Графские развалины, часть 1

Вита Дельвенто
* Замок графа Храповицкого *

В глубокой российской глубинке, среди муромских лесов, за этими неприметными воротами:


в конце этой живописной аллеи:


вдруг, как из небытия, проступают, совершенно невозможные для этой местности, очертания средневекового замка.

Впечатление настолько сильное, что даже ожидая их увидеть, все равно торопеешь от неожиданности и восторга.

Эти останки прежней роскоши остались от родового имения яркого, дерзкого, умного, красивого, неординарного человека - Владимира Семёновича Храповицкого - полковника лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, предводителя дворянства Владимирской губернии в 1909—1917 гг, лесопромышленника, создателя и владельца этой уникальной усадьбы (а правильнее сказать - дворцово-паркового ансамбля) в селе Муромцево Судогодского уезда (ныне посёлок Муромцево, Судогодского района Владимирской области и, по некоторым источникам, графа (но об этом дальше).

Разумеется, возникновение такой усадьбы овеяно легендами, которые всяк рассказывает на свой лад, но в сути своей они различаются не сильно, и суть эта сводится к тому, что граф построил свой замок на спор (ах, гусары!) - процитирую ту из них, которая лучше написана (остальные скучней, хоть и, наверное, правдоподобней).

    Путешествуя по Франции, граф Храповицкий поспорил с одним из тамошних крупных владельцев недвижимостью, что отгрохает у себя на родине дворец не хуже бусурманского. Спустя несколько лет, наш герой, если верить легенде, пригласил в свое имение напыщенного французского вельможу и подвел его, первым делом, к скотному двору, повторяющему один в один собственный замок последнего. "М-да," - процедил француз - "пожалуй, Вам удалось, в общих чертах, скопировать мое родовое гнездо." "Рад это слышать!" - ответствовал граф Храповицкий - "но мое родовое гнездо находится чуть дальше, а здесь живут мои свинки!" (с) towns.ru


Дальше в этом посте будет продолжение истории замка, интересная информация о нем и его владельцах, а так же найденные мною и, по-возможности, отреставрированные фотографии (тем, что наснимала я, и продолжению истории замка, будут посвящены следующие части).

Эта будет данью уважения умному и талантливому человеку, без которого теперь постепенно умирает его любимое уникальное детище, которое у него отнять то отняли... да и бросили.

Но сначала о приятном - о его рождении.



История усадьбы Муромцево не уходит корнями в дремучее средневековье. Корни эти, как и корни сохранившихся от парка исполинских деревьев, уходят в не столь уж далекий 1884 год. Именно в этом году граф Владимир Семенович Храповицкий, гусарский полковник и крупный лесопромышленник, приступил к реализации своей мечты - возведению небывалого дворцово-паркового ансамбля. Вне всяких сомнений, граф обладал двумя крайне необходимыми для этого дела вещами - деньгами и вкусом. В результате удачного сочетания того и другого, строительство было поручено одному из лучших архитекторов того времени - Петру Самойловичу Бойцову.

Специализировался Бойцов на крупных коттеджных формах и был в начале 1880-х годов на заслуженно хорошем счету у богатых московских заказчиков. Особенно привлекала Бойцова тема средневековой замковой архитектуры. И хотя специалисты склонны называть стиль его работ немного презрительным словом "эклектика", некий кинорежиссер конца 20-го века посчитал одну из построек архитектора достаточно репрезентативной для Франции образца века 16-го.

В 1884-1889 годах Бойцов строит в Муромцеве главный дом, а также: охотничий домик, дом управляющего, летний театр, конный двор, скотный двор, каретный сарай, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню.

Одновременно со строительными начались и ландшафтные работы. К ним также были привлечены крупнейшие специалисты того времени - К.Энке, А.Регель, Г.Куфельт, К.Тюрмер. Более сорока гектаров местности и практически неограниченный бюджет дали мастерам возможность выступить по полной программе.

Регулярный "французский сад", водные каскады "итальянского сада", пейзажная, "английская" часть парка, пруды и фонтаны, оранжереи и дендрарий, парковая мебель и скульптуры, дорожки освещенные электричеством... Стоит ли говорить, что электричество было подведено и к главному усадебному дому. Наряду с водопроводом, канализацией и телефонной линией.

В 1895 году Храповицкий учреждает акционерное общество "Лесные склады Храповицкого". Для вывозки леса, к имению подводится собственная железнодорожная ветка, обрастающая необходимой инфраструктурой. Деревянное здание станции Храповицкая, дом станционного смотрителя, станционный лабаз, здание почты с телеграфом, школа, казармы для рабочих, баня - все строится по проектам Бойцова. (с) towns.ru



а это та самая легендарная конюшня:


     Во дворце было примерно 80 комнат, из них особую ценность представляла зеркальная комната, стены которой были увешаны только зеркалами. Мебель Храповицкий заказывал у Шмита, придворного фабриканта, обойщика и декоратора. Помимо мебели дом украшали изящные безделушки, делающие обстановку более уютной и домашней: скульптуры Ботта, коллекция оружия, вазы, фарфор, зеркала, бронза – от царского поставщика Эберта, столовое серебро от Фаберже.

    В целом насчитывалось до семидесяти построек на общую сумму 250 810 рублей, из которых самым дорогим являлся замок (150 000 рублей).

    В имении устраивались шумные балы, которые по роскоши и по размаху не уступали столичным празднествам. И, конечно, охота: Храповицкий был страстным охотником, заражал гостей своим увлечением. Наряду с охотой, Храповицкий занимался разведением собак. И поныне бытует легенда о так называемой «Собачьей горке» – кладбище для его четвероногих любимцев. Они было расположено рядом с дворцом. Люди говорят, что для собак граф заказывал отдельные мемориальные плиты из гранита.(с) urokiistorii.ru



    В усадьбе был и парк с каскадом прудов на французский манер, и даже пальмы росли. А в теплицах: виноград, персики, дыни и арбузы. Главный принцип Храповицкого - все только лучшее. Костюм, к примеру, ему шил государев портной. Посуду делал Фаберже. А если барыня принимала ванну, то купалась непременно в нарзане.(с)auto.gorod33.ru



    Как было уже сказано выше, в оранжереях Храповицкого росло множество экзотических фруктов. На каждый праздник жена Храповицкого собирала крестьянским детям подарки, состоящие из корзиночки, полной фруктов. По большим праздникам подарки делались и взрослым. Храповицкий очень ценил своих людей и пытался им всячески помогать. Одному из своих истопников Храповицкий на собственные средства построил каменный дом, до сих пор выделяющийся среди остальных в деревне. В настоящее время этим домом владеет внучка истопника. Кроме того, специальный музыкальный дом был построен для музыкантов оркестра, а также ряд домов для мастеров, рабочих и лесников.
    На имя Храповицкого нередко приходили письма с просьбой о материальной помощи. Особенно часто в фондах архива встречались письма от семьи Литвиновых, с которой Храповицкий находился в дружеских отношениях. Чаще всего деньги просили на лечение и на поступление в учебные заведения.

    Для обучения крестьянских детей Храповицким были построены две школы: начальная (четырехклассная) и музыкальная (по-другому, художественная). Обучение в обеих школах было бесплатным. Для школы было построено двухэтажное белокаменное здание. К сожалению, нам не удалось выяснить, каков был учительский состав. Около двух лет назад это здание было продано, и в настоящее время там проживают несколько армянских семей.
    В 1890 году Храповицкий открыл музыкальную школу на Бору, в которой велось обучение деревенских мальчиков игре на народных смычковых и духовых инструментах, а также хоровому пению. На средства Храповицкого были наняты учителя-специалисты, куплены музыкальные инструменты и, редкие по тем временам, ноты. Инструменты Храповицкий покупал только у лучших мастеров. Школа выпускала оркестрантов-профессионалов. Знаменитый оркестр Храповицкого, состоящий из выпускников музыкальной школы, играл не только в имении. Впоследствии музыкантов из имения с удовольствием принимали во Владимире, Москве, Петербурге. Музыкальная школа располагалась в деревянном здании, которое, как и многие другие, рушится теперь на глазах.

    Храповицкие очень много времени и средств уделяли благотворительной деятельности, заботясь об улучшениях не только в своем имении, но и в целом по губернии. В 1895 году В.С.Храповицкий был избран почетным членом Общества Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Все, кто работал нa Храповицкого, вспоминают его как доброго, отзывчивого, но очень строгого и требовательного человека. За свое хорошее отношение он требовал исполнительности и преданности, но был щедр и отзывчив, чем и прославился в народе. (с) urokiistorii.ru

Однако, все это ничуть не помешало тому же самому народу, без малейших угрызений совести, пустить своего благодетеля по миру.

В 1917 году, опасаясь разграбления, Владимир Храповицкий произвёл полную опись своего имущества и добровольно передал его новой власти. Сам же вместе с супругой уехал во Францию, где через десять лет умер в нищете.

Такая вот яркая и трагичная судьба.

*

С графством графа тоже не все так просто.

Обратив внимание на то, что далеко не все источники упоминают его титул я, очень пожалев, что доступа в архив к документам мне не получить, принялась искать документальные материалы в сети.

И вот, что я нашла:

     В архиве хранится ряд документов с просьбами предков и родственников Владимира Семеновича о внесении их в родословную книгу и об утверждении в дворянском достоинстве. Это говорит, что дворянство было личное, а не потомственное. Но встретился документ, в котором говорилось о том, что 17 декабря 1741 года Василий Иванович Храповицкий был пожалован во дворянство с правом передачи его по наследству. Он, возможно, единственный из всего рода получил потомственное дворянство.

    С середины XVIIвека по Соборному Уложению, дворяне получали право передачи земель по наследству, а позднее это право было подтверждено Петром I (Указ о единонаследии 1714 года). Существует множество легенд и спорных моментов, касающихся фамилии Храповицких. Очень интересен сам факт получения графского титула. Нет каких-либо документов,доказывающих получение титула. Нами была обнаружена жалоба крестьян селения Вышина на Аркадия Храповицкого 1880 года.[3] Крестьяне доводят до сведения Департамента герольдии Правительствующего Сената, что Аркадий Храповицкий, мнимый владелец селения Вышина, присвоил себе незаконно титул графа. На документе написано: «Прошение крестьян было возвращено и оставлено Сенатом без внимания».

    Этот факт наталкивает на мысль, что графский титул был получен Владимиром Семеновичем Храповицким незаконно.(с) urokiistorii.ru



Вот здесь: http://1914.borda.ru/?1-12-0-00000603-000-0-0
так же приводится много интересных фактов о Храповицком, которые еще и подкрепляются сканами различных документов.


Ну было графство или нет, в сущности, сейчас имеет значение только любопытства ради. Но герб у Храповицких был, вот он:


Фамилия их имеет польское-белоруские корни, происходя из старинной фамилии Годзава (при желании с краткой родословной можно ознакомиться, например, в википедии:
Меня же больше всего впечатлила человеческая трагедия.

То, что очень многие люди из-за революции потеряли все ни для кого не секрет - об этом еще в школьных учебниках прописано.

Но одно дело просто почерпнуть информацию, и совсем другое - увидеть брошенные стены, коснуться их, прислониться к ним лбом - словно впитывая в себя то, что они хотят сказать тому, кто готов их услышать.

"В этих стенах есть сердце и вены", - пели, правда, про деревянные церви Руси "Черный кофе", но именно эта фраза как нельзя более точно выражает мое впечатление от замка.

И я его попыталась передать в своих фотографих, которые выложу в следующих частях.