Древняя Эллада

Георгий Асеев
               
Да   ты   -   чурбан,    если   не   видел   Афин!
Если   видел   и   не  восторгался,   ты  -  осёл,
а  если   добровольно   их  покинул, ты - верблюд.
                Греческая  поговорка

      Рванные, тёмные как соломенный дым, тучи клубились и опускались ниже, заволакивая прибрежные хребты, громоздились неуклюжими пластами, тяжело наваливались на море, суживая вдали горизонт. Морские волны, вскипая и пенясь громадными буграми, проносились вихрем по необъятному простору со свистом и воем, поднимая  каскады  перламутровых  брызг.
      Но вдруг, мрак пронзил солнечный луч – взбудораженная стихия вмиг замерла, ослеплённая ярким светом отверстых небес, присмирела и вовсе затихла, зачарованная сиянием колоссальной радуги. Сказочно высокий радужный мост, казалось, протянулся от Бари до Керкиры.
      Из уст моих полились лирические стихи Константина Романова, оживляя  тишину  сладкозвучным  пением:
      А    отливы     заката,     алея,    горя,
      Синеву     уж      румянят     небесную:
      На весну наглядеться не может заря,
      Жаль  покинуть  ей   землю  чудесную...
                Бывают    светлые   мгновения:
                Земля так несравненно хороша!
                И    неземного     восхищенья
                Полна  душа.
      Мы  (русские паломники, уже проплывшие по Андриатическому морю из города Керкиры на острове Корфу близ Северной Греции в город Бари на восточном побережье юга Италии, возвращались морским маршрутом  обратно  в  Грецию – в Афины – через город Патры на Пелопоннеском полуострове в Ионическом море) заворожённые таким внезапным затишьем невольно воздали хвалу святым столпам Вселенской Церкви – активным участникам Первого Вселенского Собора в городе Никее в 325 году – святителям, предстателям путешествующих, чудотворцам Николаю, архиепископу Мир Ликийских, и Спиридону, епископу Тримифунтскому.
      В православном греческом соборе города Патры,  молясь и прикладываясь к мощам, к священным остаткам креста, на котором был распят апостол Андрей Первозванный – брат первоверховного апостола Петра и просветитель Скифии, я испытал в самых сокровенных глубинах души духовную радость торжества победы Христа над смертью.
      Посещённая нами общая для католиков и православных святыня – базилика (освящена в 1197 году) ордена доминиканцев, построенная во имя Святителя Николая в итальянском городе Бари и представляющая собою (по одной из версий) перестроенный дворец-замок катапана (наместника Византийского Императора), напоминала «русскую матрёшку», содержащую в себе (от парадных порталов фасада до крипты или подземной церкви – гробницы святого Николая, угодника БОЖИЕГО) характерные черты различных архитектурных стилей: гармоничность эллинского, сдержанность романского, орнаментальность византийского, выспренность барочного.
      Значительный вклад в осмысление церковной истории внёс Антон Владимирович Карташёв – известный богослов, публицист, руководитель Петербургского религиозно-философского общества, последний обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода, а после Февральской революции 1917 года  министр исповеданий во Временном правительстве, в эмиграции (с 1920 года) в течение многих лет являлся профессором Свято-Сергиевской духовной академии в Париже, автор ряда фундаментальных исследований, в том числе всеобъемлющего труда  «Вселенские  Соборы».
      В этом фолианте учёным отмечено: «Священная библейская и церковная  история  могли  быть   в   конкретных   формах   и  иными, при   всей  их  неизменности  по  существу.  Это  –  царство  свободы, а не физической, мертвящей необходимости, фатального предопределения. Мыслимость и других вариантов истории Церкви блестяще иллюстрируется различиями вселенской церковной эволюции в рамках единой античной «вселенной» - «ойкумены» с различиями переживаний вопросов догмы и благочестия в латинской (западной, римской) и эллинской (восточной, греческой) её половинах, приведших в конце концов к роковому распаду Церкви  на две,  врознь  разошедшихся  ветви. Метафизическая эллинская мысль не могла удержать себя от утонченных спекуляций, заданных ей христианским откровением: о СВ. ТРОИЦЕ и Боговоплощении. Западная, латинская половина Церкви лишь поневоле вовлекалась Востоком в эти спекуляции, к которым сама была неспособна. По своей же инициативе она богословствовала о других вопросах, о вопросах морально-практических: интересовалась сочетанием свободы человека с благодатными силами, подаваемыми свыше в акте  спасения.   
      Та же тайна спасения, та же сотериология, интересовала две культуры с разных сторон и по-разному. Если Восток увлекала сторона теологическая (от автора: т. е. «разумение в созерцании», здесь пpеобладает дедуктивная интуиция в познании содержания духовного бытия макрокосмоса; в «Великом Каноне» святого Андрея Критского эта особенность восточного менталитета представлена в образе младшей дочери Лавана, «второй» жены ветхозаветного патриарха Иоакова), то Запад – антропологическая (от автора: т. е. «деятельная», тут доминирует индуктивный позитивизм в апробации античных форм бытия микрокосмоса; в «Великом Каноне» эта особенность западного менталитета начертана в облике старшей дочери Лавана Лии, «первой» жены ветхозаветного патриарха Иоакова). 
      На Востоке были свои уклонения от нормы ортодоксии, свои ереси,   (от автора: на семи Вселенских Соборах (проходили в период с 325 по 787 гг.) были отвергнуты ереси: священника Ария, епископа Македония, архиепископа Нестория, архимандрита Евтихия, Папы Римского Гонория, Императора Ираклия, Императора Льва Исавра и иных), на Западе – свои (от автора: две культуры – позднеантичная и варварская – создали причудливый сплав разнородных традиций, который лёг в основу новой европейской цивилизации. Так, вестготы – западная ветвь восточногерманского племени готов – в четвёртом веке подпали под влияние арианской ереси, отвергающей БОЖЕСТВО и предвечное рождение второго лица ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ – СЫНА БОЖИЕГО –  от БОГА ОТЦА и  утверждающей, что  ХРИСТОС  есть только высшее творение; и  лишь  в седьмом  веке  приняли  кафолическое  христианство).
      Самая форма разрешения спорных вопросов и умиротворения взволнованной Церкви путём так называемых Вселенских Соборов была не теоретически, не предумышленно, а эмпирически нащупана по поводу особо широких и особо острых потрясений в толще именно восточной половины Церкви. В западной половине, благодаря централизующему авторитету римской  кафедры,  нужды в соборах вселенских не чувствовалось. Организованные Императорами, по сговору с восточными Епископами, Вселенские Соборы неохотно посещались западными представителями. Сами Папы даже не удостаивали их личным присутствием. Еретические треволнения Востока психологически казались на Западе чем-то досадным, чуждым и болезненным, без чего можно бы, как и без Вселенских Соборов,  спокойно  обойтись.
      Словом, будь Римская империя монотонно латинской или эллинской по расе, языку и культуре, лик истории Церкви был бы один. Теперь, в фaктической данности, он другой, раздвоенный. Но эта данность не абсолютная, а относительная, зависящая от переменных условий исторической почвы, среды и обстановки, в которых протекала жизнь Церкви. Состарились, ослабели, умерли очаги древних культур, римской и греческой, отпали и свойственные им постановки вероучительных и моральных вопросов. У новых христианских народов сложилась своя расовая, культурная и религиозная  ментальность, на почве которой пробудились в сознании  новые вопросы, а старые, так тяжко волновавшие древнюю Церковь, заснули, потеряли интерес или ожили в сознании европейских  христиан  в  неузнаваемо   новой   форме».

      Остановись мгновение! Наконец-то! Странники добрались до Аттики (полуостров на юге-востоке Средней Греции)  в столичный  порт  Пирей с причалами, складами и верфями.  Афины  возникли   на   высоком, обрывистом   холме   во  втором   тысячелетии  до  н. э.
      Восхищённый, я стоял на камнях Афинского акрополя и  любовался  «чудом  света» – Парфеноном – величественным   храмом в  честь  богини   Афины,  построенным  в  пятом   веке  до  н.  э.  в  архитектурном стиле дорического ордера талантливыми зодчими  Иктином  и  Калликратом, украшенного  замечательным скульптором  Фидием. Этот монументальный античный шедевр на протяжении многих веков остаётся для всего человечества эталоном гармонии простоты и совершенства форм. Как «огонь Прометея», эллинская эстетика  продолжает привлекать людей со всех концов планеты своим  великолепием, воплощённым  в очертаниях: «вечного» Рима – «Главы мира», Флоренции – «Новых Афин», Венеции – «Невесты морей», Керкиры, Стокгольма, Санкт-Петербурга и других городов-памятников   времён   Возрождения   и   Просвещения.
      Обозревая   панораму   Афин,  перед   моим   мысленным   взором вставали картины жизни Афинского полиса (рабовладельческого, демократического, республиканского города-государства) в период расцвета  греческой  культуры  в пятом  веке до н.э.:
 
              «Акрополь – крепость, окружённая каменными стенами, возвышалась над городом,   также   обнесённым   крепостными   стенами   с   башнями.   
      Дорогу от морского порта Пирей до Афин защищали крепкие стены,  получившие  название  Длинных. Перед входом  на  акрополь, с правой стороны, красовался над обрывом небольшой храм Ники – богини Победы. С левой стороны – Пинакотека – здание картинной галереи. Вход на акрополь пролегал через Пропилеи –  презентабельный  портик с несколькими рядами мраморных колонн. На акрополе против входа установлена огромная статуя покровительницы города – богини Афины, отлитая Фидием из бронзы. Её позолоченные шлем и острие копья моряки видели уже подплывая  к  гавани  Пирей.  Статуя  была  воздвигнута  на  средства от  добычи,  захваченной  в  Марафонской  битве  в  490 году  до  н. э.
      Правее высится Парфенон, построенный из белого мрамора; опоясанный Фидием по всему периметру рельефным фризом, состоящим из метоп и триглифов. В плане сооружение прямоугольное, крыша двускатная, портики с колоннами  (отделанными каннелюрами – желобками на стволе колонны) окружают   здание   с   четырёх    сторон.   Внутри   храма   два   зала.
      В одном из них – двенадцатиметровая статуя Афины работы Фидия. Лицо, руки и ноги статуи покрыты пластинками из слоновой кости. Одежда богини из золота. В другом зале Парфенона хранилась казна Афинского государства  и  морского союза (в него входило более 200 полисов; у союза имелись общие военный флот и войско; союзная казна перенесена в Афины в 454 году до н. э. – с тех пор афинян прозвали  «хозяевами  моря»). Около капища в праздники приносили в  жертву  богам  животных.
      Налево от входа на акрополь расположился Эрехтейон, построенный в 421 - 406 гг. до н. э., небольшой, изящный храм в честь Афины и Посейдона. В одном из его портиков  антаблемент перекрытия доныне поддерживают женские статуи – кариатиды. Рядом с храмом росло оливковое дерево, по преданию посаженное Афиной.
      У подножия акрополя был устроен театр Диониса (не просто место для  зрелищ, а «школа  для  взрослых»), вмещающий семнадцать тысяч зрителей. Бедным гражданам государство выдавало деньги на посещение театра. Театральные представления в праздники  продолжались несколько дней подряд с утра и до вечера; каждый день ставилось несколько пьес. Авторы пьес пользовались исключительным почётом, первым выдающимся автором трагедии «Прометей   прикованный»   являлся    афинский    писатель    Эсхил.
      К западу от акрополя находился Пникс – место народных собраний.
      Самым людным и шумным местом торговли, общения и оглашения новостей слыла рыночная площадь в центре Афин – Агора. За ней к северо-западу простирался район гончарных мастерских – Керамик».

      Ещё в «гомеровскую эпоху» (12 - 8 вв. до н. э.), нашедшую отражение в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», греческое общество познакомилось с железом; хозяйственная деятельность характеризовалась развитым земледелием и скотоводством.
      В  8 - 6 вв. до н. э. в Аттике быстро развивались виноделие и добыча оливкового масла, гончарное производство, разработка месторождений серебра (в Афинах стали чеканить серебряную монету, получившую впоследствии распространение по всей Греции); расширялись греческие колонии на побережьях Средиземного и Чёрного морей; неуклонно росли торговля и рабовладение – основа экономического и социального строя Афин; происходило разложение первобытно-общинного  строя   с  выделением   родовой   знати.   
      Афинами  управлял совет старейшин и избираемые ими девять  магистратов, носивших титул «архонта». Архонты – высшие должностные лица со времени упразднения царской власти в 1068 г. до н. э. – избирались сначала пожизненно, потом на десять лет, а затем на год. Должности архонтов появились в результате постепенного сокращения царских полномочий. Архонт полемарх получил военную власть. Архонт эпоним – судебно-административную. У архонта базилевса оставлены  лишь жреческие функции (в Спарте Цари всегда  были верховными жрецами). Членами совета, магистратами и судьями были знатные афиняне. Своё правление знатные греки нарекли аристократией, что  значило  «власть  лучших».
      В отличии от аристократов, господствующих в Аттике и на юге-востоке Пелопоннеса в области Лаконика с главным городом Спарта  («жить по-спартански» - значит закалять своё тело, не бояться голода и лишений), остальные свободные (но бесправные и подвластные аристократам «парии») афиняне, а именно: крестьяне, ремесленники, матросы, поденщики, купцы, владельцы кораблей и мастерских, мелкие рабовладельцы – назывались демосом.
      Господство аристократии вызывало недовольство демоса и в конце концов привело к подготовке восстания. Страх перед народным   бунтом   вынудил   аристократов   пойти  на  примирение.
      В 594 году до н. э. правителем Афин избран смелый воин знатного происхождения,  поэт  и  оратор  Солон.
      В результате проведённой им демократической реформы появилось народное собрание, доступное для всех граждан Афинского полиса (мужчины – коренные жители Аттики – разделены на четыре разряда по их имуществу); оно решало наиболее важные государственные дела; выбирало правителей, судей и должностных лиц (заседающих в коллегиях, ведавших различными сферами государственного управления: стратегов для сферы обороны; номофилаков для сферы законности и правопорядка; агораномов для сферы торговли; гимнасиархов для  сферы воспитания  и  т. д.).
      Быть судьями могли все граждане Аттики. Прочих должностных лиц  избирали  лишь  из имущих афинян независимо от их знатности.
      Феты (безземельные бедняки, служившие легковооружёнными воинами в пехоте или матросами и гребцами на флоте) не могли занимать  государственные  должности.
      По предложению Солона отменены долги крестьян. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получили свободу. Запрещалось и впредь обращать свободных афинян в рабов. Благодаря этим мерам окрепло и разбогатело крестьянство. Реформы Солона не касались положения  рабов,  привозимых  в  Афины  из  других  стран.
      В пятом веке до н. э. высшая власть в Афинском государстве принадлежала народному собранию. Оно (созывалось четыре раза в месяц) принимало законы, решало вопросы о войне и мире, распоряжалось казной Афин и морского союза, избирало стратегов и других высших должностных лиц. На собрании могли присутствовать все афинские граждане из городов и деревень Аттики. Собиралось обычно несколько тысяч человек, преимущественно горожан. Решение принималось большинством голосов. Такое управление государством в Афинах греки называли  демократией,  то  есть «власть  демоса». 
      Однако властью пользовалось меньшинство населения Аттики. Полноправными гражданами Афин считались только мужчины у которых и отец, и мать были коренными афинянами. Люди, переселившиеся в Аттику из других областей и их потомки были лишены  прав  афинского  гражданства.
      За разрешение жить в Аттике переселенцы должны были платить особый налог. Женщины – афинянки  не участвовали в «экклесиях» – народных собраниях, редко выходили из дома; их добродетельной обязанностью считалось умение «хорошо содержать свой дом и быть послушной мужу». В полисе не существовало женских школ. Девочек матери  учили  рукоделию  и  домоводству.
      Женщинам был строжайше запрещён (нарушительнице запрета грозила смертная казнь) доступ в город на западе Пелопоннеса – Олимпию. Тут рядом с пантеоном Зевса Олимпийского возведены: здания для занятия спортом, ипподром, арены для проведения  – раз в четыре лета, начиная с 776 года до н. э., – Олимпийских игр (тогда  в Греции  прекращались  войны). 
      В 443 году до н. э. народное собрание избрало Перикла на высшую в государстве должность первого стратега. Красноречивый оратор, талантливый и образованный аристократ встал во главе управления  Афинами  и  морским  союзом.
      В народное собрание Перикл вносил предложения о постройке в Афинах общественных зданий (в т. ч.  Парфенона) и крепостных стен. В течение пятнадцати лет, до самой смерти, народное собрание избирало  его  первым  стратегом.
      Возложив на рабов наиболее тяжёлый труд, свободные мужчины-афиняне значительную часть своего времени проводили в общественных местах города: Агоре, гимнасиях, театрах, палестрах, храмах.
      Общественная жизнь в Афинах открывала широкий простор для умственного и физического развития свободных людей.  Греки сумели обожествить и опоэтизировать физическую красоту, неразрывно  слить  её  с  красотой  душевной.
      Для обозначения единства душевного и физического совершенства эллины придумали специальный термин «калокагатия».
      Юноши и взрослые мужчины собирались в гимнасиях, где известные учёные, такие как:  историк Геродот (485 - 425 до н. э.), аристократ Сократ (469 - 399 до н. э.), материалист Демокрит (460 -370 до н. э.), идеалист Платон (427 - 347 до н. э.), – читали лекции, проводили  беседы. Там  же  под руководством опытных наставников греки  занимались  гимнастикой.
      Кстати, в Олимпии юноши соревновались в силе и ловкости, а также в знании поэзии, ораторском искусстве, игре на музыкальных инструментах.
      В большом здании для концертов состязались лучшие музыканты и певцы Греции, собиравшие множество любителей музыки и поклонников  певческого  мастерства.
      Врач из Александрии Египетской Адамантий (пятый век н. э.) следующим образом описывает внешность эллинов: «Жители тех стран, где эллины сохранились в чистом виде, довольно высокого роста, широкоплечи, с прямым станом и с крепкими членами; цвет кожи у них белый, они – блондины, с ярко выраженным, но не особенно ярким румянцем, прямыми, стройными ногами и небольшою, красивою ступнёю, круглой головой средней величины и крепкой шеей. Волосы у них с золотистым отливом, мягкие и легко вьющиеся; лицо прямоугольное, с тонкими губами и прямым носом. Их влажные глаза отличаются мягким, проницательным взглядом и сильным блеском; из всех существующих народов у греков – самые прекрасные  глаза».
 
      Большое внимание греки обращали на воспитание в мальчиках доблестного  характера,  устремлённого  к  достижению  калокагатии.      
      Существовал обязательный образовательный стандарт, рекомендующий  семилетним сыновьям свободных греков  посещать одновременно две школы – мусическую, где ученики постигали основы риторики, поэзии, рисования, танца, пения, игры на лире; и палестру – спортивную школу. В палестре будущие воины обучались бегать на длинные и короткие дистанции (причём бегали по глубокому песку). Их учили приёмам борьбы (по сей день входит в олимпийскую  программу  под  названием  «греко-римской»).
      Юноши тренировались в «кулачном бою»; прыгали в длину с каменными гантелями в руках (которые отбрасывали для ускорения назад); плавали; метали копья, дротики и каменные диски; учились стрелять из лука и карабкаться на стены. Сила, воля и смекалка - весьма ценились в юношах и открывали прекрасные перспективы в условиях  всеобщей  воинской  обязанности  в  Древней  Греции.
 
      Государство давало своему гражданину образование и возможность сделать гражданскую или военную карьеру, реализовать себя в искусстве или спорте, полностью состояться как личность. Законы регулировали порядок комплектации армии: кто и каким образом должен за свои деньги вооружиться, и в каких войсках служить. Обмундирование и амуниция были единообразны, но покупал  их  каждый  человек  самостоятельно.

      Вооружённые силы греческого полиса состояли из двух частей. Одна часть – регулярное войско, где под командованием стратегов служили юные граждане. Они несли караул в городе и крепостях, патрулировали  дороги  и  предупреждали  бунты.
      Другая, большая часть вооружённой силы полиса – народное ополчение, готовое в любую минуту оставить свои мирные занятия и взяться за оружие. В ополчении состояли все совершеннолетние граждане – мужчины.
      Основу греческого войска составляли тяжеловооружённые пехотинцы – «гоплиты». Гоплит был вооружён коротким обоюдоострым мечом и двумя копьями. Доспехи воина включали: панцирь из кованных металлических пластин, шлем и поножи. От ударов врага пехотинец защищался большим щитом. Для сражения  гоплиты выстраивались в «фалангу» – глубокий, тесно сомкнутый строй, ощетинившийся копьями (с помощью этого «античного танка» Александр  Македонский  разгромил  персидскую  армию)».

      Усиленная борьба как между отдельными полисами, так и внутри их за распространение сферы влияния привела к Пелопоннеской войне (431 - 404 гг. до н. э.), завершившейся победой над Афинами коалиции государств, возглавляемых  аристократической  Спартой.
      Но Спарта недолго удерживала гегемонию. С середины четвёртого века до н. э. возвысилась монархическая Македония, положившая в 338 году до н. э. конец самостоятельности греческих полисов.
      Крупнейший полководец и государственный деятель античного мира, царь Македонии 336 - 323 гг. до н. э. Александр Македонский (356 - 323 гг. до н. э.) начал поход против персов, закончившийся после завоевания Персидского царства Ахеменидов и проникновения в Индию образованием мировой монархической державы, простиравшейся от Дуная до Инда. Великая империя после смерти гения распалась на царства: Македонское,  Сирийское  и  Египетское.

     Нынешняя православная Греция сохраняет приверженность исторической симфонии Церкви и государства, свойственной христианской цивилизации, основанной императором Константином Великим в 4-ом веке от Рождества Христова,  что подтверждают не только статьи современной Конституции Греции от 11 июня 1975 года, закрепляющие господствующее положение в государстве религии  Восточно-Православной  Церкви  Христовой, но и византийский стяг (чёрный двуглавый орёл с крестом и мечом в когтях на жёлтом фоне), реющий рядом с национальным греческим флагом перед входом в храмы.       
     Христианские традиции с отвесных круч Метеор и Афона монахами (прежде всего, преподобным Антонием Киево-Печерским, начальником всех русских монахов, скончавшимся в 1073 г.) да пилигримами (как преподобные: Максим Грек, почил в 1556 г., и старец Паисий (Величковский), преставился в 1794 г.) перенесены на российскую почву – благочестивые обычаи и нравственные ценности прижились, благодаря монастырям, дворянским гнёздам (пример тому, аристократический «русский Парнас» князей Вяземских – Остафьево), а со временем (в девятнадцатом  столетии)  принесли  достойный  плод – настал «золотой век русской  культуры» с присущими ей: историческим реализмом, духовным  психологизмом  и  душевным  романтизмом.
     С греческой землёй связаны жития русских святых праведников: адмирала Фёдора Ушакова (годы жизни 1744 - 1817; в 1798 - 1800 гг. блестяще провёл Средиземноморскую экспедицию русского флота, овладев крепостью Корфу) и воина Иоанна Русского (участник Прутского похода войска Петра Первого в 1711 году, скончался в 1730 году в плену; рака с нетленными мощами покоиться в храме, освящённом  в  его  честь,  на  острове  Эвбея).

      Р. S. Не надо забывать лаконично выраженную историком Василием Осиповичем Ключевским (1841 - 1911) реальность становления российского менталитета: «Итак, греческое влияние было церковное, западное – государственное. Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; западное захватывало всего человека,  не захватывая всего общества».
      Великая и премудрая русская Афина, государыня императрица Екатерина Вторая в своих «Мыслях из особой тетради» записала: «Свобода, душа всего, без тебя всё мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, но не рабов. Я хочу общей цели делать счастливыми, но вовсе не своенравия, не чудачества и не тирании, которые с нею несовместимы».
2009