Зеленый цвет

Амайрани Грау
Мне нравится зелёный цвет стен в моей комнате. Он придает классическому стилю ощущение холодноватой лёгкости и какой-то современности. В отличие от респектабельного желтоватого или бежевого.

К тому же это очень неоднозначный цвет. С одной стороны - это весна, природа, возрождение и жизнь. Неслучайно тело египетского бога Осириса после воскрешения из мёртвых стало зеленым.

Считается, что зеленый успокаивает и уменьшает боль. По поводу первого - возможно, тут срабатывают ассоциации с летней или весенней природой. Но боль уменьшает не зелёный, а синий - отстранённый цвет спокойствия и созерцательности. Зелёный для этого слишком яркий - в нем ведь присутствует жизнерадостный жёлтый.

Я не раз встречала у писателей зелёный цвет как символ надежды и перемен к лучшему. У Генриха Бёлля в романе "Хлеб прошлых лет" сквозь несчастливый период жизни главного героя в военное время красной строкой (извините за каламбур) проходит красный цвет - неестественно яркий красный кисель, который приходилось есть, потому что ничего больше не было, красный карандаш, которым нелюбимая девушка подчёркивает что-то в блокноте с денежными расчётами. А новая любовь, неожиданно приехавшая родственница друга отца, появляется в плаще зелёного цвета, что потом неоднократно подчёркивалось - этот контраст серо-чёрного усталого и скучного мира и удивительного дыхания новой жизни и надежд.

Для Акутагавы, судя по некоторым рассказам, зелёный был счастливым знаком.

С другой стороны - зелёный цвет может иметь полностью противоположное значение. Ядовитая яркость трясины, гнили, мха, плесени, бледное свечение болотных огоньков, зловещий непроглядный мрак густой чащи леса. Кожа вампиров часто изображается зеленоватой. Красный, напротив, является здесь живым цветом, символизирующим силу, свет, энергию, тепло в противоположность трупной зелени.

В английском есть фразеологизм "зеленоглазое чудовище", обозначающее ревность. Ещё есть выражения "тоска зеленая", "позеленел от злости", "зелёный змий".

Глаза ведьмы тоже часто представляют зелёными. Впрочем, это необязательно что-то страшное!

Зелёный может бывает неестественно-кислотным, футуристическим, напоминающим о "зелёных человечках" и вспышках света в каком-нибудь клубе.

А лично меня зелёный манит в какие-то приключения. Мне нравится, когда едешь куда-нибудь ночью на машине, а приборная панель машины светится зелёными огоньками. И я люблю смотреть на окна, где в комнате горит светильник в зелёном абажуре - совсем как в рассказе Грина "Зелёная лампа".

Я помню искристую, колючую темноту зимнего вечера, всю расцвеченную огнями, где, как шкатулки с драгоценностями, светились витрины магазинов, с наряженными ёлками и развешанной мишурой и игрушками. В магазинах их было почему-то много, в каждом углу стояла высокая разукрашенная красавица. Конечно, они были не такие пушистые, как сейчас, и игрушки были по советской моде разные - шарики, сосульки, животные и фигурки, разного, опять же, цвета. Но мне кажется, что в этой пестроте и разнообразии как раз и было самое интересное, игрушки хотелось разглядывать.

Европейские рождественские цвета - красный (жизнь и радость), зелёный (надежда), золотой (солнечное сияние, пламя свечей) и белый (чистота и свет). В России традиционное новогоднее сочетание несколько другое: это синий или голубой (истина, философия, другой мир), серебряный (звёзды, снег) и золотой (небесное сияние). У меня любимые новогодние цвета такие: синий, зелёный, красный.

Разноцветные игрушки на ёлке манили и приглашали в сказку, которая оживает в эти волшебные дни. В красных, малиновых, зелёных, синих, серебряных фигурках, висящих на видном месте или прятавшихся в тёмных укромных уголках ёлки, сверкали и мерцали огоньки. И отражалась комната и смешная круглая физиономия, если посмотреться в шарик, как в зеркало.

Свет, проходя сквозь разноцветные витражи готических храмов, по-разному воздействует на человека. Мне казалось, что похожую, почти неземную, потустороннюю силу имеет и блеск новогодних игрушек. Например, красный шарик - загадочный и очень праздничный, именно красные игрушки на ёлке и задают тон, создают этот самый праздник.

Зелёный - конечно, цвет вечнозелёной хвои ели, вечной надежды и вечного нового. И, если красный - это радость и праздник вообще, то зелёный - для меня это цвет Нового Года. Наверное, самый таинственный и неоднозначный и немножко тревожный. Его блеск приглушённый, неяркий, но, тем не менее, таит в себе самую суть новогодней сказки. Как-то под Новый Год мы побывала в гостях в самом далёком и тёмном районе нашего города, и мне подарили кусок пушистой зелёной мишуры. И, когда мы возвращались в темноте, шли среди лабиринтов сугробов и дорог, зелёные искорки в моей руке как будто указывали мне путь, подобно огню светофора вдали, в то же время в этом блеске было что-то манящее в неизвестные дали.

А другой любимый новогодний цвет - синий. Непостижимый, запредельный, он стирал грань времени. Это цвет зимнего вечера или раннего утра. Однажды мама сшила мне для новгогоднего утренника в детском саду белое платье, украшенное мишурой с мягким силим блеском. Я, довольная, в счастливом предвкушении праздника, шла в садик, а на улице снег был расчерчен синими тенями, точно такого же цвета, как и моя мишура.

А ещё у меня был шарик, который, увы, разбился, тоже синий - блестящий, а посередине было прозрачное "окошечко". Внутри шарика был кусочек мишуры, отчего казалось почему-то, что это окошко в мир вечной новогодней сказки, и мне представлялась обычная советская комната, освещённая синим светом от телевизора, в которой время остановилось, и всегда в тёмно-синей ночью светится это окошко, и там вечно встречают Новый Год.

У меня был, и сейчас есть, зелёный шарик с нарисованной рыбкой, которая светится в темноте.

Я люблю и ядовито-салатовый, и изумрудный, и бледный лимонный, и тёмный цвет хвои с почти синеватым блеском, но почему-то мне совсем не нравятся болотные и грязные оттенки зелёного.