14. Янка и крайняя мера

Наталья Маевская
Янка очень любила  тихонько подслушивать, когда взрослые обсуждали ее поведение и придумывали наказания. Она уже заранее знала, что сейчас ей попадет за что-то и иногда успевала что-нибудь исправить, чтобы наказание не было слишком строгим. Но в этот раз как она ни старалась, почти ничего не понимала, потому и не знала, куда бежать и как себя спасать. Взрослые закрылись на кухне и спорили, дедушка был особенно сердитым.

- А я вам говорю, что ребенка нужно уже с малых лет приучать к порядку и наказывать тоже нужно так, чтобы на всю жизнь запомнил.

- Папа, но это уж слишком! Не надо, она еще маленькая, она исправится. – Защищала мама Янку.

- А я согласен с дедом. Вот, к примеру, когда ребенок, зная, что это опасно и нельзя, все-таки, хватается за горячую плиту или утюг,  обжигает себе пальцы, плачет от вида волдырей и от боли, он же больше никогда этого не повторит. Почему? Потому что на собственной шкуре в прямом смысле ПОНЯЛ! Так и в этом случае…

- Ой, что они такое страшное задумали? – со страхом  старалась представить Янка. – Как же они меня накажут? И за что?

Янка догадывалась о причине дедушкиного гнева. Только она свое поведение уже исправила, кажется. Да, ничего такого уж и не случилось, вообще-то… Просто утром, когда  делали генеральную уборку, дед сказал Янке, что игрушки нужно после себя сразу же складывать в ящик или в коробку. Или в шкаф, где есть специальная полочка. А Янка ему ответила, что это ее игрушки, и она сама будет их складывать, когда захочет. И она даже не понимает, зачем нужно складывать кукол и мишек, книжки и мячики, если потом опять их надо будет доставать. А дедушка сказал, что это не обсуждается, и Янка сама прекрасно знает, что в квартире должен быть порядок.

- Когда ты играешь, ты, конечно, делаешь какой-то беспорядок. Он называется «творческий беспорядок». А уж когда закончила, все игрушки положи, будь добра, на свои места.

Посмотри, какая грустная твоя новая кукла Маруся, которую тебе на день рождения тетя Таня подарила! Ты ее что, не любишь? А карандаши? Если карандаши бросать на пол, они потом будут быстро ломаться. И, вообще, ты уже можешь вполне и пыль в комнате протереть и цветы полить…
 
Янке лень было ползать по всему полу и отделять карандаши от кубиков, поднимать кукол и складывать их в коробку, а тем более, еще и эту мелкую мозаику собирать. Янка пошла на кухню, взяла веник и решила все быстро-пребыстро убрать. Она подмела под кровать все кубики с карандашами и мозаику, а еще туда мишка с ежиком поместились. Другие игрушки она сложила на подоконник и завесила ночные шторы, чтобы никто не увидел. Так легче намного, чем по шкафам и ящикам…

Дед зашел и предупредил: « Янка, через полчасика приду проконтролировать, добросовестно ли ты сделала уборку в комнате».

- Пускай идет! – подумала Янка. – Не станет же он под кровать заглядывать – у него ноги болят, когда он наклоняется. А я лучше мультики еще посмотрю.
 
Мама зашла в комнату, проверила коробку, сказала, что Янка зря надеется перехитрить деда,  и ушла, улыбаясь.

Папа тоже пришел и сказал: « Янка, тебе последнее предупреждение! Дед и так на нас с мамой ругается за то, что мы постоянно за тобой все убираем! Смотри сама, конечно, но дедушка  готов пойти на крайнюю меру!

- Папа, ну что это за такая крайняя мера? Я уже вся разволновалась…

- А ты сделай уборку по-честному, тогда и не будет ее, крайней меры. Имей в виду – дедуля очень злой.

Через пять минут вошел дедушка Толя: «Та-а-а-к, внучка… ну, покажи, как ты прибралась, все ли на  своих местах?»

Дед заглянул в коробку с игрушками, заметил, что там нет и половины кукол, машинок, кубиков и других зверюшек, и сказал:

- Сударыня, я сейчас выхожу на минут пятнадцать, а потом возвращаюсь с мусорным ведром. Все игрушки, которые будут не на своих местах, я выброшу. Раз они тебе не нужны, раз ты их не любишь, нечего им у тебя и делать! Поняла?

- Отстань, деда! Это моя комната и мои игрушки, я сама знаю, что с ними делать! – сорвалась на крик Янка. И сразу же пожалела, потому что дедушкино лицо стало по-настоящему сердитым, даже злым каким-то.

Она тихонько прошмыгнула в спальню родителей, сняла с вешалки папины ремни и спрятала их под кровать. Ремнем ее били только один раз в жизни, и ей даже не больно, кажется, было, но было очень стыдно и обидно. А бил ее папа за то, что она без спросу ушла со двора в гости к одной девочке из соседнего дома, а ее все искали, даже в милицию звонили. Папа тогда сказал: « Сама снимай штаны и ложись на кровать, бить буду. Выбирай: один раз больно или пять раз не больно!»

И Янка подумала и заказала пять раз не больно. С тех пор она ремня боится, потому что это какое-то стыдное наказание с голой попой.

Пока Янка прятала ремни, скакалку в прихожей и прутик от сломанной удочки на балконе, прошло дополнительное время, эти дедовы пятнадцать минут. Не успела Янка вернуться в комнату, следом за ней вошел дедушка с огромным мусорным ведром.

- Ну, все! Пора применять крайнюю меру! – сказал он.

Мама с папой боялись ему перечить, просто грустно стояли в дверях и наблюдали, как Янка плакала, хватала деда за руки, умоляла хотя бы Марусю оставить, а он никого не слушал, а спокойно лазил по полу,  заглядывая под стол и кровать, раздвигал шторы и складывал все-все игрушки в мусорное ведро.

- Деда! Не выбрасывай Марусю, она очень дорогая! Мне ее тетя Таня из Германии привезла.
Яна рыдала, попробовала даже ногами потопать, поваляться в истерике на полу… Ничего не помогло. С полным ведром игрушек дед вышел из квартиры…

С тех пор Янка сразу же после любой игры, даже, когда были гости, и игрушки разбрасывала не только одна она, собирала и бережно расставляла все на свои места, складывала аккуратно в коробку карандаши, а мозаику в маленький ящичек.

Мама рассказала Янке по секрету позже, что дедушка игрушки не выбросил, а подарил маленьким детям из соседнего подъезда. Он как-то случайно узнал, что в одной семье много детей, а совсем нет игрушек. Вот он им и подарил все. Это немного Янку успокоило. Но  все равно очень было жалко Марусю и мишку в спортивном костюме addidas…

***

- Боже! Какая девочка! Вот молодец!- хвалила мамина подруга  тетя Лена Янку. – Вот, посмотри, Андрей, - Яночка поиграла и сама все свои игрушки собирает! Не то, что ты…  Я прямо не знаю, как его приучить - у него та-а-а-кое в комнате твориться… - вздохнула тетя Лена и строго посмотрела на своего сына Андрея, который был в гостях у Яны в первый раз.

- Лена, могу поделиться опытом.- Ответила ей мама.- Горьким опытом, крайней мерой, так сказать.

- Андрей! Иди сюда!- позвала шепотом  гостя Янка. – Я тебе что-то ужасное расскажу! Знаешь что такое «крайняя мера»?

И дети вернулись секретничать в уютную комнату Янки, а мамы закрылись шептаться на кухне.
И Янка даже знала, о чем…

Остальные рассказы о Янке здесь:http://www.proza.ru/2009/10/10/447