Древняя Эллада
Да ты - чурбан, если не видел Афин!
Если видел и не восторгался, ты - осёл,
а если добровольно их покинул, ты - верблюд.
Греческая поговорка
Рванные, тёмные как соломенный дым, тучи клубились и опускались ниже, заволакивая прибрежные хребты, громоздились неуклюжими пластами, тяжело наваливались на море, суживая вдали горизонт. Морские волны, вскипая и пенясь громадными буграми, проносились вихрем по необъятному простору со свистом и воем, поднимая каскады перламутровых брызг.
Но вдруг, мрак пронзил солнечный луч – взбудораженная стихия вмиг замерла, ослеплённая ярким светом отверстых небес, присмирела и вовсе затихла, зачарованная сиянием колоссальной радуги. Сказочно высокий радужный мост, казалось, протянулся от Бари до Керкиры.
Из уст моих полились лирические стихи Константина Романова, оживляя тишину сладкозвучным пением:
А отливы заката, алея, горя,
Синеву уж румянят небесную:
На весну наглядеться не может заря,
Жаль покинуть ей землю чудесную...
Бывают светлые мгновения:
Земля так несравненно хороша!
И неземного восхищенья
Полна душа.
Мы (русские паломники, уже проплывшие по Андриатическому морю из города Керкиры на острове Корфу близ Северной Греции в город Бари на восточном побережье юга Италии, возвращались морским маршрутом обратно в Грецию – в Афины – через город Патры на Пелопоннеском полуострове в Ионическом море) заворожённые таким внезапным затишьем невольно воздали хвалу святым столпам Вселенской Церкви – активным участникам Первого Вселенского Собора в городе Никее в 325 году – святителям, предстателям путешествующих, чудотворцам Николаю, архиепископу Мир Ликийских, и Спиридону, епископу Тримифунтскому.
В православном греческом соборе города Патры, молясь и прикладываясь к мощам, к священным остаткам креста, на котором был распят апостол Андрей Первозванный – брат первоверховного апостола Петра и просветитель Скифии, я испытал в самых сокровенных глубинах души духовную радость торжества победы Христа над смертью.
Посещённая нами общая для католиков и православных святыня – базилика (освящена в 1197 году) ордена доминиканцев, построенная во имя Святителя Николая в итальянском городе Бари и представляющая собою (по одной из версий) перестроенный дворец-замок катапана (наместника Византийского Императора), напоминала «русскую матрёшку», содержащую в себе (от парадных порталов фасада до крипты или подземной церкви – гробницы святого Николая, угодника БОЖИЕГО) характерные черты различных архитектурных стилей: гармоничность эллинского, сдержанность романского, орнаментальность византийского, выспренность барочного.
Значительный вклад в осмысление церковной истории внёс Антон Владимирович Карташёв – известный богослов, публицист, руководитель Петербургского религиозно-философского общества, последний обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода, а после Февральской революции 1917 года министр исповеданий во Временном правительстве, в эмиграции (с 1920 года) в течение многих лет являлся профессором Свято-Сергиевской духовной академии в Париже, автор ряда фундаментальных исследований, в том числе всеобъемлющего труда «Вселенские Соборы».
В этом фолианте учёным отмечено: «Священная библейская и церковная история могли быть в конкретных формах и иными, при всей их неизменности по существу. Это – царство свободы, а не физической, мертвящей необходимости, фатального предопределения. Мыслимость и других вариантов истории Церкви блестяще иллюстрируется различиями вселенской церковной эволюции в рамках единой античной «вселенной» - «ойкумены» с различиями переживаний вопросов догмы и благочестия в латинской (западной, римской) и эллинской (восточной, греческой) её половинах, приведших в конце концов к роковому распаду Церкви на две, врознь разошедшихся ветви. Метафизическая эллинская мысль не могла удержать себя от утонченных спекуляций, заданных ей христианским откровением: о СВ. ТРОИЦЕ и Боговоплощении. Западная, латинская половина Церкви лишь поневоле вовлекалась Востоком в эти спекуляции, к которым сама была неспособна. По своей же инициативе она богословствовала о других вопросах, о вопросах морально-практических: интересовалась сочетанием свободы человека с благодатными силами, подаваемыми свыше в акте спасения.
Та же тайна спасения, та же сотериология, интересовала две культуры с разных сторон и по-разному. Если Восток увлекала сторона теологическая (от автора: т. е. «разумение в созерцании», здесь пpеобладает дедуктивная интуиция в познании содержания духовного бытия макрокосмоса; в «Великом Каноне» святого Андрея Критского эта особенность восточного менталитета представлена в образе младшей дочери Лавана, «второй» жены ветхозаветного патриарха Иоакова), то Запад – антропологическая (от автора: т. е. «деятельная», тут доминирует индуктивный позитивизм в апробации античных форм бытия микрокосмоса; в «Великом Каноне» эта особенность западного менталитета начертана в облике старшей дочери Лавана Лии, «первой» жены ветхозаветного патриарха Иоакова).
На Востоке были свои уклонения от нормы ортодоксии, свои ереси, (от автора: на семи Вселенских Соборах (проходили в период с 325 по 787 гг.) были отвергнуты ереси: священника Ария, епископа Македония, архиепископа Нестория, архимандрита Евтихия, Папы Римского Гонория, Императора Ираклия, Императора Льва Исавра и иных), на Западе – свои (от автора: две культуры – позднеантичная и варварская – создали причудливый сплав разнородных традиций, который лёг в основу новой европейской цивилизации. Так, вестготы – западная ветвь восточногерманского племени готов – в четвёртом веке подпали под влияние арианской ереси, отвергающей БОЖЕСТВО и предвечное рождение второго лица ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ – СЫНА БОЖИЕГО – от БОГА ОТЦА и утверждающей, что ХРИСТОС есть только высшее творение; и лишь в седьмом веке приняли кафолическое христианство).
Самая форма разрешения спорных вопросов и умиротворения взволнованной Церкви путём так называемых Вселенских Соборов была не теоретически, не предумышленно, а эмпирически нащупана по поводу особо широких и особо острых потрясений в толще именно восточной половины Церкви. В западной половине, благодаря централизующему авторитету римской кафедры, нужды в соборах вселенских не чувствовалось. Организованные Императорами, по сговору с восточными Епископами, Вселенские Соборы неохотно посещались западными представителями. Сами Папы даже не удостаивали их личным присутствием. Еретические треволнения Востока психологически казались на Западе чем-то досадным, чуждым и болезненным, без чего можно бы, как и без Вселенских Соборов, спокойно обойтись.
Словом, будь Римская империя монотонно латинской или эллинской по расе, языку и культуре, лик истории Церкви был бы один. Теперь, в фaктической данности, он другой, раздвоенный. Но эта данность не абсолютная, а относительная, зависящая от переменных условий исторической почвы, среды и обстановки, в которых протекала жизнь Церкви. Состарились, ослабели, умерли очаги древних культур, римской и греческой, отпали и свойственные им постановки вероучительных и моральных вопросов. У новых христианских народов сложилась своя расовая, культурная и религиозная ментальность, на почве которой пробудились в сознании новые вопросы, а старые, так тяжко волновавшие древнюю Церковь, заснули, потеряли интерес или ожили в сознании европейских христиан в неузнаваемо новой форме».
Остановись мгновение! Наконец-то! Странники добрались до Аттики (полуостров на юге-востоке Средней Греции) в столичный порт Пирей с причалами, складами и верфями. Афины возникли на высоком, обрывистом холме во втором тысячелетии до н. э.
Восхищённый, я стоял на камнях Афинского акрополя и любовался «чудом света» – Парфеноном – величественным храмом в честь богини Афины, построенным в пятом веке до н. э. в архитектурном стиле дорического ордера талантливыми зодчими Иктином и Калликратом, украшенного замечательным скульптором Фидием. Этот монументальный античный шедевр на протяжении многих веков остаётся для всего человечества эталоном гармонии простоты и совершенства форм. Как «огонь Прометея», эллинская эстетика продолжает привлекать людей со всех концов планеты своим великолепием, воплощённым в очертаниях: «вечного» Рима – «Главы мира», Флоренции – «Новых Афин», Венеции – «Невесты морей», Керкиры, Стокгольма, Санкт-Петербурга и других городов-памятников времён Возрождения и Просвещения.
Обозревая панораму Афин, перед моим мысленным взором вставали картины жизни Афинского полиса (рабовладельческого, демократического, республиканского города-государства) в период расцвета греческой культуры в пятом веке до н.э.:
«Акрополь – крепость, окружённая каменными стенами, возвышалась над городом, также обнесённым крепостными стенами с башнями.
Дорогу от морского порта Пирей до Афин защищали крепкие стены, получившие название Длинных. Перед входом на акрополь, с правой стороны, красовался над обрывом небольшой храм Ники – богини Победы. С левой стороны – Пинакотека – здание картинной галереи. Вход на акрополь пролегал через Пропилеи – презентабельный портик с несколькими рядами мраморных колонн. На акрополе против входа установлена огромная статуя покровительницы города – богини Афины, отлитая Фидием из бронзы. Её позолоченные шлем и острие копья моряки видели уже подплывая к гавани Пирей. Статуя была воздвигнута на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве в 490 году до н. э.
Правее высится Парфенон, построенный из белого мрамора; опоясанный Фидием по всему периметру рельефным фризом, состоящим из метоп и триглифов. В плане сооружение прямоугольное, крыша двускатная, портики с колоннами (отделанными каннелюрами – желобками на стволе колонны) окружают здание с четырёх сторон. Внутри храма два зала.
В одном из них – двенадцатиметровая статуя Афины работы Фидия. Лицо, руки и ноги статуи покрыты пластинками из слоновой кости. Одежда богини из золота. В другом зале Парфенона хранилась казна Афинского государства и морского союза (в него входило более 200 полисов; у союза имелись общие военный флот и войско; союзная казна перенесена в Афины в 454 году до н. э. – с тех пор афинян прозвали «хозяевами моря»). Около капища в праздники приносили в жертву богам животных.
Налево от входа на акрополь расположился Эрехтейон, построенный в 421 - 406 гг. до н. э., небольшой, изящный храм в честь Афины и Посейдона. В одном из его портиков антаблемент перекрытия доныне поддерживают женские статуи – кариатиды. Рядом с храмом росло оливковое дерево, по преданию посаженное Афиной.
У подножия акрополя был устроен театр Диониса (не просто место для зрелищ, а «школа для взрослых»), вмещающий семнадцать тысяч зрителей. Бедным гражданам государство выдавало деньги на посещение театра. Театральные представления в праздники продолжались несколько дней подряд с утра и до вечера; каждый день ставилось несколько пьес. Авторы пьес пользовались исключительным почётом, первым выдающимся автором трагедии «Прометей прикованный» являлся афинский писатель Эсхил.
К западу от акрополя находился Пникс – место народных собраний.
Самым людным и шумным местом торговли, общения и оглашения новостей слыла рыночная площадь в центре Афин – Агора. За ней к северо-западу простирался район гончарных мастерских – Керамик».
Ещё в «гомеровскую эпоху» (12 - 8 вв. до н. э.), нашедшую отражение в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», греческое общество познакомилось с железом; хозяйственная деятельность характеризовалась развитым земледелием и скотоводством.
В 8 - 6 вв. до н. э. в Аттике быстро развивались виноделие и добыча оливкового масла, гончарное производство, разработка месторождений серебра (в Афинах стали чеканить серебряную монету, получившую впоследствии распространение по всей Греции); расширялись греческие колонии на побережьях Средиземного и Чёрного морей; неуклонно росли торговля и рабовладение – основа экономического и социального строя Афин; происходило разложение первобытно-общинного строя с выделением родовой знати.
Афинами управлял совет старейшин и избираемые ими девять магистратов, носивших титул «архонта». Архонты – высшие должностные лица со времени упразднения царской власти в 1068 г. до н. э. – избирались сначала пожизненно, потом на десять лет, а затем на год. Должности архонтов появились в результате постепенного сокращения царских полномочий. Архонт полемарх получил военную власть. Архонт эпоним – судебно-административную. У архонта базилевса оставлены лишь жреческие функции (в Спарте Цари всегда были верховными жрецами). Членами совета, магистратами и судьями были знатные афиняне. Своё правление знатные греки нарекли аристократией, что значило «власть лучших».
В отличии от аристократов, господствующих в Аттике и на юге-востоке Пелопоннеса в области Лаконика с главным городом Спарта («жить по-спартански» - значит закалять своё тело, не бояться голода и лишений), остальные свободные (но бесправные и подвластные аристократам «парии») афиняне, а именно: крестьяне, ремесленники, матросы, поденщики, купцы, владельцы кораблей и мастерских, мелкие рабовладельцы – назывались демосом.
Господство аристократии вызывало недовольство демоса и в конце концов привело к подготовке восстания. Страх перед народным бунтом вынудил аристократов пойти на примирение.
В 594 году до н. э. правителем Афин избран смелый воин знатного происхождения, поэт и оратор Солон.
В результате проведённой им демократической реформы появилось народное собрание, доступное для всех граждан Афинского полиса (мужчины – коренные жители Аттики – разделены на четыре разряда по их имуществу); оно решало наиболее важные государственные дела; выбирало правителей, судей и должностных лиц (заседающих в коллегиях, ведавших различными сферами государственного управления: стратегов для сферы обороны; номофилаков для сферы законности и правопорядка; агораномов для сферы торговли; гимнасиархов для сферы воспитания и т. д.).
Быть судьями могли все граждане Аттики. Прочих должностных лиц избирали лишь из имущих афинян независимо от их знатности.
Феты (безземельные бедняки, служившие легковооружёнными воинами в пехоте или матросами и гребцами на флоте) не могли занимать государственные должности.
По предложению Солона отменены долги крестьян. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получили свободу. Запрещалось и впредь обращать свободных афинян в рабов. Благодаря этим мерам окрепло и разбогатело крестьянство. Реформы Солона не касались положения рабов, привозимых в Афины из других стран.
В пятом веке до н. э. высшая власть в Афинском государстве принадлежала народному собранию. Оно (созывалось четыре раза в месяц) принимало законы, решало вопросы о войне и мире, распоряжалось казной Афин и морского союза, избирало стратегов и других высших должностных лиц. На собрании могли присутствовать все афинские граждане из городов и деревень Аттики. Собиралось обычно несколько тысяч человек, преимущественно горожан. Решение принималось большинством голосов. Такое управление государством в Афинах греки называли демократией, то есть «власть демоса».
Однако властью пользовалось меньшинство населения Аттики. Полноправными гражданами Афин считались только мужчины у которых и отец, и мать были коренными афинянами. Люди, переселившиеся в Аттику из других областей и их потомки были лишены прав афинского гражданства.
За разрешение жить в Аттике переселенцы должны были платить особый налог. Женщины – афинянки не участвовали в «экклесиях» – народных собраниях, редко выходили из дома; их добродетельной обязанностью считалось умение «хорошо содержать свой дом и быть послушной мужу». В полисе не существовало женских школ. Девочек матери учили рукоделию и домоводству.
Женщинам был строжайше запрещён (нарушительнице запрета грозила смертная казнь) доступ в город на западе Пелопоннеса – Олимпию. Тут рядом с пантеоном Зевса Олимпийского возведены: здания для занятия спортом, ипподром, арены для проведения – раз в четыре лета, начиная с 776 года до н. э., – Олимпийских игр (тогда в Греции прекращались войны).
В 443 году до н. э. народное собрание избрало Перикла на высшую в государстве должность первого стратега. Красноречивый оратор, талантливый и образованный аристократ встал во главе управления Афинами и морским союзом.
В народное собрание Перикл вносил предложения о постройке в Афинах общественных зданий (в т. ч. Парфенона) и крепостных стен. В течение пятнадцати лет, до самой смерти, народное собрание избирало его первым стратегом.
Возложив на рабов наиболее тяжёлый труд, свободные мужчины-афиняне значительную часть своего времени проводили в общественных местах города: Агоре, гимнасиях, театрах, палестрах, храмах.
Общественная жизнь в Афинах открывала широкий простор для умственного и физического развития свободных людей. Греки сумели обожествить и опоэтизировать физическую красоту, неразрывно слить её с красотой душевной.
Для обозначения единства душевного и физического совершенства эллины придумали специальный термин «калокагатия».
Юноши и взрослые мужчины собирались в гимнасиях, где известные учёные, такие как: историк Геродот (485 - 425 до н. э.), аристократ Сократ (469 - 399 до н. э.), материалист Демокрит (460 -370 до н. э.), идеалист Платон (427 - 347 до н. э.), – читали лекции, проводили беседы. Там же под руководством опытных наставников греки занимались гимнастикой.
Кстати, в Олимпии юноши соревновались в силе и ловкости, а также в знании поэзии, ораторском искусстве, игре на музыкальных инструментах.
В большом здании для концертов состязались лучшие музыканты и певцы Греции, собиравшие множество любителей музыки и поклонников певческого мастерства.
Врач из Александрии Египетской Адамантий (пятый век н. э.) следующим образом описывает внешность эллинов: «Жители тех стран, где эллины сохранились в чистом виде, довольно высокого роста, широкоплечи, с прямым станом и с крепкими членами; цвет кожи у них белый, они – блондины, с ярко выраженным, но не особенно ярким румянцем, прямыми, стройными ногами и небольшою, красивою ступнёю, круглой головой средней величины и крепкой шеей. Волосы у них с золотистым отливом, мягкие и легко вьющиеся; лицо прямоугольное, с тонкими губами и прямым носом. Их влажные глаза отличаются мягким, проницательным взглядом и сильным блеском; из всех существующих народов у греков – самые прекрасные глаза».
Большое внимание греки обращали на воспитание в мальчиках доблестного характера, устремлённого к достижению калокагатии.
Существовал обязательный образовательный стандарт, рекомендующий семилетним сыновьям свободных греков посещать одновременно две школы – мусическую, где ученики постигали основы риторики, поэзии, рисования, танца, пения, игры на лире; и палестру – спортивную школу. В палестре будущие воины обучались бегать на длинные и короткие дистанции (причём бегали по глубокому песку). Их учили приёмам борьбы (по сей день входит в олимпийскую программу под названием «греко-римской»).
Юноши тренировались в «кулачном бою»; прыгали в длину с каменными гантелями в руках (которые отбрасывали для ускорения назад); плавали; метали копья, дротики и каменные диски; учились стрелять из лука и карабкаться на стены. Сила, воля и смекалка - весьма ценились в юношах и открывали прекрасные перспективы в условиях всеобщей воинской обязанности в Древней Греции.
Государство давало своему гражданину образование и возможность сделать гражданскую или военную карьеру, реализовать себя в искусстве или спорте, полностью состояться как личность. Законы регулировали порядок комплектации армии: кто и каким образом должен за свои деньги вооружиться, и в каких войсках служить. Обмундирование и амуниция были единообразны, но покупал их каждый человек самостоятельно.
Вооружённые силы греческого полиса состояли из двух частей. Одна часть – регулярное войско, где под командованием стратегов служили юные граждане. Они несли караул в городе и крепостях, патрулировали дороги и предупреждали бунты.
Другая, большая часть вооружённой силы полиса – народное ополчение, готовое в любую минуту оставить свои мирные занятия и взяться за оружие. В ополчении состояли все совершеннолетние граждане – мужчины.
Основу греческого войска составляли тяжеловооружённые пехотинцы – «гоплиты». Гоплит был вооружён коротким обоюдоострым мечом и двумя копьями. Доспехи воина включали: панцирь из кованных металлических пластин, шлем и поножи. От ударов врага пехотинец защищался большим щитом. Для сражения гоплиты выстраивались в «фалангу» – глубокий, тесно сомкнутый строй, ощетинившийся копьями (с помощью этого «античного танка» Александр Македонский разгромил персидскую армию)».
Усиленная борьба как между отдельными полисами, так и внутри их за распространение сферы влияния привела к Пелопоннеской войне (431 - 404 гг. до н. э.), завершившейся победой над Афинами коалиции государств, возглавляемых аристократической Спартой.
Но Спарта недолго удерживала гегемонию. С середины четвёртого века до н. э. возвысилась монархическая Македония, положившая в 338 году до н. э. конец самостоятельности греческих полисов.
Крупнейший полководец и государственный деятель античного мира, царь Македонии 336 - 323 гг. до н. э. Александр Македонский (356 - 323 гг. до н. э.) начал поход против персов, закончившийся после завоевания Персидского царства Ахеменидов и проникновения в Индию образованием мировой монархической державы, простиравшейся от Дуная до Инда. Великая империя после смерти гения распалась на царства: Македонское, Сирийское и Египетское.
Нынешняя православная Греция сохраняет приверженность исторической симфонии Церкви и государства, свойственной христианской цивилизации, основанной императором Константином Великим в 4-ом веке от Рождества Христова, что подтверждают не только статьи современной Конституции Греции от 11 июня 1975 года, закрепляющие господствующее положение в государстве религии Восточно-Православной Церкви Христовой, но и византийский стяг (чёрный двуглавый орёл с крестом и мечом в когтях на жёлтом фоне), реющий рядом с национальным греческим флагом перед входом в храмы.
Христианские традиции с отвесных круч Метеор и Афона монахами (прежде всего, преподобным Антонием Киево-Печерским, начальником всех русских монахов, скончавшимся в 1073 г.) да пилигримами (как преподобные: Максим Грек, почил в 1556 г., и старец Паисий (Величковский), преставился в 1794 г.) перенесены на российскую почву – благочестивые обычаи и нравственные ценности прижились, благодаря монастырям, дворянским гнёздам (пример тому, аристократический «русский Парнас» князей Вяземских – Остафьево), а со временем (в девятнадцатом столетии) принесли достойный плод – настал «золотой век русской культуры» с присущими ей: историческим реализмом, духовным психологизмом и душевным романтизмом.
С греческой землёй связаны жития русских святых праведников: адмирала Фёдора Ушакова (годы жизни 1744 - 1817; в 1798 - 1800 гг. блестяще провёл Средиземноморскую экспедицию русского флота, овладев крепостью Корфу) и воина Иоанна Русского (участник Прутского похода войска Петра Первого в 1711 году, скончался в 1730 году в плену; рака с нетленными мощами покоиться в храме, освящённом в его честь, на острове Эвбея).
Р. S. Не надо забывать лаконично выраженную историком Василием Осиповичем Ключевским (1841 - 1911) реальность становления российского менталитета: «Итак, греческое влияние было церковное, западное – государственное. Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; западное захватывало всего человека, не захватывая всего общества».
Великая и премудрая русская Афина, государыня императрица Екатерина Вторая в своих «Мыслях из особой тетради» записала: «Свобода, душа всего, без тебя всё мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, но не рабов. Я хочу общей цели делать счастливыми, но вовсе не своенравия, не чудачества и не тирании, которые с нею несовместимы».
2009
© Copyright:
Георгий Асеев, 2009
Свидетельство о публикации №209101701012