4. 62. встреча на высоком уровне

Михаил Кивенсон
          

    Впервые я встретился с Валентином Александровичем Александровым, когда он был начальником редукторного цеха ЖдановТЯЖМАШа. Мы смонтировали в этом цехе наш испытательный стенд, который позволял испытывать крупные зубчатые редукторы, изготовляемые заводом, под расчетной нагрузкой, чего никогда раньше сделать не удавалось.
    И вот после пробного нагружения редуктор поплыл, деформировался. Конструкторам пришлось принимать срочные меры по ужесточению корпуса. Это задерживало отправку редуктора заказчику.  И Александров не выдержал:
    - Это все из-за вас! – полушутя, полусерьезно кричал он. – Вас, наверное, американские империалисты заслали сюда, чтобы вы сорвали выполнение плана редукторным цехом!
    И уже совершенно серьезно: - Если бы не вы, я бы давно этот редуктор сдал и директор целовал бы меня в жопу!
    А что будет с редуктором у заказчика, это ему до лампочки!
    Лет через восемь, в течение которых он постоянно рос на своем заводе, его назначили главным инженером на Ново-Краматорский машзавод. В это время мы разрабатывали устройство для притирки зубчатых колес и я включил Александрова в состав авторов двух заявок на изобретения в расчете на то, что он поможет нам внедрить их на заводе. Авторские свидетельства он получил, но пальцем о палец не ударил, чтобы помочь.
    А еще через несколько лет он стал заместителем министра тяжелого и транспортного машиностроения СССР.
    Однажды я поехал в Москву добывать тормоза для наших стендов – доверить эту работу снабженцам я не мог, так как тормоза эти были фондируемыми, дефицитными. Один человек в Министерстве – заместитель начальника Главного управления материально-технического снабжения Брейтер мог их достать, но нужно было, чтобы он захотел меня выслушать и загорелся желанием доставать. И я пошел к Александрову: все-таки он был земляком, соавтором изобретений.
    Зашел к нему с трудом: секретарь чуть не оторвала фалды моего пиджака, пытаясь задержать меня.
    Александров – небольшого роста, но с очень волевым, властным лицом. На заводе его звали Наполеоном. А сейчас передо мной в огромном кабинете за большим столом, опустив голову, сидел маленький измученный человек. Он только что вернулся с совещания у Министра, возможно, оно было не очень приятным для Александрова.
    - Здравствуйте, Валентин Александрович!
    Молчит, смотрит в пол.
    - Помогите достать тормоза для стендов, подпишите это письмо!
    Молча читает, подписывает.
    - Спасибо, Валентин Александрович, до свидания!
    Молчит, смотрит в пол.
    Брейтер сказал, что он чихать хотел и на это письмо, и на эту подпись:  - Я и так достану тебе эти сранные тормоза! И не хрен ходить к замминистра!