Как пала Империя

Александр Матющенко
Тысячи воинов, все как один, закованные в доспехи и мерно печатающие шаг, шли плотным, неразрывным строем. Серебряный орел парил в небесах пред ликами воинов …
 Римский легион. Показатель военной мощи и величия Рима. Эталон единства, верности и чести. На щитах легионеров держалась власть. А их клинки, по которым реками струилась кровь непокорных, отбивали всякую охоту на посягательство священных римских земель.
Величие Рима не знало границ. Его могущество затмило распавшуюся империю Александра Македонского. А устройство власти и законодательства оказало влияние на эпохи вперед. Соседи склонили головы перед могуществом Рима. Однако, нашлась сила, погубившая колосса без явного его сопротивления.
Рим пал задолго до сожжения его варварами…

***

Написано множество самых разнообразных работ по Римской Империи. Они отражают и тонко рассматривают самые разные стороны жизни Рима и его народа. В этих трудах выносятся на суд читателей множество гипотез о жизни, расцвете и падении державы. В этой небольшой работе, которая лишь отражает сугубо личную точку зрения Автора, рассматриваются силы, погубившие Империю изнутри.
Умер Александр Македонский. Его Империя распалась. Начался передел земель. В междоусобных войнах, местные царьки словно забыв обо всем на свете, не смотрели за пределы своих земель. А там, куда практически не достала талантливая рука Александра, зарождался новый Титан всего мира.
Не надо думать, что Рим обязан был стать великим. Нет. Этого могло и не быть. И то, что он стал в итоге Империей – есть, пожалуй, воля случая.
В то время, как Рим уже подчинил себе весь Пиренейский п-ов, другая растущая держава, расширяла свои границы по соседству. Карфаген поставил под контроль северную Африку и обратил свои взоры на земли Иберии (Испания). И когда римская дипломатия оказалась бессильной, столкновение стало неминуемым. Первыми напали карфагенцы. Предприняв невозможный переход через Альпы из Иберии, они под предводительством гениального Ганнибала, напали на Рим. Уже через год (218 год до н.э.)  римляне потеряли Северную Италию. Нанеся, возомнившим себя непобедимому Гаю Фламинию, сокрушительное поражение, Ганнибал уже весной 217 год до н.э. вполне мог захватить Рим. Однако он этого не сделал и отошел, пытаясь найти поддержки у коренного населения – италиков. Но он просчитался – народ уже любил свою страну. Пали почти все крупные города. Многие, тогда считавшиеся лучшими полководцами в мире, терпели одно сокрушительное поражение за другим. И только Корнелий Сципион смог нарушить цепь неудач. Под его руководством медленно, но верно римские войска стали теснить карфагенян. В конечном счете, Карфаген был сломлен. Единственный, достаточно достойный соперник, был повержен, хоть и ценой огромных потерь.
Эти события в корне изменили взгляды правителей и населения на мир. Именно в ходе этой войны стало подниматься величие военной силы. Что касается полководцев, то очень скоро поняли принцип – настоящими военачальниками становились те, кто желал процветания «Великому Риму», но не себе. Именно следуя этому правилу, запеченным в сердцах воинов,  велась политика расширения территории. И пока служение Сенату, своему народу и своим общедостойным принципам велось искренне, с безграничным самопожертвованием, с достойными уважения намерениями, - шел ничем не останавливаемый процесс расширения владений и рост мощи страны.
Другим немаловажным фактором является военная сила. Без армии не может существовать огромная Империя («Империю не удержать робостью» <кто-то из древних>). На войсках держится порядок внутри страны, сильная армия – залог спокойствия от внешних врагов («Храбрые воины – вот сильнейшая башня города» <Алкей>). Воинов могучей армии уважает население, но это уважение надо и заслужить. Римский легионер был предметом гордости и уважения всего населения – они это заслужили по праву. Легион состоял из дисциплинированных и хорошо обученных воинов. Сила легиона крылась в железной дисциплине каждого воина, в его верности и непоколебимости, в его героизме и выдержке. Ведь в то время, когда Рим устремил свой взор на север, где жили варвары, бой велся по принципу «у кого нервы крепче». Выстраивались армии друг напротив друга и начиналось устрашение противника – многочасовое испытание нервов на прочность. Кто первым не выдерживал, нарушал строй и кидался в бой – терпел поражение. Но легионы, вторгшиеся в галлию и германские земли, нарушили эту традицию. Спонтанным, несогласованным и порой лишенной всякой тактики ведения боя варваров, римляне смогли противопоставить легионы. Легионеры запросто одерживали верх над многократно превосходящими силами врага.
Территория Рима ширилась, коренного населения уже не хватало для полного укомплектования армии. Стало неизбежным принимать в легионеры коренное население покоренных земель. Их учили дисциплине и передовым достижением эпохи. Даже было предписание, чтобы легионеры, по крови варвары, проходили службу вдалеке от дома, дабы они не сбегали и учились сплоченности. И это, как не странно превосходно работало. Римские легионы оставались тем слаженным механизмом, той единственной силой, которой не могла противостоять ни одна армия мира.
Время шло, Римская Республика превратилась в Римскую Империю. Началась «грызня политиканов». Медленно наступал кризис Сената, власть которого до этого держалась исключительно на уважении и авторитете органа. Постепенно сходили на нет завоевания новых земель. Медленно, но неуклонно падала мораль «гражданского долга». Если раньше было полководцы и политики не преследовали личных целей (ну почти), то теперь, только к этому и стремились.  Коррупция, множественные убийства конкурентов и преступления «против граждан», медленно подтачивали Империю изнутри.
Рим слабел. Он все больше утрачивал значение центра Империи, и все большую мощь набирала периферия – вчерашние колонии. Все это не могло не коснуться армии. В это самое время стали учащаться случаи набега соседей-варваров. Это уже были не те варвары, которые некогда ничего не могли противопоставить римским легионам. Теперь же, это были хорошо вооруженные, дисциплинированные, научившиеся у своих врагов тактики и прогрессу, завоеватели. А легион, напротив, деградировал. Его дисциплина и талант полководцев неуклонно падали. Видя это, Рим попытался изменить ситуацию. Теперь существовало два типа войск – пограничные и внутренние. Первые – должны были не вести боевые действия, а сдерживать рвущегося врага, в то время как вторые, должны были приходить на помощь и добивать вторгающихся. Но деградацию армии, которая теперь почти полностью состояла из наемников и варваров, было уже не остановить.
Как итог, Римская Империя распалась. В 476 году пал Рим – Западная Римская Империя прекратила свое существование. Огромными усилиями удалось почти тысячу лет удерживать Восточную Римскую Империю. К сожалению, еще соседствуя, две части некогда огромной державы, все сильнее отдалялись друг от друга. Не последнюю роль здесь сыграл и религиозный фактор. Если на востоке, христианство способствовало сплочению страны, то на западе – ускорило её распад. Это только ускорило гибель единого по духу народа разделенного политиками, не поделившими власть, на две части.
Мы знаем о прошедших днях слишком мало, но уже имеющихся знаний должно быть достаточно, чтобы не повторять ошибок Рима. Недостаточно факторов известно, чтобы изнутри до конца понять те дни. Но факт остается фактом, эпоха Римской Империи – величайшая эпоха развития мира. Чего стоят деяния Рима и имена его великих. Благодаря Риму и его политике сохранения культуры покоренных народов, мы можем сейчас постигать греческую культуру. А имена полководцев и их подвигов, греют сердце. Кто сейчас не знает Юлия Цезаря? Но многих история безжалостно и выбросила. Да Юлий Цезарь безусловно величайшая личность своего времени, но личность, появившаяся в нужном месте, в нужное время и сделавший то, что от него требовалось. Так и Римская Империя, существовала и погибала, показывала примеры истории и учила нас устройству мира, самоотдаче и светлой памяти о черных и светлых днях ушедшей эпохи.
Чего стоит один тот факт, что до самого своего падения, воины Восточной Римской Империи уходили в бой «За Сенат и граждан Рима»…