Алчность

Сергей Гор
Не из зависти к великим, а из любви к сжатому, понятному, краткому изложению мысли искал я одно слово.  Как в свое время Карамзин, попытался  этим одним словом охарактеризовать ситуацию в России. Думаю, это слово - Алчность! Она правит сегодня в нашей стране. Люди потеряли чувство меры, да и все остальные чувства притупились в постоянном желании урвать. Когда  человеком овладевает алчность он перестает понимать, сколько ему надо для достойной человеческой жизни.
К этому пониманию начинают приходить, увы, поздно. Поздно понимают, что оказывается, не так уж и много нужно для счастья. Здоровье, любовь, весенние сосульки, летний ливень, осенний листопад, хруст снега под ногами ни за какие деньги не купишь, ибо Богу деньги без надобности.

Как аукнется, так и откликнется!
                Кто может - грабит, кто не может – ворует. (Д.И. Фонвизин)
 
В одной из телевизионных передач миловидная ведущая, после поздравления с Днём пожилого человека ляпнула вдруг: «Проблема в России усугубляется старением населения. Сможет ли молодое поколение прокормить стариков?»
Должно быть, молодая цветущая мадам полагает, что здоровье и молодость само собой разумеющееся и непреходящее свойство, а старость и болезни как бы сами по себе, некая посторонняя ипостась и неразумное явление природы. Увы, нет. В этом мире все разумно и гармонично. Не пожелал бы я той ведущей эти же слова услышать лет этак через 20.  Услышать, что она одним только своим присутствием на этой грешной земле усугубляет ситуацию в стране, а молодёжь, и её дети в том числе, выбиваются из последних сил, чтобы прокормить такую как она и ей подобных.

Родители растят своих детей, помогают им получить образование, дают возможность встать молодым на ноги. То есть, обувают, одевают, кормят, ухаживают за ними в случае болезни, по мере своих сил и возможностей помогают в начале самостоятельной жизни, а во многих случаях не оставляют своей заботой до конца дней своих. Отчего же молодым не ответить тем же, уже постаревшим, беззащитным старикам - своим самым близким людям?
Наша жизнь – это жесткая цепочка закономерностей. Выдерни одно звено и как бисер рассыпается  всё остальное. На Руси испокон веков было принято уважать старость. Слова молодой телеведущей не оговорка, а результат отношения властей всех уровней к духовным и нравственным традициям страны с именем Россия. Бросили старших на произвол судьбы, а старшие без зазрения совести бросают своих детей.  Есть дети, которые ждут не дождутся смерти своих родителей, дабы получить в наследство квартиру и есть родители, для которых дети не в радость. Крепкий в прошлом элемент общества – семья сломан. Дети нынешних родителей, своим безразличием к папам и мамам даже не подозревают, какую мину закладывают под свою собственную старость. Ведь неуважение к старшим воспринимается уже их детьми как норма, становится традицией, а традиция наверняка коснется и тех, кто её заложил. Не зря же сказано, что к близкому надо относиться как к самому себе. Воруя у стариков  достоинство в последние их годы жизни, мы грабим свое собственное будущее!

Как нельзя
                Если это история, я предпочитаю о ней читать,
                а не участвовать в ней. (Эдит Пиаф)
Лучше, конечно, лежа на диване обо всем этом читать, но большинству из нас пришлось не только наблюдать всё это, но и во всём этом участвовать. Без каждого из нас история не может быть полной.
Еще со времен горбачевской перестройки, с момента появления талонов на все и вся, надежда на спокойную и достойную старость у пожилых людей рухнула. Миф о неиссякаемых закромах родины рассеялся как дым.

С начала 90-х и старта ельцинских реформ жизнь пенсионеров превратилась в выживание. То на выплату пенсий не было денег вовсе, то выдумывались графики выдачи, в то время как деньги прокручивались в банках чиновниками, а пенсионеры рылись в мусорных контейнерах возле рынков в поисках чего-нибудь съестного. Свидетельствую, что так и было и это позорная страница нашей истории, какими бы умными фразами реформаторы не прикрывали этот позор. Если уж писать историю, то такой, какая она есть и не ждать пока пройдет время для оценки событий. Да, «большое видится издалека», но теряются детали, время стирает ощущения. Мы помним, что зуб удалять больно, но вряд ли вспомним, как по пути к зубоврачебному кабинету тряслись коленки, как от никеля инструмента холодело внутри, как пальцы с силой впивались в подлокотники кресла, как с хрустом входили клещи в десну, как слезы непроизвольно катились по щекам, когда зуб отрывался от мякоти. Это ощущения из детства, когда наркоз был редкостью, но так было и можно сравнить как стало.

Это и есть история. По некоторым данным современная Россия теряет в год по миллиону человек. Молодые, трудоспособные граждане, люди детородного возраста гибнут в катастрофах, умирают от алкоголя, наркотиков, суицида. Просто так и без всякой причины ничего подобного быть не может, потому как противоестественно.

Должен ли я уважать водителя автобуса, машиниста поезда, капитана корабля  или пилота авиалайнера, если по вине его произошла авария. Любой здравомыслящий человек,  и я не исключение из правил, ответит на это, что уважать не должен. Мало того имеет полное право подать на виновника в суд и судья обязательно накажет виновного. Не земной, так небесный, но безнаказанно это с рук никому не сойдет. Ни один из кремлёвских рулевых за непродуманные действия и непросчитанные решения не понёс никакого земного наказания. Иных, конечно, уже нет, а те далече, но провальные шаги в управлении страной должны быть осуждены и обязаны стать предметом изучения истории в разделе «как нельзя управлять государством».

Шли к рынку, а пришли к базару.
                Автор «Истории государства российского»
                Николай Михайлович Карамзин,
                когда его попросили кратко
                охарактеризовать ситуацию в России,
                ответил одним словом: «Воруют».
                Говорят Екатерина II ответсвовала на это:
                «Хорошо, значит, есть что воровать».
Похоже, с принципами XVIII века, а вернее с его беспринципностью и падением нравов смирилось и нынешнее руководство России.
Не надо быть экономистом, чтобы понять кремлевскую кухню периода реформ. Любой выпускник со школьным аттестатом зрелости подтвердит, что если на бутылку водки скидывались трое, а половину, то есть 250 грамм выпил один, то его собутыльникам те же 250 грамм придется разделить на двоих, то есть по 125 грамм на душу населения.
Если условно все, что имелось в бывшем СССР, грубо представить в виде одного огромного мешка с деньгами, а потом, даже не напрягая фантазию, вспомнить, как девяносто процентов его содержимого досталось избранным, а оставшиеся крохи по недогляду (недоразумению, укорам совести, стечению обстоятельств, боязни бунта?) девяноста процентам населения  страны, то это и будет модель ельцинско-чубайсовских  реформ. Со всеми минусами горбачёвской перестройки в придачу.

Сверху, возможно, видится другая картина, но стоя двумя ногами на земле, в здравом уме и твердой памяти могу без обиняков сказать, что отсюда просматривался именно такой сценарий перехода от плановой экономики к нашей доморощенной рыночной.
Перешли и что дальше? А дальше новые собственники, понимая или интуитивно предчувствуя, что их внезапное обогащение может не понравиться облапошенным приватизацией народным  массам, а, возможно, не найдет понимания и в неких компетентных инстанциях, засуетились. То есть, вопрос: «куда подевалась социалистическая, а стало быть, общенародная собственность?» - могут задать конкретно каждому из новоиспеченных «рокфеллеров». А что можно на этот вопрос ответить, если на ниве трудовых свершений ни один из новых хозяев жизни замечен никогда не был? Как объяснить происхождение богатств, если всю свою сознательную жизнь и близко не был на сколь-нибудь заметных позициях трудового фронта? В волшебную палочку и удачу Али Бабы вряд ли кто-нибудь поверит. Стало быть, богатства надо срочно прятать подальше от людских глаз. Разумеется глаз своих соотечественников. И потекли денежные реки вспять или за бугор, откуда раньше текли в обратном направлении.

Поскольку не в традиции русского человека доводить до полной нищеты своего собрата, теперь у этих новых, но не русских,  кроме проклятия соотечественников, есть яхты, виллы, футбольные и баскетбольные клубы. Все это, без всякого исключения, из поколения в поколение будет переходить их наследникам. И это справедливо. Тут не получится добро оставить для себя, а зло отдать другим.
Итак, на отечественном поле теперь те, у кого ничего нет и те, у кого есть все, но его как бы тоже нет. Сейчас уже речь не только о тех, кто свои сокровища вывез за границу, но и о тех, кто в поте лица своего на разных крупных и не очень должностях по каплям  доил народ, чтобы на виду у этого самого народа возвести особнячки и приобрести престижные иномарки, но на чужое, разумеется, имя. То есть обычному, рядовому гражданину, представителю «простого народа», как до сих пор любят называть полноправных граждан РФ чиновники и политики, приходится иметь дело с людьми, которые с виду нищие, но на самом деле сказочно богатые. Ошибочно думать, что люди, пусть они и простые, настолько глупы, что этого не видят. 

Представьте себе нового хозяина, который звонит из своих угодий, скажем, в Испании на своё российское предприятие и объясняет работягам, что у него нет денег на зарплату для них.  До бунта, будем надеяться, дело не дойдет, поскольку менять одних жуликов на других никакого резона нет, но и про разговоры о повышении качества продукции и производительности труда на таком предприятии можно забыть.

Хуже того, у людей теряется вера в завтра. Кому и когда из советских людей приходило в голову следить за курсом доллара? Честные люди, а таковых было и осталось, будем надеяться, большинство, подрабатывали, экономили, откладывая деньги на исполнение своей мечты.
Мечта это уже уверенность в том, что завтрашний день обязательно настанет. Сегодня многие живут с единственной мечтой прожить бы день нынешний. Многие и эту веру потеряли, ищут спасение в алкоголе – в иллюзии, хоть и временного, сомнительного, но счастья. Нынешний экономический расклад противоположен советскому, но с тем же комичным результатом: одна сторона делает вид, что платит, другая делает вид, что работает. Вот и весь рынок, вот и все напрасные потуги вывести страну в ряд цивилизованных, гармонично развивающихся государств.

Ни один из нынешних олигархов, без поддержки (или давления) государства не сделает ни одного лишнего движения для реструктуризации экономики. Будут завтра инновационные технологии приносить такую же быструю прибыль как торговля газом, нефтью или спиртным, тут же потекут сюда и частные инвестиции. А если нет, то государству вновь, вместо социальной сферы, придется вкладывать деньги в эти направления, без гарантии, что завтра какой-нибудь умник  не надумает очередной передел собственности, под любым благовидным предлогом. Поскольку  государство было в свое время объявили управленцем неэффективным, а теперь сам себя дискредитировал и частный собственник, то надо будет придумывать нового управляющего. Или не придумывать, а отдать под управление настоящему хозяйственнику или истинному хозяину, т.е. коллективу предприятия.

Никогда и никому в мире ворованные деньги не приносили счастья, и в будущем никогда и никому не принесут. А их воровали при переделе собственности, воруют, не выплачивая или недоплачивая зарплаты, получая взятки, бонусы... Кроме личной обузы для отдельно взятого «получателя», для  любого государства и его народа такие сомнительные средства служат оковами в продвижении к цивилизации, гражданскому согласию и развитию экономики. Российских купцов и промышленников позапрошлого века ангелами не назовешь. Покупали пароходы, кареты, строили особняки, но заработанные деньги тратили у себя в стране, а украденное нынешними капиталистами, понятное дело, лучше тратить подальше от обездоленной страны.

Существенным тормозом в становление рынка можно смело назвать и отсутствие конкуренции. Здесь монополистами становятся по протекции или благодаря родственным связям, опять же взяткам и афилированным структурам. Чиновник (или его близкие), пристроенный в различные частные фирмы, на самые различные должности сам с собой конкурировать, понятное дело, не станет. А потому цена на услугу в такой фирме подозрительно большая.

Одна моя хорошая знакомая приступила недавно к процессу приватизации квартиры. В БТИ, куда она обратилась, ей огласили расценки за услуги. Немедленное получение справки от этой уважаемой конторы стоит 20 тысяч рублей.  Если клиент согласен подождать две недели, то ему придется выложить 10 тысяч, а если человеку не к спеху, то месячное ожидание справки БТИ обойдется ему в 5 тысяч рублей. Моя знакомая никуда не спешила, ведь до марта 2010 еще достаточно времени и согласилась на месячное ожидание. Примерно недели через две, предварительно, правда, позвонив, в квартиру пришла девушка. Буквально в считанные минуты она окинула взглядом двухкомнатные хоромы моей знакомой и ушла. Ровно через месяц справка была готова. Хозяйка квартиры, женщина не молодая, крайне удивилась тому, что за такую «работу» с неё взяли больше месячного прожиточного минимума по стране. Называется это «бесплатной приватизацией» и это еще не все деньги, которые бедной женщине придется отдать за непосильный труд работников «бумажного фронта». Вот с такой липовой экономикой, мы будем изводить тонны бумаг, но нам никогда не поднять уровень жизни большинства граждан, который впрямую зависит от выпуска конкретного продукта.

Руководитель одного из учреждений города рассказывал о своей поездке за границу. В одной из европейских стран он познакомился с мэром города с 50-тысячным населением. Зашли в кафе выпить по чашке кофе. В беседе выяснилось, что официантка кафе поручает зарплату на половину меньшую зарплаты главы городской администрации, а вся администрация умещается в одноэтажном домике и состоит из шести(!) сотрудников. Трое из их числа работают в архитектурном отделе. У них, видите ли, за фонтаны отвечает один, разрешение на застройку, согласно генерального плана дает другой, третий следит, как у нас говорят за благоустройством. И ведь что интересно, и фонтаны работают, и газоны подстрижены, и дороги ровные, и фасады необшарпанные, и все остальное в полном порядке. У нас в таком же примерно городе управленцев человек триста, зарплата мэра (без премий и прочих накруток) как минимум в 10 раз выше средней по  городу, а порядка никакого. Подобных этому примеров нашего экономического чуда ни счесть и они как нельзя нагляднее рисуют картину второй волны ограбления людей, но уже беспринципной чиновничьей братией. А это яркое свидетельство того, что и без труда можно достать рыбку из пруда, причем не простую, а золотую.
Рацион узников
                В следующем году российские пенсионеры
                уже не будут получать суммы ниже прожиточного минимума.
                Президент РФ Д.А. Медведев.
Дожили, называется. Стоило ли по непроходимым чащам и болотам прокладывать нефте- и газопроводы, тянуть линии элекропередач, строить заводы, жильё и прочее, и прочее, на что ушли лучшие годы жизни только для того, чтобы всё задаром потом ушло в частные руки, приносило баснословные прибыли новым хозяевам жизни, а для творцов всего этого определили «прожиточный минимум»? Даже трудно сосчитать, в какой уже раз государство обмануло свой народ.

Молодое поколение, видя положение стариков, понимает, что доверять своё будущее благополучие и государственным и тем более частным пенсионным фондам чревато, поэтому вкладывают деньги в свое настоящее, в недвижимость, в турпоездки, в свои собственные золото-валютные резервы. Скрывают доходы, а стало быть, и отчисления в ПФ не из нелюбви к старикам, а скорее от недоверия к властям.

Старшее поколение большую часть своего активного бытия жило в преддверии обещанного светлого будущего. И вот это будущее наступило.
Продуктовый набор, которым нынче довольствуется большинство российских пенсионеров, боюсь, мало отличается от рациона узников лагерей и тюрем.
Женщина, с которой я беседовал о приватизации квартиры, получает пенсию около пяти тысяч рублей. Почти половину из этих денег уходит на оплату за электричество, телефон, коммунальные услуги. Можно, конечно, все это отключить, тогда какое же будет это светлое будущее? Совсем беспросветное будет. Еще надо купить необходимые лекарства на тысячу с небольшим. На все оставшееся деньги, а это порядка полутора тысяч, женщине предстоит прожить месяц. Может быть, среди власть имущих найдется доброволец, который сможет самостоятельно при таком рационе ходить по магазинам в поисках самых дешевых продуктов и который будет из этих продуктов готовить еду, стоя у плиты?  Думается, таких смельчаков, особенно среди тех, кто больше всего на словах печется о благополучии стариков днем с огнём не сыскать. Даже не встающему с постели человеку, не хватит полученных от скудного пайка калорий  для сносной жизнедеятельности.

Кстати о калориях. В бывшем эсэсэсэровском социуме о прожиточном минимуме и слыхом не слыхивали. Хорошо это или плохо? Хорошо, ведь умирающих с голоду, как это случалось в недалеком прошлом да и сейчас случается, не было. Нищих, от которых нынче спасу нет, тоже не водилось. Не нужен, значит, был этот минимум, зато была разработана и принята научно обоснованная система рационального питания, которая учитывала потребность организма человека в жизненно необходимых компонентах. Структура питания формировалась из потребности организма в жирах, белках, углеводах, минеральных солях, витаминах.

Советские диетологи в зависимости от региона проживания человека (юг, север, средняя полоса), возраста, пола и условий труда четко рассчитывали необходимое количество калорий в сутки. Кроме того, никакого труда не составляло полистать книгу по кулинарии и никакой тайной не являлось содержание калорий в различных продуктах питания.
Так для составления собственного рациона питания диетологи предупреждали, что дают средние цифры и рекомендуют учитывать индивидуальность конкретного человека. Им и в голову не приходило, что в будущем время внесет в эти рекомендации существеннейшие поправки. Кто сегодня станет слушать об индивидуальности  гражданина, о жизненно необходимой норме питания человека, его конституции, когда на самом верхнем верху придуман прожиточный минимум? Вот и добирают недостаток калорий пенсионеры на своих дачных сотках. А этот самый прожиточный минимум касается не только питания, но и затрат на вещи, лекарства, коммунальные и другие услуги. Почему-то хочется пожелать, чтобы на деньги, которые заложены в этом минимуме, хоть немного  пожили те, кто его придумал и рассчитал. Так, для ознакомления с ситуацией.