История с фотографией

Роберт Тальсон
История подлинная.




Как можно хорошо провести время в городе Пензе, если на дворе 1908 год, весна, из Томска приехал брат и, вообще, вся жизнь впереди? Конечно, нужно пойти фотографироваться. В Пензе  находится самое знаменитое фотоателье. Тамошние мастера два месяца над каждым портретом колдуют, даже отличница Оленька П. вышла красавицей.
Варвара Михайловна Беляева наводит марафет – красится и завивает волосы. Она сегодня не похожа на сельскую учительницу, да и ее жених, Виктор Андреевич Европейцев почему-то не выглядит настоятелем храма. Он происходит из знаменитой династии священнослужителей, иерей Европейцев когда-то поставил на ноги будущего историка Ключевского. Лев Михайлович Беляев сначала помалкивает, дабы не ляпнуть что-нибудь неприличное при женихе сестры. Но надолго его не хватает, и вот он уже рассказывает анекдоты, привезенные в Томский университет студентами из Москвы.
В ателье маленькая очередь, богатая купеческая семья привела запечатлеть для потомков трех своих отпрысков. Самый младший рыдает при виде фотографа, надевшего на голову черную ткань.
- Сейчас вылетит птичка! – пытается успокоить его мастер.
Ребенок начинает вертеть головой, ищет птичку. Это еще хуже, если шевелиться.
- Смотри сюда, вылетит птичка – не пропусти!
- Где, где эти птички? – спрашивает старший брат, теперь уже он пошевелился, снимок опять запорот.
Еще одна попытка. Средний хватает за руки обоих братьев и сжимает со всей силы...Так он и получается на снимке -  со свирепой улыбкой на кукольном личике. Зато не шевелились.
- Готово, следующие!

Лев Беляев фотографируется один, он будет дарить фото барышням.
Жених и невеста фотографируются вместе, они ни на секунду не хотят расставаться.
- И куда же улетели птички? – смеется Варвара Михайловна, когда снимки уже сделаны, и они выходят из ателье, и поворачивают в сторону кондитерской.


В 1911 году Лев Беляев в отряде медиков отправился добровольцем на русско-китайскую границу бороться с эпидемией легочной чумы. Зараженные чумой китайские крестьяне стремились попасть в русскую часть Харбина, чтобы немного подработать. Они совершенно не осознавали, что не только больны, но и являются разносчиками болезни. Лев Беляев принудительно госпитализировал стремящихся в Россию китайцев, заразился и умер. Проникновение легочной чумы в Россию было остановлено.

В 1931 году священник Виктор Европейцев был расстрелян по ложному обвинению в антисоветской деятельности. Причина ареста была в другом. Отец Виктор служил Пасху, обходя дома прихожан, когда храм уже был закрыт, но люди просили  о духовной опеке. Виктор Европейцев причислен к лику святых, как новомученик.

Варвара Михайловна Европейцева с детьми на руках была вынуждена бежать в другую губернию. Несмотря ни на что, она сохранила эти две фотографии.