже Великое Ничто не выдержало это-го чудовищного всплеска, треснув, расслоившись, изменив очертания, раскинувшись бесконечными лабиринтами и многомерными коридорами повсюду. Лишь немота осталась неизменной.

                II
Случалось ли такое прежде, или же было внове - о том молчат предания. Но ядро раскололось, и вот уже две Силы застыли, требуя равновесия, а чашами этим весам - Вэйлэнкваром. Та часть Асин, что затаилась в наименее изменившемся уголке Великого Ничто, собрала в себе волей случая все грани противоречий, злой умысел, больную волю, жестокость и зависть, страсть порабощения и всепожирающую жажду власти. Была она едина во множестве лиц и ощущала себя многими сразу, ибо находилась в противоречии даже сама с собой. Поэтому она решила в своём тщеславии, что неповторима и всесильна, и не найдётся даже в замысле ничего равно-го ей - и отвергла Творение. Из множества имён, прозвищ и обличий, слившихся в одно, вышло ей имя - Син-Маран(1). Сутью её стало разрушение, и даже в пустоте, в отсутствии зримого и осязаемого предавалась она своей сути, разрушая части себя самой, которые из противоречия вопло-щались заново.
Другая же часть Асин, что зовётся Син-Энлармар, несла в себе свет и красоту, но для противостояния Син-Маран в равновесии требовались го-раздо большие силы, ибо тьма, поглощая свет, остаётся тьмой, вырастая в объёме, а свет, принимая тьму, тускнеет и слабеет. Син-Маран в стремлении разрушать тянулась к Син-Энлармар, желая слиться, поглотить её и тем самым уничтожить уже свершившееся изменение, привести Вэйлэнкваром в первобытное состояние. Если Силы сомкнутся - не будет ничего, даже возможности творения, не будет жизни, кроме клубка сшибающихся Сил посреди Великого Ничто...
И избран был единственный возможный путь - приняв зримое обличие, Син-Энлармар разбила немоту Великого Ничто, сотворив Звук.

                III
Безжизненная тишина завибрировала, невольно отшатываясь от чуждого, иного, нового, прячась, закрываясь, но Звук пронзал её миллиардами ледяных игл, взметая туманные вихри, расчищая пространство, которое сразу же стало заполняться странным матовым свечением. Тьма содрогнулась от неожиданности, но приняла, смирилась. Из Звука и Света, сплетая тончайшие нити и  то шёпотом, то в полный голос произнося слова, рождавшиеся за миг до этого, создала их Син-Энлармар. Они были призваны стать её продолжением, творить, подобно ей, умножая красоту и гармо-нию, дабы поддерживать равновесие между разобщёнными силами, создавать миры и заполнять их жизнью. Подобно ей, были они Неразделёнными, неся в себе оба начала, ибо первые шаги Творения немыслимы иначе. Синклан(2) - так назвала их Син-Энлармар. А когда первый из пятерых Синкланаров выпрямился в полный рост, вдохнув первый глоток силы, родилось её новое имя.
-Ирму, - произнёс он, удивляясь собственной речи. - Ирму Акварэн(3).

Их было пятеро, и в каждом из них сила проявилась по-разному. Они разлетелись по бесконечности Вэйлэнкваром, создавая причудливые образы миров и, каждый по-своему, измышляя суть и жизнь. Всё, до чего дотягивались они своей мыслью, становилось для них чистым листом, и постепенно, страница за страницей, покрывалась книга Мироздания буквами неведомых языков, пробуждались ото сна стихии, и начиналась жизнь - новая, иная. Многие миры, прекрасные и удивительные, были созданы ими во славу Син-Энлармар, но что это были за миры - о том молчат предания.

                IV
Раньше прочих братьев осознал он радость Творения, хотя и пришёл последним. То, что получил он с первым вдохом, то, что поведала ему Ирму и то, что успел увидеть и познать он сам - всё преломлялось в нём, обращалось в живую силу, искристым водопадом рвалось наружу, стучалось в пальцы, прося применения - так манит прохожего новая ладная лодка, бьющаяся на привязи возле берега на бурной реке: возьми вёсла, отвяжи меня, и ты познаешь радость движения, и ветер будет петь в твоих волосах...
 В поисках места для своего мира, места, где он сможет остаться и сказать: это - я, шёл он сквозь пустоту, и чудились ему картины безграничной красоты; его юное, только-только пробудившееся воображение бурлило и выпускало на волю сонмы образов и видений, они неслись впереди него, манили; ему казалось, что бесплотные дети его фантазии сами знают, где им должно обрести жизнь и облик. И повинуясь им, он бросился в глубину бесконечности, и там, куда привели его мечты, остановился и начал петь. Поначалу тихо и неуверенно, как бы пробуя голос, пробуя свои силы, затем Звук, опору, мощь, душу... Младший из Синклан вскинул руки и выпустил в пустоту всё то, что так просилось к жизни, и в вихре мелодии закружились голоса пробуждающегося мира. Смутно помня средоточие Силы, из которого вышел сам, он создал ядро - как начало своего Творения. Пальцы его ткали паутину смыслов, скрепляя Звуком и Словом в единый замысел мельчайшие осколки, призванные стать Жизнью, и ядро об-лекалось плотью. Он раскрылся перед своим Творением, распахнул себя настежь, ударил по струнам средоточия Начал, незримым органистом прошёлся по клавишам Жизни - и освобождённые стихии рванулись стрелой к зарождающемуся миру, окутывая его, вливаясь в него, пронзая его насквозь. Он сказал: Эрар(4)- и огненный шар заклубился, затанцевал в пустоте, взметая искры остывающим шлейфом. Эрлиэн(5)- и пенная лавина захватила пылающий сгусток, вступив с ним в непримиримый бой. Эрмун(6)- и бросился внезапный невидимый шквал, разнимая стихии и бро-сая их друг другу в объятия. Эрдор(7)- и светлая движущаяся пелена затянула, заволокла их, примиряя и уравновешивая. Он сказал:  Эрма(8), - и всё успокоилось, встало на свои места, слилось и сравнялось. Приблизившись, он оглядел своё Творение и удовлетворённо повторил: Эрмар. Так было наречено имя новому миру.
Стихии, пересекаясь, вошли в движение, и облик нового мира начал преображаться. Земля, согретая руками своего Создателя, зашевелилась, потянулись к теплу ростки, разворачиваясь зыбким зелёным ковром. Он прикасался к ним, говорил с ними, они меняли форму и цвет - и вот уже тысячи и тысячи их поднимались над ликом Эрмар, молодые ветра радостно шелестели в кронах юных деревьев, перебирали травинки, заглядывали в глаза цветам... Иэсс, эраллур, нэммур - кэ энлармар(9), - шептали ветра, вторя его голосу. Младший из Синклан поднял глаза, протянул руки к тому, что теперь звалось - эрдор, и, не в силах сдерживать своей радости, переполненный желанием разделить её с кем-нибудь, воскликнул:
-Посмотри, Ирму! Какая красота!



(1) Дословно, Сила Тьмы или Тёмная Сила. (здесь, как и далее, перевод с кинианур)
(2) Дословно, Сила Целого, или Неразделённые. Младшие Создатели, как и сама Мать Миров, были андро-гинными существами, только в отличие от неё,  в их неразделённости преобладало мужское начало.
(3) Дословно, Ирму -  Мать, Акварэн -  Творящая.
(4) Огонь.
(5) Вода.
(6) Воздух.
(7) Дословно: Небо (атмосфера планеты).
(8) Земля, почва. Также, имя планеты.
(9) Трава, деревья, цветы - какая красота!