сказки на песке. про родителей

Алёна Шиманская
Моё любимое и, видимо, первое пережитое чувство – обида. И регулярно попадаю в ситуации, где могу пообижаться вдосталь. Чуть кто слово не то скажет – слёзы на глазах, замолкаю, а если плохо мне сделают – совсем отношения разрываю, да и сама обидеть могу легко. Много лет понадобилось, чтобы научиться различать критику и обвинения, понять, что за ними стоит: желание добра или проявление собственной неполноценности «доброжелателя». И себя  регулярно ловлю  на нарушении заповеди «не судите, да не судимы будете». Так и хочется краской на стене написать, да обои жалко. Далеко мне до божественного просветления!

 Обиды коплю долго, пока не заболею. Вот тогда-то и начинаю «просить прощения и прощать», а то ведь можно  всю оставшуюся жизнь таскать груз вины и обид во всех частях тела. Научили меня быстро освобождаться от негативных чувств посредством обыкновенного воздушного шарика.

 Только разозлилась или обиделась – беру шарик и надуваю его до тех пор, пока не лопнет. Бывает, что одним не обойтись, поэтому закупаю десятками. И себе, и – людям! Иногда аж взрываются в руках! Зато успокаиваюсь, да и лёгкие очищаются. А, главное, дёшево и безопасно для окружающих. Но это женщины так выплёскиваются. С мужчинами всё сложнее.

Посчастливилось однажды послушать историю по этому поводу. Рассказал её молодой мужчина, успешный бизнесмен. В песочном мире, который он построил по-военному быстро, были фигурки людей: его жены, детей, родителей и женщины, к которой он был  очень привязан. А в центре песочницы одиноко стоял слон.

 – Ну и цирк – по улицам слона водили. Так и в жизни, – начал он свой рассказ, – чувствую себя неуклюжим слоном среди людей. Могу наступить и не заметить. При этом для женщин я – лёгкая добыча. Посмотрите, какая рядом со слоном дрессировщица. Ей мужик богатый нужен, а не слон, – говорит он и ставит рядом с фигуркой девушки импозантного мужчину, – пусть у неё всё будет хорошо.
 – Вот это ход!  А как же слон?
 
 – А слон пойдёт к морю. Ему надо побыть одному и подумать, где и с кем жить в этом мире.
Рядом с «морем» стоит мужская фигура. – Надо поговорить с отцом, – продолжает он задумчиво. – Хочу выяснить, почему мама от нас ушла.
 – Сколько вам было тогда лет? – осторожно спрашиваю.

 – Да подростком ещё был. Я очень переживал разрыв родителей, обвинял, что совсем забросили меня, и решил, что буду верным мужем и никогда не изменю жене, чтобы ни ей, ни детям не причинять боль. Да вот беда случилась недавно – влюбился в женщину, и догадываюсь, что кроме меня у неё есть другие мужчины. Вы представляете, каково мне сейчас?! Получается, что я изменяю жене, которая меня любит, а мне изменяет та, от которой с ума схожу. Я каждый день казню себя за это, даже заболел.

 Преданная женщина всегда бывает предана, вспомнила я изречение подруги, побывавшей замужем, а сама спросила:
 – Как вы относились в детстве к своей маме?
 – Я очень её любил. Они даже чем-то похожи, – кивает он на фигурку своей возлюбленной в песочнице. Ещё бы! Мальчики всю жизнь бессознательно продолжают искать свою любимую маму в других женщинах, даже если они её за что-либо осудили.
 – А что чувствовали после ее ухода?
 – Обиду.
 – А сейчас?
 – И сейчас.
 – Покажите, как  выглядит ваша обида.

Мужчина находит самый большой камень в моей коллекции и кладет рядом со слоном.
 – Не тяжело таскать такой груз?
 – Тяжело, даже для слона, – он горестно вздыхает.
 – Скажите, вы довольны своей карьерой?
 – Да, – мужчина рад смене темы разговора и начинает рассказывать о своём любимом деле.
 – А что помогло вам стать успешным? – допытываюсь я.

 – Так я на улице рос, был предоставлен сам себе. Это как в джунглях – или ты, или тебя. Мог пойти и по пути криминала, наверное, это было бы проще. Но я очень хотел иметь семью и быть лидером. Навыки уличного, жёсткого общения и помогли мне построить бизнес. Он же у нас тоже дикий, первобытный. Я стал сильным поневоле.

Действительно, подростки из разведенной семьи часто попадают на улицу, и какой  дорогой пойдут они по жизни, зависит во многом о тех  ценностей, которые они усвоили в детстве.
 – И кому за это спасибо скажем?
Он недоумённо смотрит на меня:
 – Мне, кому же ещё?
 – А ещё?
 – Родителям? Возможно, не так уж и страшно, что мама ушла от отца, под её опекой я бы и шагу самостоятельно сделать не смог.
 – Что вы сейчас чувствуете по отношению к своей маме? – уже радуясь, тороплю я.
 – Я все равно не могу её простить!
 – Даже в сказке?
 – Ну, может, через пятьдесят лет.
 – Ну и хорошо! Тогда и приходите, и мы продолжим беседу. Только я столько не проживу. А вы? – чувствую лёгкое раздражение – ведь я уже почти спать ложилась, когда он позвонил и попросил о срочной помощи.

И чего прицепилась с вопросами? Мне известны исследования психологов об этапах отношения детей к маме: До 10 лет они испытывают восхищение, с 10 до 16 лет – сомнение, недоверие, с 16 – неприятие, осуждение, а с 20 лет – снисхождение, понимание, прощение, раскаяние, преклонение. По отношению к матери можно оценить степень зрелости человека. Сколько же лет этому мужчине?

Смотрю с сожалением на собеседника, и замечаю, что у него катятся слёзы. Молча отворачиваюсь к окну и напряженно жду в ожидании момента истины. За окном уже темно, смотреть не на что, но и к плачущему  мужчине повернуться не могу.

 – Все понял, – слышу его голос и оглядываюсь, – Это я должен просить у неё прощения, ведь она мне жизнь дала.

Я восхищенно смотрю на него и уже не жалею, что встретилась с ним.  Он, легко вздыхая,  убирает камень и вкладывает слону в хобот букетик цветов:   
 – Слон обнимает  маму, благодарит и отправляется за город, подальше от людей строить свой дом.

Воистину, благодарность родителям открывает двери в счастливое будущее!

 Мужчина отодвигает все уже сыгравшие свои роли  персонажи, освобождая место для слона.
 – Он будет жить здесь один, – продолжает  свой рассказ, обнося дом слона огромным забором и добавляя в песочницу фигурки лося и пчелы.

 – Вот интересно, – удивляюсь я, – а зачем слону  забор?
 – Чтобы больше никто не смог его обидеть!
 – А кто его здесь, в пустыне, хочет обидеть – лось или пчела?
 – Дела-а-а, обжёгшись на молоке, на воду дую, – рассмеялся он и стал раздвигать забор.

 – А зачем раздвигаете забор? – продолжаю задавать наивные вопросы. Кстати, я всегда заранее предупреждаю, что буду их задавать – можно и не отвечать.
 – Чтобы слон мог свободно ходить по своим владениям, –  и фигуркой слона оставляет следы на песке. Пометив территорию, он берёт с полки  розовую слониху и ставит рядом с домом.
 – Прекрасная пара! – не могу сдержать восторг.
 – Теперь мой слон счастлив! – заканчивает мужчина сказку с улыбкой.
 
На следующий день он позвонил: – Я в аэропорту. Улетаю к маме. Спасибо!

Этот мужчина как будто снова открыл для себя христианскую заповедь о  почитании родителей.
 Древние знали, а современная психотерапия подтвердила, что человек находится в ладу с самим собой только  тогда, когда он уважает и любит своих предков, даёт в своем сердце место каждому члену своего рода. Без осуждения, с принятием их такими, какие они есть.

Мне очень нравится фраза, позаимствованная у известного немецкого философа и психотерапевта Берта Хеллингера:

 « С позиции жизни родители незаменимы и совершенны, без изъяна и упрёка».

 Все несогласия между нашими предками, по его мнению, мы носим в своей душе, и примирение их между собой является источником решения проблемы.

 Моя работа в песочнице подтверждает это: ни одна сказка не обходится без мамы и папы, а в некоторых случаях и дедушки с бабушками появляются.

И, как только всем отдаётся дань  почтения и благодарность, трудная ситуация героя очень быстро находит  решение и что важно – делает его счастливым и свободным не только в сказке, но и в жизни.
.