Символизм в христианстве

Светлана Логинова
Христиане первых веков собирались для молитвы в домах зажиточных общинников. С ростом общин молящимся стало тесно в домах, и тогда для моления стали строить специальные сооружения. Чаще всего это были древнехристианские катакомбы, точнее (христианские погребальные сооружения) подземные кладбища с местами для празднования покойников (цементерии), в последствии там же проводились и богослужения. С течением времени молельные места украшались орнаментальными росписями и фресками.

Живопись этого периода очень символична. Раннехристианские художники использовали  многое из античного периода, но привносили и что-то свое. «Те из языческих животных и человеческих образов, которые утратили мифологическое значение и превратились в чисто декоративные элементы, были заимствованы христианской орнаментикой простодушно. Без попыток какого-либо символического толкования. Пантеры, козлы, морские коньки, птицы, маски, чередующиеся с гениями и Психеями в длинных одеждах, с бескрылыми амурами и крылатыми малютками гениями, которые, как ни напоминали нам позднейших христианских ангелов, не должны быть приняты за них».  В других случаях античные символы истолковывались в христианском смысле, чему ярким примером может служить «Дионисовая лоза». «Я есмь истинная виноградная лоза; а Отец Мой - Виноградарь».  Следовательно, изображая виноградную лозу, раннехристианский художник представлял Иисуса со своими апостолами, а Богу Отцу он придавал образ Диониса.

«Голубь в древнехристианской живописи был символом мира сходящего на душу христианина. Павлину, изображения которого с распущенным хвостом мы находим на многих фресках, была приписана нетленность, для того чтобы он символизировал собой бессмертие. На якорь как на символ христианской надежды есть указания уже в послании  апостола Павла к евреям».  «Дабы в двух непреложных вещах, в которых  невозможно Богу солгать, твердое     утешение имели мы, прибегшие взять за предложенную надежду, которая для души есть  как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,…». 

Часто раннехристианскими художниками использовались для изображений Иисуса и апостолов символические изображения рыбы и агнца. Позже они стали изображаться с фигурами рыбака и Доброго Пастыря. Удящий - рыбак - символ рыбарей-апостолов, которым сказано, что они станут «ловцами человеков». Отсюда можно заключить, что рыба, вначале  является  символом человека принявшего крещение, то есть христианина; и лишь позже становиться символом самого Спасителя.

«Слово ;;; означает у евреев, как рыбу, так и рост, и как говорит Инмэн: «Евреев вел к победе Сын Рыбы, другим именем которого были Иошуа и Иисус (Спаситель).

В раннехристианской  традиции Троица символизировалась тремя рыбами. Установление этого нового символа произошло, как свидетельствуют Отцы Церкви, благодаря тому, что из начальных букв греческих слов І;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;; (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) составляется слово ;;;;;, то есть «рыба»». 

Увлеченные астрологические умы трактовали символ рыбы как знак прихода новой эры как эры - эры Рыб, которая начинается со смертью Иисуса Христа, а Овна «Агнца» истолковывали как жертву, принесенную новой эре.
 
Символы агнца и Доброго Пастыря, также часто встречаются в катакомбной живописи раннего христианства. Эти изображения подобно изображениям рыбы символизируют  Иисуса. «Я есмь пастырь добрые: пастырь добрый полагает жизнь свою за овцу» . «Чаще всего Спаситель изображался в виде Доброго Пастыря, несущего на своих плечах  заблудившуюся овцу. Соответственно агнец изображал человека, спасенного благодатью крещения, а уже позже изображение агнца стало символизировать самого Христа»  «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» . Ягненок является знаковым символом чистоты из-за мягкости и белизны его шерсти. «Во многих языческих Мистериях он означал Универсального Спасителя, а в христианстве он является символом Христа. Ранняя церковная живопись показывает ягненка, стоящего на маленьком холме, а из-под его четырех ног текут четыре ручья живой воды, что означает четыре Евангелия. Кровь ягненка является солнечной жизнью, вливающейся в мир через знак Овна».   И так Иисус, Ягненок, пролил свою кровь, солнечную жизнь, которая явилась миру в Эпоху Рыб.
В раннехристианскую эпоху, то есть со II по IV в. н.э. большинство катакомбных фресок изображают библейские события, причем ветхозаветные сюжеты воспроизводятся чаще, чем новозаветные, за исключением Доброго Пастыря. «Цикл новозаветных сцен в катакомбной живописи начинается с «Благовещенья». Далее следует «Поклонение волхвов», которые изображаются в количестве от двух до четырех фигур, во фрикийской одежде, шествующие к Богоматери. Некоторые фрески представляют Крещение Господне. Последний разряд новозаветных композиций - Чудеса Спасителя. Что касается его Страстей, то эти изображения отсутствуют.

«Во всех катакомбных фресках изображаемое действие обыгрывается как можно меньшим количеством фигур, крайне просто и спокойно» .

Так как один и тот же сюжет трактовался приблизительно одинаково во всех христианских катакомбах; надо полагать, что отдельные живописцы-декоратары кубикулов не компоновали изображения самостоятельно, а придерживались образцов, выработанных путем коллективного творчества. Позже эти образцы брались за канон в изображении тех или иных сюжетов на более поздних фресках и иконах уже  в IV - VIII вв.


 Список использованной литературы:

 К. Верман «История искусства всех времен и народов»
 Евангелие от Иоанна
 К евреям гл. 6, 18;19
 Менли П. Холл «Магия белая и черная»