Жизнь Маньки-Паклюжницы

Павел Полянский
инсценировка рассказа М. Горького “Страсти-мордасти”.


ОДИН АКТ.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

П р о х о ж и й,  21 год.

М а ш а, мать Лёнки, 25 лет.

Л ё н ь к а   п е р в ы й,
Л ё н ь к а   в т о р о й,    }cын Маши, 15 лет.
Л ё н ь к а   т р е т и й.



Сумрак. Свет только от лампы.
Тишина.
На полу разбросаны спичечные коробки. Стоит таз с водой. Рядом лежит деревянная расчёска.
На сцене, в левом углу стоит Прохожий. Он смотрит на Лёньку Первого.
Лёнька Первый сидит на полу, спиной к зрителям. Cмотрит в окно. (Серое, непромытое окно крупным планом на экране телевизора, который стоит в глубине сцены.)
В противоположном от Прохожего углу лежит Маша. Она накрыта чёрным куском материи. Храпит.
Откуда-то сверху доносится шум проносящегося поезда.

Выползает Лёнька Третий. Он пытается поймать жука, но жук убегает. Лёнька Третий, ловя жука, ползёт мимо Первого, по направлению к Прохожему.
Лёньке Третьему тяжело ползти, ноги неподвижны, “мертвы”.
Лёнька Третий всю дорогу кряхтит, рычит, кашляет.
Первый, не отрываясь от окна, выбрасывает руку вперёд и ловит жука. Протягивает Третьему. Тот радостно снимает жука с ладони Первого. Рассматривает.
Достаёт из кармана коробок. Аккуратно убирает в него жука.
Подаёт коробок Прохожему. Тот осторожно берёт.

Лёнька Третий. Гляди,- не открывай, Прислони к уху, послушай.
Прохожий (прислонив к уху коробок.) Шевелится...
Лёнька Третий. Барабанщик. Хитрый паучишка! (Берёт коробок, убирает в карман)
Прохожий. Ну прощай. (Протягивает руку Лёньке Третьему.)

Кто-то кричит: Стоять!

Из того же угла, откуда выполз Лёнька Третий, выползает Лёнька Второй. Ноги его также бессильны. Лёнька Второй тащит старый стул, к которому привязана верёвка. Лёнька Второй держит верёвку на плече. Он быстро ползёт к Прохожему. Кряхтит, сопит. Доползает до Прохожего и ставит перед ним стул, ударяя ножками об пол. Cтул вот-вот развалится.

Лёнька Второй (вытирая со лба пот). Она ведь до утра уж не проснётся.
Прохожий. Да мне её и не надо. Я ж... иду, смотрю, села в грязь, гребёт руками, как вёслами и поёт. Я ей говорю, вылазь, а она – не вылезу.
Лёнька Третий (поднимает один из коробков с пола). А  тут - таракашка  Анисим,  хвастун,  вроде  солдата.  (Кладёт коробок, берёт другой) Это -  муха, Чиновница. А это - черный таракан, большущий,- Хозяин; он - ничего,  только пьяница  и бесстыдник. Напьется и  ползает  по двору  голый, мохнатый, как  черная  собака. 
Прохожий (трясёт коробок. Садится. Ножки качаются). Говорит, я сама себе начальница. Захочу, купаться буду. Я про мать твою.

Лёнька Второй начинает смеяться. Но быстро прекращает.
Лёнька Первый ползёт к Маше. Все оборачиваются к нему. Лёнька Первый поправляет на матери ткань, пристраивается рядом, как щеночек.

Лёнька Второй (трогая лицо Прохожего, что ему совсем не приятно) У тебя рожа страшная, худущая, с таким носом, как у воров.

Прохожий встаёт. К нему тут же подползает Лёнька Третий, показывает ещё один коробок.

Лёнька Третий. Дядя Никодим, я его на дворе сцапал, мамка зовет его – Дешевый.
Лёнька Второй (смеясь). Он тоже любовник ей. У нее любовников - сколько хочешь, как мух, даром что безносая.

Прохожий. Как тебя зовут?
Лёнька Третий. Лёнька!
Лёнька Второй. Лёнька!
Лёнька Первый (сонно, не сразу) Я страшные сны люблю. Раз видел дерево, оно вверх корнями  росло,- листья-то по земле, а корни  в небо вытянулись. Так я даже вспотел весь, проснулся со страху. А то - мамку видел:  лежит голая, а собака живот выедает ей, выкусит кусочек и выплюнет...

Лёнька Второй и Третий запевают:

Идёт баба пьяная,
Издали смеётся, -
Это она самая,
По ком сердце бьётся!

Лёнька Первый поёт один, тихо, протяжно:

Марья Васильевна
Всех парней осилила –
Ей в апреле месяце
Просто хоть повеситься!

Лёнька Первый (привстаёт). А ты уходишь, не ляжешь? (Cлабо постукивает по телу Маши). С ней.
Прохожий. Зачем?
Лёнька Первый. Сам знаешь. Все ложатся.

Прохожий подходит к Лёньке Первому, склоняется над ним.

Прохожий (шёпотом) Я же сказал, мне её не надо.

Лёнька Второй тащит стул к тому месту, где остановился Прохожий. Лёнька Третий ему помогает. Притаскивают стул. Прохожий устало вздыхает и садится. Чтобы ножки стула стояли прочнее, не разьезжались, двое крепко их держат.

Лёнька Первый. Ты – добрый.
Прохожий. Может быть.
Лёнька Первый. Робкий.
Прохожий. Почему?
Лёнька Первый. Сидишь, значит боишься ночью идти.
Прохожий. Уже светает. (Посидев, встаёт. Лёнька Третий и Второй берут его за руки и притягивают обратно на стул. Держат его) Приду опять.
Лёнька Первый. Обманешь, гад.
Прохожий. Ей-богу.

Один Лёнька отпускает Прохожего, другой ещё держит.

Прохожий (cмотря на того, кто держит). Приду. Ей-богу.

Второй отпускает. 

Лёнька Первый. Ты уж – ко мне, а не к мамке, ну её к ляду.

Прохожий пожимает Лёньке Первому, Второму и Третьему руки. Лёнька Третий вынимает из кармана коробок. Протягивает Прохожему.

Прохожий (прислонив к уху коробок.) Шевелится.

Прохожий медленно уходит в ту сторону, где стоял. Слушает по дороге коробок.

Прохожий (оборачивается) Я не вор. Я баварским квасом торгую!
Лёнька Третий. Принеси бутылку, а?
Прохожий. А у тебя что с ногами-то?
Лёнька Первый, Второй, Третий (вместе) Обе такие, с роду.
Лёнька Первый. Не ходят...
Лёнька Второй. Не живут...
Лёнька Третий. А так себе.

Прохожий кивает, уходит.

Лёнька Первый, Второй и Третий группируются вокруг матери, прижимаются к ней.

Лёнька Первый. Вор.
Лёнька Второй. Да.
Лёнька Третий. Он баварским квасом торгует. Не вор.
Лёнька Первый. Завтра бутылку принесёт.
Лёнька Второй (засыпая). Ага... Вор.
Лёнька Первый (засыпая) Не... Баварским квасом торгует...
Лёнька Третий (засыпая) Дурак он. Привёл пьяную, а сам не лёг... Вор.

Где-то наверху проезжает поезд.

Маша просыпается. Поднимается, аккуратно перекладывая детей на пол. Она льнут друг к другу, сворачиваются одним клубком. Маша накрывает “клубок” той тканью, под которой лежала сама. Ползёт к тазу с водой. Всё лицо её в побоях, красно-синее. Умывает лицо водой из таза. Расчёсывает спутанные волосы.

Маша. Ну что стоите? Заходите раз пришли.

Входит Прохожий. В руках у него батон хлеба.

Прохожий. Здравствуйте. (Подаёт батон)
Маша. Здравствуйте. (Бросает взгляд на Прохожего)

Лёнька Первый просыпается, протирает глаза.

Лёнька Первый (кричит) А-а-а-а!

Маша от страха замирает. Лёнька Первый быстро ползёт к ней. Подползает и толчками сдвигает с места. Наконец вынимает из под неё коробок. Дрожащими руками еле открывает его.

Лёнька Первый. Всё... Хоронить.

Лёнька Первый нападает на мать с кулаками.

Лёнька Первый (кричит) Задавила, шкурёха! Убила, сука!

Просыпаются Лёнька Второй и Третий. Понимают в чём дело. Ползут, чтобы тоже напасть на мать. Лёнька Второй тащит стул – нет сомнений, что ударит.

Все трое. Убила! Убила! 

Маша закрывается руками, кричит, плачет. Отползает от детей. Встаёт. Бегает от них, давя другие коробки. Все трое ползают за ней. Лёнька Первый собирает раздавленные коробки, открывает их и ужасается.

Лёнька Первый (навзрыд). А-а-а-а!

Маша бросается в объятия Прохожего.
Лёнька Первый, Второй, Третий замирают. Они наконец увидели Прохожего. Он протягивает им батон.

Лёнька Второй. Ты, что ли, богатый?
Лёнька Третий. Как же это, - богатый, а плохо одетый и, говоришь, - не вор?
Лёнька Первый (тянет руку к батону) Даже жалко тронуть, руки немытые.
Мамк! Вымой руки мне!

Маша моет руки всем троим водой из таза.

Лёнька Первый. У меня в подпечке кладбище.
Лёнька Второй. Дурочка-переулочка!
Лёнька Третий. Самовар поставь что-ли.
Маша (гладя одного, другого, третьего) Конечно... Поставлю сейчас, поставлю...

Маша поспешно уходит.

Прохожий снова протягивает хлеб и на этот раз его берут.
Все трое жадно едят, черпая воду из таза и напиваясь ей.
Прохожий садится на стул. Вынимает коробок. Трясёт над ухом.

Прохожий. Барабанщик.

Лёнька Первый (жуя, подползает к телевизору). Мамка! Вымой окошко, ничего не видать мне!

Лёнька Второй (берёт из рук Прохожего коробок, открывает) Если таракана раскормить, то можно на нём кирпич возить. Если он с лошадь, так он сильный.
Лёнька Третий. И усы не помешают. Они как вожжи будут! Нет у меня ног, а то бы! Я бы работал бы и всю свою зверильницу раскормил. Торговал бы, после купил бы мамке дом в чистом поле. Ты в чистом поле бывал?
Лёнька Первый. Мамка! Света божьего не вижу. Протри!
Лёнька Третий. Мамка моя, дурочка... Слышал как она хохочет? Хохотать любит.

Входит Маша с самоваром.

Маша. Ну! Давайте чай пить!

Маша прямо около ног Прохожего ставит самовар. Cадится около детей.
Вынимает из под драной кофты кружку. Наливает. Даёт Прохожему.
Он делает глоток. Все смотрят на него, жуя хлеб.

Лёнька Первый (Маше) Ты бы вот выходила за него замуж,  венчалась бы, как другие бабы,- а то валандаешься зря со всяким... только бьют... А он - добрый...
Лёнька Второй. Он - богатый... (Громко рыгает)

Лёнька Первый подползает к Маше. Прикладывает голову на колени.

Маша (Прохожему) Так вот мы и живем тихонько, я да Лёнька. Ругают меня на дворе - распутная! А - что ж? Мне стыдиться некого. Всякому сразу  видно, для  чего  я  гожусь. Хорошее дитя у меня?
Прохожий. Да. Очень.
Маша. Квасом торгуете?
Прохожий. Квасом.
Лёнька Второй. Ты бы вот выходила за него.
Лёнька Третий. Он - богатый...
Маша (Смотря на Лёньку Первого). Уснул, сынок. (Маша прикладывает к себе Второго. Второй приваливается к ней.) Отец у него - барин был. (Приваливается и Третий) Ночью  было, я  только  ушла от него,  а  он ка-ак грохнется на пол,- только и житья! Вы - квасом торгуете?
Прохожий. Квасом.

Сидят молча. Сказать нечего.

Маша. Вы мною,  молодой человек, не брезгуйте,  теперь  уж я не заразная,
спросите кого хотите в улице, все знают!
Прохожий. Я не брезгую.
Маша. Очень благодарна я вам за Леньку, праздник ему сегодня. 

Прохожий встаёт.

Маша (быстро умывает лицо в тазу, расчёсывает волосы) Вы мною, не брезгуйте!  Не заразная я теперь! Спросите кого хотите!
Прохожий. Да я не брезгую.
Маша. Куда же вы? (быстро наливает ещё чая, подаёт чашку Прохожему вместе с куском хлеба, который вытягивает из руки спящего Лёньки) Я рожу-то платком прикрою... Хочется мне за сына поблагодарить вас... Я - закроюсь, а?

Прохожий нагибается. Ловит таракана. Убирает его в один из валяющихся коробков. Вкладывает в руки спящего Лёньки.

Прохожий. Надобно идти.
Маша. А то останьтесь.

Прохожий пятится назад и наконец уходит совсем.

Маша. Ввалился однова к нам  монашище, большущий такой, да и спрашивает: Можешь ты, паклюжница, связать мне лестницу из веревок?? А я  - сроду не  слыхала про такие лестницы? Нет, говорю, не смогу я! Так я, говорит, тебя  научу. Распахнул  рясу-то, а у  него все брюхо веревкой нетолстой окручено,- длинная веревища да крепкая! Научил. Вяжу я, вяжу, а сама думаю: На что это ему? Не церкву ли ограбить собрался?? Пришел он в срок, я и говорю? Скажи, ежели это тебе для воровства, так я не согласна! А он смеется хитровато таково? Нет, говорит, это -  через стену  перелезать, у нас стена большая, высокая, а мы люди грешные, а грех-от за стеной живет,- поняла ли?? Ну, я поняла: это ему, чтобы по ночам к бабам лазить. Хохотали мы с ним, хохотали...

Маша хихикает. Перекладывает детей на пол. Они сворачиваются клубком.
Маша встаёт. Продолжая хихикать, берёт тряпку и начинает протирать окно.
И уже не понятно, то ли Маша всё ещё смеётся, то ли плачет. То ли всё вместе.

Занавес.