Как мы пиарили Украину. Оранжевые ленточки

Андрей Закревский
Как мы пиарили Украину, или дневник Энди Селса.
 История об оранжевых ленточках.

...Когда сторонники «так называемого кандидата от оппозиции»  попытались противопоставить оранжевым ленточкам свои бело-голубые, они сразу начали вопить об «американских деньгах», потому что на свои, украинские просто не потянули этот проект. Я могу их успокоить, даже если бы у них и были бы деньги – они бы все равно этот проект не смогли бы реализовать, даже на уровне «нейтрализующего ответа». Слишком было у них мало времени на это, слишком поздно они это начали.

Это вам в ноябре декабре казалось это таким простым, приехать на Майдан и получить сколько угодно ленточек, что бы повязать их к вам на руки на сумки, на голову. Выйти из метро и увидеть молодых людей раздающих их в любом количестве. А как вспоминаешь сколько людей было задействовано. Поначалу ни в чем не подозревающих людей.

А как быть с желанием повесить все эти ленточки на себя? Как быть с десятками тысяч чашек и шарфиков, которые продавались не за самые маленькие деньги?

Начало этой истории для меня было вполне прозаичным. Мне предложили начать подготовку к вводу корпоративной символики. Корпоративный цвет – оранжевый. К моему большому удовольствию, я выяснил, что ни каких особо сильно раскрученных «оранжевых» брендов нет.  Поэтому, когда я спросил, чем занимается корпорация, то получил ответ «а зачем тебе это знать?». И в самом деле, зачем? Мы не с кем кроме «Фанты» не пересекались, а у «Фанты» хороший молодежный имидж свежести, да и в то лето «Фанта» была «разноцветной», всякие там «лесные ягоды, и «лимоны». В общем влияние маленькое, да и положительное.
Когда я потом общался со знакомыми пиарщиками, они задавали мне вопрос: случайно ли то что другие крупные компании не использовали в это время оранжевый цвет? Учитывая то, что большинство корпораций имеют в своем штате маркетологов со штатовским образованием, мне сложно ответить на этот вопрос.

В общем, с одной стороны не паханое поле, а с другой огромное количество работы.
Я начал выяснять с чем вообще ассоциируется оранжевый цвет. Результаты моих поисков привели к срочной переоцифровке и выпуску небольшим тиражом сборника старых «пионерских песен», на первом месте в плэй-листе было «оранжевое солнце, оранжевое небо». Песня, которая вызывала только положительные ассоциации безоблачного детства. Для украинцев эта песня вполне сравнима с «Томом Сойером» и «Гекельбери Финном» нашего старшего поколения.

На более высокий уровень организации «оранжевой Украины» меня перевели после того как я свел знакомства с дизайн-студией, которая занималась разработкой заставок для украинских телевизионных каналов. Когда оранжевый цвет «выстрелил», то многие каналы оказались не в состоянии поменять свои заставки из-за  того, что оранжевое было везде. Кстати, многие спрашивают, почему у «канала честных новостей» все было синее. Может чтобы подчеркнуть независимость? Ничего подобного, насколько мне известно,  во-первых не поделили деньги, а на оранжевом «некоторые олигархи» очень хорошо заработали, а во-вторых «наших» там практически не было. Там были другие «наши», от другого американского президента.
А когда началась буря, то хотел бы я посмотреть на руководителя телевизионного канала, который бы удалил оранжевый цвет. Это бы выглядело совершенно не солидно, а с другой стороны, мы умудрились создать такую «моду», что после «революции» никто оранжевые майки год не покупал. Кстати, может именно поэтому крупные бренды не использовали оранжевый цвет, но это умозаключение на уровне глобального сионистского заговора.

Все тонкие оранжевые линии в один прекрасный момент были связаны «оранжевыми стричкамы». Оранжевая нитка на джинсах воспринималась как вызов, как декларация независимости.
Надо сказать, что таких масштабных проектов на Украине еще не проводилось, поэтому Украины еще не приобрели иммунитет к этим всем значкам и ленточкам. А что творилось с представителями СМИ – это вообще не передать. Люди нашей профессии рождены модниками, это у нас в крови. Как женщина собирает деньги на хрустальную безделушку, так и они, по крупицам собирали те знаки, которые мы оставляли им. И когда произошла «активация», каждый из них почувствовал ее как выстраданную собственную идею. Некоторым до сих пор стыдно.

Гораздо интересней было то, что многие «бело-голубые» хорошо заработали на производстве и транспортировке оранжевой символики. Правда это происходило задолго до первого оранжевого «ТАК»-бигборда. Мы, конечно, пользовались польскими контрабандными коридорами, которых достаточно осталось и у старой и у новой власти. Но объем «революционной продукции» был такой, что, если бы мы пользовались только одним каналом – это бы привлекло слишком много внимания.

Что бы хотелось мне отметить.

Использование одного цвета, лучше чем двух – это дешевле. Нам едва-едва хватило времени. Шесть месяцев, до мая, мы занимались по большому счету транспортной и складской логистикой. То что мне удалось провернуть проект с «оранжевым солнцем» и «оранжевым настроением», только удача и неуемный «киевский» темперамент. Но благодаря этому я и выдвинулся.

Это я сейчас понимаю, что мое исследование «оранжевости» рынка, было одним из многих контрольных. И моей заслуги здесь крайне мало, но я отдаю свое почтение тем головам, которые это все придумали. Замечательно.

Хорошо помню выражение хитрого лица ковельского «микробного» контрабандиста, когда наконец «оранжевое настроение» выстрелило. Его искренние черты «широго украинца» были искажены болью по утраченным дивидендам, когда он слишком мало брал за перевоз этой ни кому не нужной «оранжевой ветоши» в течении полугода. Это потом цена на перевозку увеличилась в три раза, и мы платили. Уже тогда стало понятно, что ввозить этот огромный объем официально – чревато ответственностью перед потомками. Ввозили не официально. Только подписи старых, «дореволюционных», таможенных начальников вы можете увидеть на документах для ввоза «чашек в ассортименте», «революционные» начальники спокойно уничтожили свои подписи после вступления в должность. Ну да Бог им судья, в прямом и переносном смысле.

Когда на одном из складов в Борисполе один из активистов увидел огромные штабели мешков с лентами, и стройные ряды поддонов ящиков с чашками и флажками. Он просто замер у ворот и не смог оторвать глаза. За тем он начал доказывать нам, что мы это дело будем вывозить месяц, подсчитывал грузовики и составлял смету. Да, грузовики были. А склад опустел за три дня. Как здесь говорится «товар оптом, самовывоз». Приезжали джипами, и «запорожцами» с прицепом (это такая маленькая смешная машинка). Не было времени руки пожимать, восторженным гражданам. Экономия только на грузовом транспорте по «броварским и бориспольским» складам составила два с половиной миллиона грн.

И этого всего не хватило. К сожалению мы не смогли обеспечить юг Украины, и Западную Украину. Из-за дефицита ленты начали продавать, некоторые «вожди», которые имели право распоряжаться  агитационными материалами разбогатели за одну ночь. Я знаю одного владельца большого гаража, который заработал на новый «фольцваген» за неделю договорившись с предпринимателями с одесского контрабандного рынка, который носит поэтическое название «седьмой километр» о поставке китайских оранжевых бантиков для украшения цветов, которые совпали по цвету.

Никогда мне не забыть той разгульной эйфории которая царила в эти дни в Киеве. Говорят, что француженки «высшего света» отдавались американским летчикам за колготки. Теперь я готов в это поверить. Девушек  до 16 лет можно было завоевать только лишь акцентом и одной ленточкой. За корейские кварцевые часы с оранжевым силиконовым браслетом можно было влюбиться в дочку министра, или восходящую звезду безумно популярной в Украине программы «караоке на майдане». Сколько их было на Майдане, этих дочерей министров и восходящих поющих звезд!

Конечно моим донецким и луганским коллегам было тоскливо. Да и в Киеве не работал в это время никто, кроме продавцов агитационных материалов. Все были на Майдане, днем отсыпаясь на полу у совершенно незнакомых людей. На майдане были миллионы приезжих. Миллионы.

Помню, как мы сидели на Майдане, на забитых снегом и мусором ступенях (хоть уборка не прекращалась ни днем ни ночью, только некоторые оазисы были чистыми, все таки огромное количество людей съехалось в Киев) и ели запеченную форель, из какого-то киевского ресторана с двумя девушками студентками Национальной академии внутренних дел, и лениво думали о том что, сегодня мы наконец выспимся, и выспимся только с ними, не будем возвращаться ночью за другими окоченевшими красавицами приехавшими из других украинских городов. Это была наша победа, наша Украина!