Весна Главы из книги Коричневая тетрадь

Ирина Ионова
Два месяца зимы пролетели в болезнях. По нашему огромному дому «гуляла» ветрянка. Первой заболела Ёлочка.
Потом заболел Сандре, а за ним и Айка. Так мы и проболели всю оставшуюся зиму. Теперь, ветрянка получила нарицательный статус у нас в семье. Однажды, вечером, у Айки испортилось настроение, она раскапризничалась так, что к ней было не подступиться. И вдруг я слышу:
- Айка, если ты будешь капризничать, то я открою рот и надышу на тебя, и ты снова  заболеешь «ветрянкой», - строго проговорила Ёлочка. Айка тут же притихла.


Прошло два месяца, дети подросли, окрепли и многому научились. Чтение книг для наших малышей стало любимым занятием. Читала в основном я или моя мама, когда приезжала к нам в гости. И конечно же, самыми первыми любимыми книжками были книги писателей С. Маршака, К. Чуковского, Н. Михалкова, Д. Хармса, А. Барто и других писателей.
Все в нашей жизни повторяется. Когда-то давно, точно так же, как мои дети, я просила отца  почитать мне книжку. Он читал медленно, с выражением, а потом мы долго рассматривали иллюстрации в книге.

Однажды, читая сыну, я заметила, что он  меня не слушает:
- Если тебе не интересно, то я буду читать про себя, - строго сказала я.
- Нет, читай про меня, - ответил он и приготовился слушать меня.

- Мама, почитай мне книжку «Горино горе», -  говорила Ёлочка (5,5 лет).
- А мне про «дядю Стопу», - просил Сандре (4,5г.).
 
 У каждого из детей были свои трудности. Так, Ёлочка долго не могла научиться распознавать цвета. И в связи с этим я вспоминаю следующий случай. Как-то к нам в гости приехал дедушка. Он  привез гостинцы: пряники, конфеты и апельсины.
Очищая апельсин, я спросила Ёлочку:
-  Какого он цвета?
- Мандаринового, -  неожиданно услышала я в ответ.
За обедом Ёлочка спросила меня:
- Что получится, если посадить семечко подсолнуха?
- Подсолнух, - улыбаясь, ответила я.
- А если посадить косточку абрикоса? Тогда что вырастет?
Допытывалась она, а я  продолжала отвечать:
- Абрикосовое дерево.
- Тогда посади, пожалуйста, косточку барана. Пусть вырастет барашек.
Неожиданно сказала она и надолго задумалась. После некоторых глубоких размышлений Ёлочка пришла к следующему выводу:
- Из жира делают колбасу, а из колбасы делают сосиски.
Вы этого не знали?
 
 Вечером, перед сном, после просмотра детской передачи, Айка (3,5г.) поделилась с нами новым открытием: 
- Телевизор - он как сова.  Днём спит, а ночью показывает.

… Весна продолжалась, и  вскоре дети стали называть первые приметы весны:
- Смотрите! Смотрите! Кто-то сосульки развесил!
 Глядя в окно, весело закричал Сандре.
- Скоро весна настанет, прилетят мухи и будут "мухать", - рассказывала нам Ёлочка.
- Мама, а почему собака босиком по лужам ходит? Разве она не знает, что так  делать нельзя?
 Удивлялся Сандре.

- Мама, а весна уже настала? – Спросила Айка, пристально глядя мне в глаза.
- Да, милая.
- И мишки в лесу проснулись?
- Проснулись.
- А шкуры они будут снимать для просушки?

- Когда я вырасту, то стану птичкой, -  мечтательно произнесла Айка.

- Скоро наступит лето, и дети разъедутся "по бабушкиным местам", -  сообщил нам Сандре.
 И только Ёлочке не до сна. Она ворочается с боку на бок и все думает и вздыхает.
- Ёлочка, что случилось? Почему не спишь?
-  Я не могу спать, - шепчет она мне в ухо.
- Почему?
 Шепчу я в ответ и неожиданно слышу удивительные слова моей дочурки:
- Я – настоящая красавица.

 
Ура! Приехала бабушка Инна!


На следующий день к нам в гости приехала моя мама. Айка подбежала к ней, чмокнула её в щеку и радостно воскликнула:
- У нас бабушка такая!
«Что не в сказке сказать,
Не пером описать»!

 Мама приезжала  к нам  редко, но дети  её хорошо помнили и сильно любили. Любили за ее громкий и звонкий смех, за свободу, которую они получали,  гуляя с ней. Можно было пробежать по луже вдоль и поперек, можно было изваляться в снегу, забраться на дерево и смело оттуда прыгнуть, а можно было просто помечтать в парковой тиши или вместе от души посмеяться просто так.
 А еще дети любили, когда бабушка Инна приходила за ними в детский сад. Тогда они встречали ее веселым криком:
- Хотим сока-стакана! Сока-стакана хотим! 
Потом все вместе шли в магазин, и выбирали самый любимый фруктовый сок. Получая долгожданный стакан сока, дети пили  его медленными глотками, чтобы не заморозить горлышко. 
Эти дни запомнились детям на всю жизнь и теперь, когда они стали взрослыми, при первом упоминании о моей маме, они вспоминают: «Сока-стакана» и мороженое!

Как-то мама приехала в тот момент, когда дети рассматривали семейный  фотоальбом.
- А это родная мамина подруга, - услышали  мы объяснения Ёлочки (6 лет).
Мы с мамой весело переглянулись, прислушиваясь к детям:
- Меня родила бабушка, - неожиданно услышали мы слова Сандре, - Ёлочку  родили мама и папа. Айка, а тебя - кто?
Мы опять молча переглянулись, но вмешиваться в разговор детей не стали. Между тем Ёлочка произнесла:
- Айку никто не родил, она сама родилась.
Айке, по всей видимости, эти слова не понравились, и она решительно заявила:
- Меня родила мама.
- Тогда меня родила тетя Люда,  подруга мамы, - передумала Ёлочка.
- А меня родил папа, - после некоторого раздумья сообщил Сандре.
Да, трудный вопрос, - не выдержала бабушка и вмешалась в разговор внуков: – А я кого родила? И чья бабушка я?
Дети удивленно переглянулись, и Сандре сказал:
- Ты – наша бабушка.
- А мама я чья?
- Мамы, - хором ответили девочки.
- А вы, чьи дети? Кто ваша мама?
Дети дружно указали на меня пальцем.
Ну вот и разобрались, - сказала бабушка, весело оглядывая внуков.
- Так, кто вас родил?
Еще раз переспросила моя мама:
- Наша мама?
Удивлённо прошептала Айка и вытаращила глаза на сестру и брата, а затем восхищенно взглянула на меня.
- Конечно! - теперь мы с мамой хором ответили детям.
- Всех троих?
Недоверчиво переспросил Сандре и от удивления  его глаза стали похожи на пятикопеечные монеты.
- Да, - ответила тихо я.
- Мама, а ты у нас, оказывается, сильная, - подметила Ёлочка.
- Богатырь! – похвалил сын.
- Мама у вас самая сильная и самая добрая, - подтвердила бабушка Инна и звонко раскатисто рассмеялась.
Эта  тема разговора в тот день  была закончена, но ещё не раз дети возвращались к этому вопросу.  Они росли, они размышляли, они учились думать.

Однажды Сандре  задал отцу интересный вопрос:
- Ну когда же мы будем рожать еще одного ребёночка?
- Увы, Сандре,  мама больше не сможет родить.
- Ну тогда  роди ты.
         
- А я знаю, откуда берутся дети!
воскликнула Ёлочка и хитрющими глазами уставилась на нас,  своих родителей, а потом, не удержавшись, выдала нам:
 - Они рождаются из капелек воды!
- Мама, разбрызгай мне много капелек. Я рожу Олежку, Димочку, Вовочку, Женю, Колю и Сашу, - попросила Айка в четыре года.

После обещанного сока-стакана и апельсинов, которые были привезены бабушкой Инной, мама стала рассказывать о весне и первых ранних цветах:
- Сначала зацветет «мать-и-мачеха, - произнесла она и хотела было объяснить название цветка: -  Такое название имеет один из первых весенних цветов…. – Но не успела она договорить, как её перебила Ёлочка следующими словами:
- Мачеха злая была, - произнесла она, вспомнив сказку «Золушка»,  и стала говорить дальше: - Значит, и цветок злой будет.
Бабушка вежливо промолчала, скосив смешливый взгляд в мою сторону, а потом продолжила рассказ о весне: 
- После «мать и мачехи» вырастут «одуванчики». Сначала они будут желтыми, а потом белыми. А потом вырастут ромашки…
- Они сначала будут ромашками, - поправила бабушку старшая всезнайка, - а потом из них вырастут колокольчики.
Да! Такого поворота дел в природе бабушка никак не могла ожидать.

 Однажды моя мама  на примере растений объясняла Айке, что такое мужской род и что такое  женском род.
-  Я поняла тебя, - сказала Айка и тут же привела  пример:  -  «Ромашка» – это она.  «Василек» – это он.
- Как хочется в деревню! – мечтательно сообщила нам Ёлочка (6 лет).
- А давай, поедем, -  тут же предложил Сандре.
- Когда?
- Да, хотя бы сейчас…