Драмы не человечьи

Гордеев Роберт Алексеевич
               

       Так вот… Время от времени вокруг нас происходят драмы. Это - когда нечто привычное сразу и навсегда уходит из окружающего нас мира, а мы и не задумываемся над происходящим или уже произошедшем (хотя есть в этом что-то сходное с человеческой судьбой).
       Тот же счёт, как таковой - сам по себе – не сталкиваемся ли мы с ещё одной драмой жизни? С драмой, когда вдруг сразу и навсегда уходит нечто привычное, обиходное, с «драмой счёта». Счёты, "феликсы", "рейнметаллы", даже таблица умножения, даже клочок бумажки и огрызок карандаша! На очереди калькуляторы. Всё, всех сжирает компьютер...
       Была ведь «драма паровозов», когда на вершине достижений паровозной науки, все эти создания человеческих рук и мысли, живые и тёплые, кричавшие гудком, и зазывно певшие свистком, так шумно дышавшие и так красиво распускавшие усы, были списаны в утиль – у них, мол, КПД, оказался для нас слишком низким!
      А «драма линкоров», бездумно разрезанных нами на иголки!
      Наконец, «драма артиллерии», когда один наш самый верхний и ретивый руководитель, культурно стучавший каблуком по трибунам, решил, что только лишь ракета, одна и вовеки, обеспечит стране обороноспособность (вот оно, слово, в котором целых семь букв «о»)! Пушки-то, вишь, слишком уж железные, да и весят больно много... Нашлись, слава Богу, умные люди - остановили!
      А «драма чернильниц», под которой черта подведена совсем недавно! Ручки - «вечная», за ней во след шариковая, а потом гелиевая и прочие начисто вытеснили из жизни как простые «непроливайки», так и роскошные чернильные приборы. А какие удивительные бывали приборы! В них помимо чернильниц (естественно, с крышками!), бывало большое основание, на которое устанавливались эти чернильницы, и ещё - стаканы для ручек и для карандашей, очищалка для перьев, блокнот и прочее и прочее. И самое почётное место в середине прибора занимало пресс-папье! Всё это бывало из камня, из стекла прозрачного и такого; из яшмы, малахита, хрусталя, латуни, бронзы. С таким прибором так прекрасно сочетался, смотрелся какой-нибудь чугунный каслинского литья медведь или даже литой джигит на коне! А также высокие стоячие часы с медленным маятником за стеклом, раз в пол-часа отбивавшие после непродолжительного шипения глухие удары… И, тем более, стоит ли вспоминать о каком-нибудь писце с гусиным пером за ухом и двумя пузырьками на поясе – с чернилами и песком… «Драма» длилась несколько столетий. Но, ведь – произошла!   
     И, наконец, последняя драма, завершающаяся буквально на наших глазах, «драма традиционной фотографии».  Полтора века искусство воспроизведения окружающего мира на бумаге совершенствовалось всесторонне, технически и организационно. Общечеловеческое увлечение и забота, особая эстетика, вкусы, школы…
      Дяденька накрылся шалью, нельзя моргать, нельзя почесаться, «птичка вылетела», у папы аппарат «шесть на девять», а у дяди Аркаши «негативы на стекле»… «Лейки», «фотокоры», «ФЭД»ы, «зоркие», «старты», «комсомольцы»… Магазины фототоваров, проявители, фиксажи, виражи, увеличители, кюветы, лампы-вспышки, треноги, экспонометры, бумаги глянцевые и матовые, тонкие и картон (опять нет нужного формата!), очереди, дефициты, сроки годности (опять от вуали не избавиться!), красные фонари…
      Наконец, в последнее время - глобальные «Кодак», «Фуджи»: обработка плёнки и печать… Не помогло. Всё прахом! Традиционная фотография доживает последние дни, ей не победить цифровую. Но, пожалуй, это – тема для отдельного исследования.