Заседание антинаркотического комитета России

Общество Трезвости Петербурга
16 октября состоялось заседание Государственного антинаркотического комитета (ГАК) под председательством директора ФСКН России Виктора Иванова.

С докладом выступил Председатель Государственного антинаркотического комитета – директор ФСКН России Виктор Иванов.
    Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков» указал на то, что наркомания представляет нарастающую угрозу национальной безопасности, причем наше общество не обеспечено должным уровнем защищенности.
    Ряд ключевых решений Совета Безопасности прямо адресован Государственному антинаркотическому комитету, который, согласно Положению, должен обеспечить эффективную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Немаловажную роль в реализации решений Совета Безопасности должны сыграть и антинаркотические комиссии субъектов Российской Федерации.
    Центральным по значимости является поручение внести на утверждение Президента Российской Федерации проект стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации, а также разработать и принять действенный и насыщенный конкретикой план мероприятий по ее реализации.
    В соответствии с решением Совета Безопасности должна быть создана государственная система мониторинга и оценки развития наркоситуации в Российской Федерации, как основа эффективной реализации государственной антинаркотической политики.
    Необходима разработка нормативных актов в части, касающейся усиления уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в том числе за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, а также местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий; усиления административной ответственности за потребление наркотических средств в общественных местах.
Актуален вопрос о введении в российское законодательство норм, предоставляющих подсудимым, больным наркоманией и признанным виновными в совершении наркопреступлений небольшой или средней тяжести, возможность выбора между лечением и уголовным наказанием.
    Как отмечалось, основная причина нарастающего давления наркопотока на население Российской Федерации находится за ее пределами и связана с военно-политической ситуацией в Афганистане, породившей масштабный экспорт опиатов в Россию. В связи с этим Государственному антинаркотическому комитету поручено разработать и утвердить межведомственный комплексный план по противодействию афганской наркоугрозе, предусмотрев в нем меры политического, правового, экономического и иного характера. В числе приоритетных задач Государственного антинаркотического комитета - обустройство государственной границы на наркоопасных направлениях и, прежде всего, наиболее протяженной (7,5 тысяч км.) российско-казахстанской границы.
    Было отмечено, что реализация Россией совместно с УНП ООН и другими международными партнерами ряда проектов технической помощи по странам Центральной Азии, - послужит защите наших общих - в рамках различных организаций (ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС) – интересов в сфере безопасности. Это послужит гарантией того, что геополитические интересы других стран, в последние 20 лет активно продвигающих свое присутствие в регионе под эгидой соответствующих программ, не будет использовано в ущерб национальным интересам России.
    Только принятие экстренных комплексных мер может остановить наркоагрессию, ликвидировать афганскую наркоугрозу, привести к кардинальному улучшению наркоситуации в стране.
    Касаясь вопроса состояния работы в сфере профилактики наркомании среди молодежи, на заседании подчеркнуто, что в Российской Федерации пока не создана единая государственная система профилактики наркопотребления, в том числе в молодежной среде. Только такая система могла бы стать первоосновой предупреждения наркозависимости и наркопреступности.
    Учитывая серьезность складывающейся ситуации, Советом Безопасности принято решение о принятии в первом полугодии 2010 года мер по созданию государственной системы профилактики наркомании, а также лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, в том числе несовершеннолетних.
Необходим поиск наиболее эффективных технологий профилактики, способных сформировать такие поведенческие модели молодежи и подростков, которые бы полностью исключали тягу к наркотикам.
Также сложности создает отсутствие единой, продуманной и методически оснащенной системы подготовки кадров для решения задач в сфере профилактики наркомании.
    К разработке программ по профилактике наркомании среди молодежи и обучению специалистов в сфере профилактики наркомании для организации практической работы необходимо шире привлекать учебные и научные учреждения Российской Федерации.
    Целесообразно создать единую систему антинаркотической пропаганды и противодействия незаконной рекламе и пропаганде наркотиков. При этом важна квалифицированная экспертиза эффективности такой пропаганды. Для чего представляются необходимыми меры по совершенствованию деятельности Национального центра наркологии. Этот центр мог бы стать единым методическим и научно-практическим штабом в области профилактики. Он бы разрабатывал единые научно-обоснованные методики для профилактических программ и осуществлял мониторинг их эффективности.
На заседании утверждена Концепция Государственной антинаркотической политики, принятая за основу на заседании Комитета
26 июня 2009 г. и доработанная с учетом предложений антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации.