Нехочуха

Софья Бородянская
I

- Катенька, внученька, просыпайся. Пора в школу собираться. Вставай, девочка, - бабушка подошла к окну и отдернула штору. В комнату ворвался солнечный свет. - Смотри, день сегодня, какой славный.
- Мм, отстань! Не хочу вставать, не хочу… - раздался заспанный голос.
- Вставай, внученька, умойся, причешись.
- Не хочу умываться, не хочу просыпаться, не хочу… - все тянула девочка.
Бабушка, кряхтя, нагнулась, встала на колени около кровати и начала одевать внучку, упрямо не желающую открывать глаза.
- Ты уже большая девочка, а я тебя как маленькую одеваю. А если в школе узнают, засмеют ведь.
- А ты ведь не скажешь, бабуленька? Правда ведь? – наконец открыла глаза Катя.
Надев на девочку колготки и маечку, бабушка тяжело поднялась на ноги, взяла со стула с вечера приготовленное,  выглаженное платье.
- Пойди, умойся, и платье оденем.  Давай внученька, время бежит.
- Время никуда не бежит, это ты придумала. Умываться не хочу, не хочу, – Катя медленно, нехотя пошла в ванную, брызнула водой на лицо.
Бабушка быстро и аккуратно надела на внучку платье, расчесала и заплела косички, вплетя в них яркие ленточки. Оглядев свою работу, она осталась довольна.
- Ну, вот, все аккуратно и красиво. И когда же ты, Катенька, вырастешь и поумнеешь, поймешь, что учиться нужно, чтобы, став взрослым, уметь делать свое дело, полезное другим. И мама твоя училась отлично, а теперь она деток лечит, врач хороший, и люди ее ценят и уважают. И папа твой учился, теперь инженером на заводе работает. И я училась, медсестрой работала в больнице, пока на пенсию не ушла. А уж умываться, расчесываться и одеваться нужно всем людям. Даже животные умываются. Вон, посмотри на кота нашего  Басю.
Бася сидел на подоконнике, и тщательно вылизав правую переднюю лапку, тер ею мордочку, стараясь достать, как можно дальше, за торчащее ухо.
- Иди завтракать. Каша, наверное, остыла совсем.
- Не хочу кашу, не хочу есть, не буду, - опять затянула внучка свою песню.
Все же, она присела к кухонному столу, ковырнула пару раз ложкой в тарелке, отпила молока из чашки.
Бабушка уже стояла с ранцем в руках.
- На улице тепло, но кофточку надень.
- Не хочу кофточку, жарко. – Катя вдела руки в лямки ранца, чмокнула бабушку в подставленную ей для поцелуя щеку и вышла на лестничную площадку.
- Удачного тебе дня, - донеслось сверху, и девочка вышла на улицу.

II

Катя поежилась. На улице было прохладно. Кофточка ей явно не помешала бы. Девочка вздохнула. Идти в школу не хотелось, и она медленно побрела по улице, куда глаза глядят. Минут через десять за поворотом открылся сквер. Была ранняя весна. Деревья совсем недавно надели новенькие зеленые листочки. Они были еще маленькие, блестящие, клейкие.  В этом году удивительно рано стало так тепло, что горожане сняли пальто и куртки. В скверы и парки потянулись бабушки с внуками, пенсионеры с шахматными досками посидеть на скамейках и погреться в ласковых лучах весеннего солнца.
Катя перешла через дорогу и вошла в сквер. Она оглянулась, все скамейки были заняты. На одной из них сидела одна старушка и вязала длинный красный шарф. Девочка подошла к скамейке и села.
Старушка повернула голову, и совсем как Катина бабушка, посмотрела на нее поверх очков.
- А почему ты не идешь в школу, Катя? - строго спросила она.
- А мы разве знакомы? – удивилась девочка.
- Да, я тебя знаю. Ты одна такая учишься в первом «Б» классе сто девяносто третьей школы. Но ты мне не ответила, Катя Иванова, почему ты не в школе? – переспросила старушка.
- Не хочу, просто не хочу, - как всегда на распев потянула девочка.
- Значит, в школе учиться ты не хочешь, вставать вовремя тоже не хочешь, одеваться, умываться и даже завтракать не хочешь, ведь так?
Катя почему-то оробела.
- Не хочу, - тихо, почти шепотом все же ответила она.
- А чего же ты хочешь? – вновь спросила старушка.
Она выпрямилась, и спиц в руках у нее уже не было. На девочку строго смотрели поверх очков добрые серые глаза.
- Я хочу стать принцессой, - храбро ответила она.
- Принцессой? А почему?
- А принцессам ничего делать не нужно, ни умываться, ни учиться. Они просто живут и все время радуются.
- Ты так думаешь?
- Да, я в кино принцесс видела, и по телевизору. Они все так живут.
- Ну, что ж, будь по-твоему, Катя Иванова. Исполню я твое желание. Вот, даю тебе волшебный колокольчик. Позвони и станешь принцессой. А если тебе не понравится быть принцессой, позвони в него еще раз, и окажешься на этой скамейке.
Катя взяла в руки серебряный колокольчик. Он сверкал и переливался в лучах солнца.
- Помни, девочка, колокольчик может исполнить только три твоих желания, только три раза ты будешь возвращаться сюда, только три…
Катя, не дослушав, взяла резную деревянную ручку чудо колокольчика и позвонила. Раздался мелодичный чистый звук. Все вокруг поглотил белый, плотный туман.
III

- Ваше высочество, пора вставать. Полог кровати раздвинулся, и солнечный луч коснулся Катиных ресниц.
- Ваше высочество, это кто же такой? – подумала она, сонно потягиваясь.
- Да это же я! Значит, это был не сон! Значит колокольчик волшебный. – Девочка широко открыла глаза и села в кровати.
Рядом, почтительно склонившись в поклоне, стояла дама в напудренном парике, парчовом платье со смешной юбкой, похожей на бабушкин абажур.
- Вы кто? – спросила Катя.
- Как кто, вы, наверное, шутите,  - удивленно  сказала дама. - Я ваша десятая статс-дама, – она сделала реверанс.
- А что, есть еще девять? – еще больше удивилась девочка.
- Конечно, и все девять отвечают за какое-нибудь одно дело, касающееся вашего высочества. – Дама решительно стянула с Кати одеяло.
- Я, ваше высочество, бужу Вас каждый день в семь часов утра. И ничего не может помешать мне. – Дама опять присела в низком поклоне. Она была почтительна, но в голосе явно звучали металлические нотки.
- Вставайте, ваше высочество, уже две минуты восьмого.
- Не хо… - только хотела потянуть свое обычное Катя, но не успела. Девочка стояла около кровати. Как это произошло, она не заметила. Десятая статс-дама, поклонившись, удалилась.
Катя облегченно вздохнула, но тут место десятой дамы заняла девятая. Она поклонилась.
- Доброе утро, ваше высочество, - дама хлопнула в ладоши, и две девушки в строгих платьях, белых фартуках и таких же платках быстро сняли с девочки пижаму.
Ей стало холодно. Она уже не удивилась, когда девятую даму сменила восьмая, а на ее хлопок в комнату внесли ванную с теплой водой. Что вода теплая, Катя догадалась по пару, поднимающемуся над ней.
Дама поклонилась, опять хлопнула в ладоши, и две другие девушки, не спрашивая согласия девочки, быстро посадили ее в ванну.
Дальше все происходило очень быстро, как в калейдоскопе сменялись дамы, кланялись вежливо, хлопали  в ладоши, и целый штат девушек в белых фартуках крутили, вертели Катю в своих руках. Через полчаса девочка, вымытая, причесанная и одетая в красивое длинное платье, стояла посреди большой комнаты, которая служила принцессе спальней.
В комнату вошла высокая худая дама в парике.  На ее носу красовалось пенсне. Это были два стеклышка, соединенных пружинящей дугой, одевающейся на переносицу и плотно сидящей на ней.
Катя сразу поняла, что это первая, самая старшая статс-дама, так строга и величественна она была.
- Доброе утро, ваше высочество, - поздоровалась та, присев в реверансе.
Девочка только склонила голову. Она уже устала быть куклой в руках многочисленных слуг.
- Ваше расписание на сегодня, – и первая статс-дама зачитала длиннющий список. Катя запомнила только завтрак, обед и ужин, уроки чтения, истории, математики, этикета, верховой езды и танцев. Там был еще дневной сон и всего полчаса свободного времени перед ужином.
« Что же это такое?» – подумала девочка. Разве так она представляла себе жизнь принцессы. Ее никто ни разу не спросил, чего она, Катя, хочет. Это никого не интересовало.
Нет, ей совершенно не нравилась такая жизнь. Но колокольчик, волшебный колокольчик, остался под подушкой.
Девочка повернулась и бросилась к уже застеленной кровати.
« А вдруг колокольчика не будет на месте?» - обожгла тревожная мысль.
Но, нет, все было в порядке. Через мгновение колокольчик был в ее руке. Катя позвонила, и плотный белый туман поглотил и рассерженную первую даму, и кровать под золоченым балдахином, и спешащих слуг.

IV

Катя открыла крепко зажмуренные глаза.
- Уф!
Она сидела на той же скамейке в сквере, рядом сидела  строгая старушка.
- Ну, что, Катя Иванова, понравилось тебе быт принцессой?
- Нет, не понравилось. Я думала, что принцесса делает только то, что хочет, и учиться ей не нужно. А оказалось, что принцесса  все время должна учиться, и у нее одни обязанности. И никого не интересуют ее желания.
- Ну, хорошо, девочка, я выполнила одно твое желание. Есть ли у тебя второе? – спросила старушка. Она добро и сочувственно смотрела на Катю.
- Может,  хочешь попасть в свою школу, за свою парту? Я могу это сделать.
- Нет, нет, не хочу. Я хочу в будущее попасть. Я по телевизору видела, что в будущем будут  работать только роботы, а люди только развлекаться и гулять.
- Ну, что ж, будь по-твоему. – Сказала старушка, указывая девочке на колокольчик. – Звони.
Катя позвонила, и, как и в первый раз, все вокруг поглотил белый плотный туман.
- Катя, вста-вай, – механический голос звучал прямо около уха.
Кто-то стянул с нее одеяло. Перед ней стоял, переливаясь разноцветными лампочками,  металлический робот.
- Пора в школу идти, – настойчиво, на одной ноте бубнил он.
- Как вставать? Как в школу? – возмутилась девочка. - Зачем учиться, если всю работу делаете вы, роботы?
- Ну, нет, всю работу сделать роботы не могут. Роботы только помогают человеку делать грязную, опасную, тяжелую работу. Но только человек может творить: писать книги, сочинять музыку, придумывать новое, неизведанное. Да и роботов новых придумывают тоже люди.
- Вставай, умывайся, – продолжал настаивать робот.
Катя нехотя встала. Такое начало новой жизни ей не понравилось.
- Тебе сюда, – робот указал девочке на маленькую узкую комнату, всю покрытую каким-то неизвестным материалом.
Она вошла. Дверь за ней закрылась. Сразу же зажегся свет. Откуда он падал, было не понятно, казалось, стены светились сами и потолок, и пол. Лампочек нигде не было видно.
Вдруг, что-то щелкнуло, и на Катю со всех сторон полилась вода, сначала горячая, потом холодная, потом снова горячая. Она била сильными колючими потоками. Сначала это не понравилось девочке, но потом это чувство ушло куда-то. Сон пропал, появилась бодрость. Кожа покраснела под струями воды.
Потоки воды иссякли. Комнатка наполнилась сухим теплым воздухом, и Катя мгновенно высохла. От стены отделилась механическая рука, протягивающая зубную щетку, намазанную какой-то пастой.
Пока девочка чистила зубы, воздух в комнате опять изменился, он стал таким, каким бывает после грозы. Стало легко дышать. В голове все прояснилось, и мысли побежали быстрее.
Дверь открылась. На пороге стоял тот же робот. Он держал на вытянутой руке комбинезон. В другой руке у него были мягкие сапожки.
Катя оделась.
- Что-то тут не так, – думала она. Опять никто не спрашивает ее о желаниях.
 - Вот твой завтрак.
Перед ней на блюдце лежал тюбик.
- Что это?
- Попробуй – узнаешь, – спокойно ответил робот.
- Не хочу, – скорее по привычке ответила девочка.
- Не понимаю, – замигал лампочками робот. – В моей программе нет такого словосочетания. Ты не заболела? – забеспокоился он. – Сейчас вызову врача.
- Не надо врача. Я здорова. Вот, видишь, беру тюбик, беру, - Катя взяла тюбик и стала выдавливать его содержимое прямо в рот. Для этого на тюбик было надето специальное приспособление, похожее на наконечник флейты.
Еда по вкусу напоминала овсяную кашу. Да, это и была овсяная каша, которую девочка терпеть не могла.
« Вот это да! От каши убежала, и здесь та же каша!» – подумала она.
- А дальше что?
- Как что? То, что и всегда. Пойдешь в школу. Сегодня у тебя уроки математики, физики, астрономии, биологии…
- Но я же маленькая. Разве эти предметы изучают маленькие? – удивилась Катя. В их школе эти предметы изучали только старшие ребята.
- Какая же ты маленькая. Тебе уже семь. Ты уже в четвертом классе учишься, - ответил робот.
- Как в четвертом? – от удивления девочка даже всплеснула руками.
- Нет, тебе все-таки нужен врач. Ты много разговариваешь, а мало делаешь. Нужен ремонт.
- Нет, врач мне не нужен. Мне домой нужно, где же мой колокольчик? Девочка вбежала в комнату, где в нише была расположена узкая деревянная кровать. На день она поднималась и превращалась в книжную полку. Как работал механизм, Катя не знала. Колокольчика нигде не было.
- Что же делать? – от волнения она даже похолодела.
Ее внимание привлек стул, который стоял у стены. На нем лежал колокольчик. Как странно, что она не увидела его сразу!  Девочка облегченно вздохнула, взяла колокольчик в руки и позвонила. Последнее, что поглотил белый туман, были врач в белом халате и робот, спешащие на помощь.

V

Катя потянулась и открыла глаза.
« Где это она?» – подумала девочка.
Она лежала на узкой деревянной скамейке, покрытой стареньким овчинным полушубком. В комнате было полутемно. Маленькое грязное окно пропускало мало света.
Девочка удивленно села. У нее болели спина, ноги, руки. Она не привыкла спать на твердой постели. Катя встала, оглянулась.
Скамейка стояла около печки, давно не топленной и не беленной тоже давно. Пол был простой деревянный, не крашенный. На нем валялись клочки старой соломы, стружка.
Посреди комнаты стояли стол и по обе его стороны две длинные скамейки. Все это было пыльное и грязное. С потолка свисала паутина.
А вот и дверь. Девочка обо что-то споткнулась. Это оказалось пустое ведро. Еще одна дверь. Открыв ее, Катя выбралась наружу.
Перед ней открылся чудесный вид. Дорожка вела на цветущий луг, дальше виднелись березки, раскачивающиеся под ласковым ветром.
Солнце стояло высоко. Странно, но никто не разбудил Катю.
 «Наверно уже полдень», - подумала она.
Девочка побрела по дорожке. Вот и луг. Какая красота! Трава зеленая, сочная стелилась красивейшим ковром, расцвеченным синими, красными, желтыми цветами. Было жарко.
Катя дошла до березок. В их кружевной тени прилегла на зеленую траву и опять заснула. Ее разбудила какая-то букашка, пытающаяся вскарабкаться по носу. У букашки это плохо получалось. Доползет до половины пути и скатывается вниз. Кате стало щекотно, и она чихнула.
- Ап-чхи! Хорошо здесь! – подумала девочка. Ей нравилось все. Никто не беспокоил ее,  никто не заставлял что-то делать. Даже умываться никто не заставлял.
Кате захотелось пить. Она почувствовала свежий ветерок, запахло водой. Оглянувшись, девочка увидела маленькое озеро с гладкой зеркальной поверхностью.
Вода была чистая, и девочка решила напиться. Она наклонилась над водой. На нее смотрела грязная, нечесаная замарашка.
- Неужели это я? Так вот, что получается, когда вовремя не причесываться и не умываться.
Катя умылась, расплела косы. Как жаль, что заплетать их она так и не научилась. Это всегда делала бабушка.
« Бабушка! Она, наверное, волнуется», - подумала девочка. « Как же я могла забыть о бабушке, о маме, папе. Где же колокольчик?» – Катя поискала в карманах. Колокольчика не было. «Надо возвращаться в домик». – Она встала и отправилась в обратный путь.
Вот и домик. Девочка побежала. Запыхавшаяся Катя вбежала в комнату.
«Так, поищу на лавке. Нет, колокольчика нет. Где же еще?» –Она огляделась. Ни на столе, ни под столом колокольчика не было. Девочка села на скамейку. Что же делать?
А что бы сделала бабушка в такой ситуации? Бабушка была хлопотунья. Она всегда была занята делом. Убирала, стирала, готовила еду, помогала внучке делать уроки. И, главное, она всегда улыбалась. Даже постоянное Катино «не хочу» не могло вывести ее из терпения. Это она первая назвала внучку «нехочухой».  И папа, и мама стали так  звать дочку, когда та на любую просьбу тянула: не хочу…!
« Как есть хочется!» – подумала девочка. Она никогда не хотела есть. Ее всегда кормили до того, как она успевала проголодаться. А вот сейчас Катя съела бы все, что обычно предлагала ей бабушка и кашу, и борщ, и картошку.
Девочка сморгнула. На столе, таком же грязном, появилась чистая белая салфетка, а на ней горбушка хлеба и большое яблоко.
- Вот здорово! – Катя никогда не ела ничего более вкусного, чем это яблоко и хлеб.
Поев, она, немного подумав, сказала: «Спасибо!».
Кому? Она не знала, но ей хотелось поблагодарить того, кто ее так вкусно накормил.
Девочка еще раз оглянулась. Бабушка обязательно все бы здесь перемыла.
Ну, что ж, время у нее есть. Солнышко еще было высоко, и она успеет все убрать до его захода.
Катя взяла ведро в коридоре и пошла за водой к маленькому озеру около березок.
Вернувшись с водой, девочка нашла несколько тряпок и принялась за работу. Прежде всего, она протерла окно. В комнате сразу стало светлее. Намотав мокрую тряпку на найденную палку, обмела потолок и печку. Потолки в домике были низкие, так что, став на стол, ей удалось сделать это без особого труда. Потом, Катя вымыла стол и скамейку. Ну вот, теперь и пол засиял чистотой.
«Уф, устала», - подумала девочка. Она огляделась. Все было чисто убрано. Усталость была приятная и смешивалась с удовлетворением от выполненной работы.
- Ты это искала, Катя Иванова? – спросила, входя в комнату, старушка из скверика. Она держала в руках колокольчик.
- Да, это! Мне домой надо, а то бабушка, наверное,  волнуется.
- А разве это волнует «нехочуху»? – старушка добро улыбалась.
Девочка, вдруг,  поняла, что перед ней стоит не простая старушка, а добрая  волшебница.
- Я больше не «нехочуха», – смутилась она. – Я поняла, что есть вещи, которые необходимо делать, хочется тебе этого или нет. И так было и будет всегда.
- Ты очень изменилась. Я рада. Ты повзрослела и поумнела. Я думаю, тебе пора домой. Я сделаю так, что день сегодняшний начнется для тебя сначала. И ты, если хочешь, сможешь прожить его по-другому. – Волшебница улыбалась и молодела на Катиных глазах.
- Я так рада за тебя, что даже помолодела.
- Большое спасибо, -  сказала девочка и позвонила в колокольчик.

VI

- Катенька, внученька, просыпайся. Пора в школу собираться. Вставай, девочка, - бабушка подошла к окну и отдернула штору. В комнату ворвался солнечный свет. - Смотри, день сегодня,  какой славный. Просыпайся!
- Доброе утро, бабушка! – внучка потянулась и села в кровати. – Я так хорошо выспалась.
Бабушка от неожиданности села на стул.
- Бабуленька, я пойду умываться, - девочка рассмеялась. Ее развеселило удивление бабушки. Через пять минут Катя, умытая и причесанная, вошла в свою комнату. – Бабушка, заплети косички. А вечером научи меня, как это делается. Пора мне самой одеваться и причесываться. Я уже большая.
- Катенька, что с тобой? Ты не заболела?
- Ну, что ты, бабуленька. Я просто выросла и, наверное, поумнела, – повторила девочка слова доброй волшебницы.
- Ведь ты об этом каждое утро мне говорила, - засмеялась она. – Ну, вот я и оделась. Посмотри, бабушка, все в порядке?
Катя повертелась, около, так и сидевшей на стуле, бабушки.
- Все в порядке.
- Бабушка, а теперь я есть хочу. Что ты на завтрак приготовила?
- Кашу горячую, рисовую с изюмом.
Внучка поела, выпила чашку молока, поблагодарила бабушку. Надев кофточку и ранец, подойдя к входной двери, она обернулась. Девочка еще раз посмотрела на улыбающуюся бабулю, на ее добрые серые глаза, смотревшие на нее поверх очков. Как бабушка похожа на волшебницу! Наверно все бабушки немного волшебницы и умеют делать чудеса своей любовью и добротой.
«Ну, вот и выросла наша девочка. Нет больше «нехочухи», а есть Катя Иванова, ученица первого «Б» класса сто девяносто третьей школы», - с радостью подумала бабушка.
- Удачного тебе дня, Катенька, - как всегда пожелала она внучке.