Разрыв - трава

Владимир Мурашов
         (Э. Кочергин с комментариями)      
   
     «Матушка моя после отсидки по 58-й статье была второй год без работы. Голод не тетка, и мне, загнанному в угол, пришлось вспомнить недавнюю мою биографию. Люди хорошие порекомендовали меня знаменитому питерскому уркагану в качестве пацана-затырщика — помощника, принимающего краденое. Рекомендатели велели мне явиться поутру в двухэтажный старый домишко, находящийся во дворе частично разбитого снарядом дома в конце Железноводской улицы. Постучавшись в левую дверь первого этажа, спросить Анюту. Если женский голос отзовется вопросом: «Какую?», — произнести пароль: «Непорочную».
     Утром одного октябрьского дня я все это и проделал. На пароль открыла мне дверь совсем молодая, невысокая миловидная тетенька. Узнав, что я шкет с Петроградской стороны, от Шурки — Вечной Каурки, впустила в хавиру.
     Жилище, в которое я попал, показалось мне чудным — не похожим на питерские квартиры. Чем-то она мне напомнила бывший монастырь в Эстонии, превращенный в детский колонтай, где я отсидел полтора года до Питера. И чем еще отличалась эта неожиданная обиталовка от виденных мною жилищ — это абсолютной, медицинской чистотой.
     Анюта, оставив меня в сенях, через минуту вошла с сильно худым, поношенным жизнью человеком небольшого роста, с длиннющими руками и вытянутой по вертикали, остриженной ежиком головой. Старик внимательно обшарил меня своими впалыми гляделами, затем спросил, сколько лет я был за пазухой у Лаврентия, чем кормился, сколько раз украшал исправиловки. После анкетного допроса велел раздеться в сенях и пройти на кухню.
     Я разделся и двинул за хозяевами через так называемую залу.
     По центру правой стены в темной раме находилась семейная фотолетопись Анютиных предков. Выделялась старинная фотография дядьки в финской зимней шапке, с винтовкой в руках и Георгиевским крестом на груди. Как потом выяснилось, это был дед Анюты, в русско-турецкую войну он служил снайпером в финском отряде. В правом углу гостиной висел образ нашей северной Тихвинской Божьей Матери, любимой иконы перекрещенных в петровские времена чухонцев.
      После моих колонтайских нар, после усатых портретов в казенных домах и милицейских дежурках, после шишкинских мишек в бесчисленных вокзальных буфетах хавира марухи воспринималась мною невидалью из прошлых миров.
     За чаем меня подробно проинструктировали о моих нехитрых, но важных обязанностях и велели через два дня, в субботу, быть у них в доме после семи вечера. В субботу же я и прикатил с подарком для вора — капустными пирожками от Шурки с Петроградской стороны. После ужина — трески с картошкой и травяного чая — мне постелили в сенях на большом финском сундуке.
     Утром я проснулся от сильного кашля за перегородкой. Кашлял старик, кашель был знакомый по колонтаю — легочный. Беспокойный голос Анюты убеждал Василича поберечься, не ездить на толкучку — холодно, сыро, да с его легкими опасно. В ответ Василич прохрипел: «Последний заход, Анюта, и баста, с работенкой надо попрощаться. Буди малька, пора двигать». Вот оно, значит, что — я буду затырщиком в его последнем заходе.
     Анюта подняла меня словами: «Вставай, пойка, пора на работу». Завтракали молча молочной тюрей, хлебом, салом и травяным чаем для смягчения легких. Потом Анюта, показав пальцем на сидор Василича, велела мне каждый час поить его из завернутого котелка травяным варевом, чтобы не кашлял. И, пожелав в сенях Бога навстречу, открыла дверь.
     Мы по 17-й линии вышли на Средний проспект недалеко от трамвайного парка, сели в вышедший из него трамвай № 1 и двинулись к цели.
     В остывшем вагоне трамвая стало теплее от заполнившего его сонного люда в перешитых из армейских шинелей коротких пальтишках, куртках из «чертовой кожи» и многочисленных ватниках, типичной форме одежды послевоенного человечества. Многие спали стоя, покачиваясь вместе с трамваем, прицепившись своими руками-пассатижами к свисающим на брезентовых ремнях поручням. Мы со Степаном Василичем были, как все.
     Вышли на Балтийском вокзале и по набережной Обводного канала двинулись в сторону проспекта Сталина, и далее к Лиговке. К барахолке подошли с обратной стороны в начале седьмого, еще было темно. Мастер хорошо знал эти места барахолки. Малозаметный торговый рундук ловко стоял посреди ларей и сараюшек. Он идеально подходил для наших «подвигов». В нем еще оставались две скамейки-полки, на которых можно было, подогнув ноги, прилечь.
     Первое, что я сотворил по завету Анюты, — достал из мешка алюминиевую кружку и котелок, завернутый в ватник, и налил из него лечебное варево. После чухонского чая и куска хлеба с салом вор достал из сидора потертое пальтишко, длинный бурый шарф и поношенную кепаруху и, надев все это, превратился в обыкновенного кыр-пыровца из толпы. Чтобы не выскальзывали кошельки и бумажники, насыпал в карманы пальто канифоли. Вскоре со стороны сараев пришли «стушевщики» — два абсолютно безликих пацана, нанятых стырщиком для прикрытия. После короткого сговора артель двинулась на работу. Первым на толкучку ушел старый щипач, за ним пацан правой руки, а затем — левый пацан. Что старик — гениальный стырщик-виртуоз, я понял буквально через час.
     В мою затырную задачу входила обработка и сортировка всего, что брал уркаган и приносили помоганцы-стушевщики. Необходимо было деньги и всё ценное складывать в отдельный мешок, а упаковку (сумочки, и всё прочее) в другой. Пацаны поочередно каждые десять—пятнадцать минут вытряхивали мне из своих бушлатов добытые воровским талантом бумажники, кошельки, сумочки, часы, цепочки и так далее. Я не успевал обрабатывать такое количество добра.
     Через час с небольшим старик пришел сам. Работать дальше было опасно. На барахолке началась паника. Необходимо было «лечь на дно». Он скинул с себя пальтишко, развернул ватник с горячим котелком, быстро надел его на себя и, схватив флягу своими грабками и заметно отпил из нее Анютиной жидкости. Пацанов, стоявших на атасе, через полчаса отправил на Варшавский вокзал с заданием оставить сидор с уликами — пустыми кошельками и документами — в зале ожидания, поближе к линейной службе, и принести кипятку. После перекуса прилег на скамью, велев мне торчать на стреме, и заснул.
     Второй акт был короче и стремительнее. Стушевщики, вернувшиеся с Варшавского, велели мне собрать шмотки и быть готовым к отвалу. Минут через десять снова прибежавший правый стушевщик сказал, что старик свалил с майдана и будет ждать меня на остановке трамвая у Балтийского вокзала. У него приступ кашля. На канал я должен выйти в обход толкучки, там они меня встретят и будут сопровождать до трамвая. До старика я добрался благополучно, только ноги одеревенели от наступившего холода.
     Ехали на свой остров вместе, молча. Старик здорово утомился, несмотря на талант и опыт: работенка у него была не из легких. К углу Малого и 17-й линии подъехали затемно и двинулись по ней на свой Голодай. Где-то у пятого от угла дома из подворотни вынырнула четверка жиганов, остановила нас и велела угостить куревом. «Не курю — прикурить даю», — прохрипел осипшим голосом вор. «Не шипи, дай грошей, дед, прикурим сами», — приказал ближайший жиган и шагнул на стырщика с ножом в руке. И вдруг упал навзничь, с лицом, залитым кровью. Трое остальных оцепенели от неожиданности. «Что, вшиварь, от козырного деда прикур на житуху получил? Крещеного Крестами не трогать, сучьи потрохи, — потушим всех». Пацанва, поняв, на кого напала, смылась с глаз долой, оставив своего первача на панели.
     — Малек поторопился, — просипел старик уставшим голосом, — не знал, что воров в законе нельзя обижать. Хана всем, коли заденут. Но ничего, я его ненадолго отключил. Скоро придет в себя. Следок малый останется, зато будет помнить законы жизни.
     Старик свалил парня воровским приемом, который называется «локоть» (одновременный удар локтем в сердце, а кулаком в висок), и полоснул лезвием-«распиской», приклеенным слюною между пальцами.
     — А все-таки почуяли шакалы добычу, — сказал он как бы для себя уже на Голодае.
     — Ну, как пробежались? — встретила нас радостно Анюта.
     В доме было тепло, пахло щами. В сенях старик снял с моих плеч брезентовый сидор и протянул его марухе со словами:
     — Возьми, Анюта, последнюю дань фраеров вору. Половину брал у маклаков. Попрощался с работенкой. А воды-то в таз налей, устали грабки, смочить их надо, легче станет, да и привык.
     Анюта принесла из кухни шайку с горячей водой и поставила в сенях на сундук. Вор сел на табурет и опустил свои знаменитые руки в воду. Пока Анюта возилась у плиты и накрывала на стол, Степан Василич исполнял древний ритуал карманников.
     Мне, по моему незнанию, казалось, что старик, опустив руки в воду, смывал заработанные на барахолке грехи, или, выражаясь по-церковному, очищался от грехов, отдавая их воде. Я думал, что выражение «концы в воду» связано с отмачиванием рук щипачами после их стырных подвигов. На самом же деле делалось это для того, чтобы кожа на грабках становилась более чувствительной. Хороший карманник с отнеженными в воде руками через материал одежды определяет наличие в карманах денег. Грубыми, нечувствительными руками их не нащупать. Понятно, почему урки в тюрьмах не работают, — они берегут свои руки, инструмент для добычи хлеба насущного. А ежели говорить про Степана Василича, то природа, сотворив из него вора, подарила ему потрясающие механизмы этого древнего ремесла — руки карманного артиста. Во-первых, они были явно длиннее, чем у всех обыденных человеков. Во-вторых, кисти рук, тоже изящно-длинные, с неправдоподобно тонкими и плоскими фалангами, заканчивались нежно-розовыми сплюснутыми подушечками. С такими инструментами ему сам Бог велел уркаганить.
     Ужинали забеленными богатыми щами из глубоких глиняных чухонских мисок. Сразу после еды Василич, посмотрев на меня, ослабевшего от еды помоганца, сказал хозяйке:
     — Уходился затырщик наш, скорей стели ему, Анюта, не то он на столе уснет.
     Спал я на том же сундуке в сенях. Ночью проснулся незнамо почему и стал невольным свидетелем любовного разговора, который запомнил на всю жизнь. За перегородкой в хозяйской клети старый больной вор своим хриплым голосом говорил молодой подруге:
     — Не знаю, как тебе, Анюта, а мне подфартило к концу житухи. Наградила она меня тобою, покрыла твоей добротой. Правда, уже не тот я стал работничек по всяким действиям, как раньше.
     — Степушка, татик ты мой севериновый, перкуша ненаглядная, — ласкала Анюта своего старого вора, ловко мешая русский язык с родным чухонским. — Лунь-пойка мой любимый, достаешь ты меня так, что и молодому не снилось.
     — Анюта-Нюта, ебава ты моя последняя, я хочу, чтобы твои ласковые руки омыли меня после моей чахоточной смерти…
     Наутро из-за Смоленки пришел маклак Юрок-татарин, ему после стопаря водки Анюта вынесла мой сидор со всеми ценностями, которые можно было сбыть. Я уехал с Голодая одаренный. Шурке, моей рекомендательнице, вез гостинец от Анюты Непорочной — чухонский рыбный пирог.
     — Они на тебя глаз положили, — сказала Шурка, принимая подарок.
     Еще несколько раз довелось мне быть у Анюты на Голодае с посылками от наших Петроградских островов. Вор угасал с каждою неделею. Анюта жаловалась мне — Степушка отказывается от молока и сметаны голодайских коров, обзывая еду баландой, пьет только чай. В начале декабря он так ослаб, что Нюта стала его кормить, как младенца, с ложки.
     Умер он в ночь с 18 на 19 декабря знаменитого 1953 года, на руках у Анюты. Маруха выполнила заказ-мечту старого уркагана — омыла при свечах его отощавшее тело своими мягкими, ласковыми руками, сопровождая прощальные действия старинной финской колыбельной на своем чухонском наречии.
     Хоронили его декабрьским понедельником на Смоленском кладбище, недалеко от реки Смоленки. В последний путь провожала вся верхушка воровской цивилизации островного города, платившая последние болезненные годы Степану Васильевичу пенсию из общака.
     Поминальная трапеза памяти великого вора проходила в главной зале Анютиной малины. Стол-верстак накрыт был по старым правилам русской тризны — селедка, блины, кутья, компот и тому подобное, как полагается, с чухонской добавкой — ржаным пирогом, начиненным гречей и рыбой, который почему-то ни один пахан не попробовал. Ели его только Анюта и Моня, старый скрипач с Сазоновской улицы, которого она пригласила на тризну. Моня Декабрист, как его окрестили образованные. Фамилия Мони была похожа на фамилию одного из декабристов — не то Раевский, не то Одоевский, отсюда его кликуха. Выпив несколько поминальных рюмок за воровского маэстро, Моня всю ночь за перегородкой пилил на скрипке своего печального Мендельсона вперемежку с одесскими воровскими мелодиями.
     За окнами домишки, где питерские воры в законе поминали своего легендарного кента, стояла полярная ночь и мертвая тишина. Под утро, к четырем часам, от натопленной печи в хавире стало жарко. Анюта открыла окно кухни, выходившее на кладбище. Где-то в половине пятого в районе Уральского моста залаяли собаки. 
     В такую пору остров жаловали колеса только ментовские. Собаки сделали свое дело. Буквально через полторы минуты поминальщики спустились через кухонное окно на лютеранское кладбище. Перейдя по льду реку Смоленку, через православное кладбище воры вышли на Малый проспект Васильевского острова и исчезли с ветром в островных улицах и линиях.
     Собаки, не переставая лаять, сопровождали милицейские машины, поднимая местных обитателей с постелей. Проехав полторы трамвайные остановки, фараонские колеса остановились за квартал от воровского дома, у прохода на Сазоновскую улицу, где можно было дворами пройти к воровской малине, и стали оцеплять всю прилегающую местность. Но было поздно — в домишке остались только Анюта и пьяненький Моня.
     После окрестные соседи, наблюдавшие все это зрелище, рассказывали, что, когда Анюту вели из дома к машине, местные беспризорные собаки во главе с Бармалеем пытаясь отбить свою землячку. Произошло целое сражение, и легавым пришлось омокрушиться — застрелить вожака Бармалея.
     Последние слова, произнесенные Анютою при запихивании ее в воронок, были:
     — Сатана-перкеле, фараоны проклятые, собак-то за что, кураты мокрушные!
     С отсиделок Анюта не вернулась.»
                (Кочергин Э. Анюта Непорочная)

     Эдуард Кочергин оказался свидетелем омовения рук, «древнего ритуала карманников». Оказалось, что это не ритуал, а ежедневная процедура поддержания чувствительности рук.
     Представители криминальных профессий всегда практики, и мало доверяют магическим свойствам предметов.
     Может быть поэтому в обширной литературе, посвященной свойствам камней, по крайней мере в русской литературе, отсутствует упоминание о камнях, сопутствующих воровской удаче.
     В то же время, согласно народным поверьям, существует растение, которое может помочь вору и разбойнику. Оно способно разрушить любой металл, открывает замки и позволяет проникнуть внутрь любых помещений. Это легендарная разрыв – трава.    
     «На разрыв-траве цветок - бегучий огонек. Поймай его – и все тебе затворы открыты. Воровской это цветок.» (Каменный цветок. ПП Бажов)
     Есть сведения о том, что в XIX веке и ранее представители воровского сообщества верили в  реальность существования разрыв – травы, в то, что с помощью этого растения можно снять кандалы и открыть хранилища.
     Легенды рассказывали также о том, что народный заступник, он же вор и разбойник Степан Разин хорошо знал секреты этой травы и с её помощью закрыл от посторонних свои многочисленные клады.  И теперь, чтобы их найти, необходимо обладать разрыв - травой.
     Отыскать разрыв – траву чрезвычайно сложно, ибо она, как и цветок папоротника, постоянно ускользает из виду. По поверьям растение это встречается крайне редко и помочь в поисках могут только знахари с помощью своей магии. Однако некоторые животные обладают способностью найти это растение.
     Зная это,  люди пускались на хитрости.
     Согласно легенды, один молодой человек, участник пугачевских событий, был закован вцепи и ожидал исполнения смертного приговора. Спасти мог только побег.
     Его возлюбленная отличалась умом и смелостью. Она отыскала орлиное гнездо и,  дождавшись, когда взрослые птицы улетят, посадила птенцов в большой кованый сундук. Закрыла его на замки и запоры, а сама спряталась.
     Вернулась орлица и услышав крики детей, пришла в смятение. Бросалась грудью на сундук и била запоры грудью.
     Прилетел муж. Он призвал птенцов к спокойствию.
     В поведении орла не было ни отчаяния ни спешки. Передохнув, он куда-то убыл, а затем вернулся вновь с пучком травы. Орел сбросил её на сундук и сразу рассыпались все замки и запоры.
     После чего птицы навсегда покинули это место.
     Девица собрала  остатки травы и сделала как было ей задумано. Темница была открыта, кандалы сняты, а узник спасён.

     Разрыв – трава существует в реальности. Её второе название – «камнеломки» – Saxifraga – ломающие камни (лат). Камнеломок насчитывается до 350 видов и растут они в холодном поясе Северного полушария .  Их нелегкая жизнь проходит в трещинах скал и они оказываются сильнее камней, за что получили название. Эти растения освоили Арктику и встречаются на самых северных островах Ледовитого океана в том числе на Северной Земле и Земле Франца – Иосифа.
     Камнеломка супротивнолистная характерна ранним цветением сразу из-под снега.
     Камнеломка звездчатая привлекает насекомых яркими медовыми метками на лепестках.
     Камнеломка поникающая имеет всего один цветок часто без семян, размножается луковичками.
     Есть камнеломки болотная, точечная, снежная.
     В отличие от легендарной разрыв – травы камнеломки не прячутся, а привлекают внимание яркими мелкими цветками.