SILK WAY 2009. День восьмой. Пятница

Шестакова Евгения
11 сентября. День восьмой. Пятница. Перегон Туркменбаши - Балканабад. СУ 6 – 362 км.

Ура, мы опять ночевали в гостинице, да еще в какой! Не просто роскошное, а поистине величественное, белоснежное мраморное высотное здание высится над в общем-то старыми и убогими 2-х этажными домишками. Внутри – просто дворец, в котором неторопливо прохаживаются гонщики.  Город Туркменбаши, или по старому - Красноводск, расположен в узкой долине между двумя скальными отрогами – с третьей стороны город обрамляет бухта. Въезды и выезды из города – узкие дороги среди скал.
Ура, первый раз нам дали поспать – почти до 6 утра.  Да еще на улице льет настоящий дождь! После недели в степи – это кажется чудом! Мне реально уже казалось, что дождя в этом мире не существует….А рассвет над темно-синей водой в окружении гор и в капельках дождя - это вообще супер зрелище! Причем, солнце было видно буквально пару минут, потом оно скрылось в облаках.

Завтракали мы вместе с гонщиками, интересно посмотреть на экипажи перед гонкой.
Карлос Сайнс бродил по ресторану какой-то задумчивый.. Наверное, он думал, как же ему сохранить свое первое место.Вчера он привез Насеру 3 минуты.  А наш любимый Кабиров на 7 месте… Чагин на самом деле вчера валил, как сумасшедший, для сравнения – вчера победил Сайнс с результатом 5 часов 1 минута, Чагин приехал с результатом 5 часов 29 минут. Никогда еше грузовики не подбирались так близко к легковым. Наверное после этого результата и поползли по лагерю слухи о том, что Чагин едет без ограничения скорости в 150 км. Беркут всего лишь на 25 месте. Это результаты абсолюта. Фелонец на 29, Береза – 33. Напомню, что это результаты 10 сентября, когда стартовало 43 машины. Финишировало 27…

И первый раз мы попали на финиш. В общем, день сплошных удивлений. СУ ралли рейдов так устроены, что нужно выбирать – попасть на старт, на промежуточные точки или на финиш. Успеть везде – нереально из-за расстояний. Приезжаем рано утром на точку и наблюдаем, как бригада судей за 15-20 минут на ровном месте разворачивает мини-штаб. Место финиша с одной стороны отделяет огромная гора – при ближайшем рассмотрении понимаем - что это технологические отвалы пустого грунта. Такие рукотворные «горы» можно встретить у нас в КЗ возле Балхаша, по дороге на Караганду.
Точка для съемки удобная – машины на большой скорости, преодолевая несколько трамплинов, с прыжком уходят с грунтовки на асфальтовую прямую.
По дороге к финишу, проезжаем через несколько поселков – по краям дороги стоят дети, подростки и местные жители в национальной одежде, дикими криками и воплями приветствуют «участников автопробега». 
Вот сколько раз проезжали мимо них, столько раз они вопили, как резанные. Видели женщину-миллиционера в юбке до пят. Нас всех терзала мыль – интересно, а как в таком наряде она бегает за преступниками. Позже, уже в Ашхабаде мы узнали, что преступности в стране как бы и нет, и самое грозное оружие у миллицонеров – это свисток.

Ждем первые машины, как и ждем дождя. Низкие серые тучи сгруппировались как раз над линией финиша.  Кажется, что Туареги сражаются в каком-то своем особенном зачете. А все остальные машины – в своем, начиная с пятого места в турнирной таблице, которое для них – первое. Интересно, что очень много экипажей, побывавших на этом пятом-«первом» месте сходили с трассы по различным причинам – перевороты, возгорания, сломанные коробки и тд. От водителя вертолета, который сам бывший житель Туркменистана узнаю, что неофициально два оставшихся «в живых» Нисана туркменской команды сняты с соревнования и по гражданской трассе едут на финиш в Ашхабад. Чтобы на подиум выехали не разбитые машины.

Пыль на горизонте возвещает нам о прибытии на финиш первого Туарега… Высоко подпрыгнув над землей проносится 101 экипаж Карлоса Сайнса.
И тут… с противоположной стороны трассы, с асфальта показываются два украинских экипажа – 148 – сине-красный Паджеро и  и 132 – ярко желтый Эф джей Крузер. Ребята не финишируют, они просто проезжают мимо линии финиша и встают неподалеку.
И вслед за Карлосом пересекают вожделенную линию.
«Шо цэ таке было» - мне удается выяснить уже в биваке. Все просто и непонятно одновременно – экипажам, которые уже просто участвуют в массовке гонки нужно лишь стартовать, а затем - финишировать. За невзятые точки им прибавляется время штрафа, что, собственно, таким пилотам уже по барабану. Зато нет никакой дисквалификации и всех манит вожделенный Ашхабад и 5000 то ли евро, толи долларов. Разные источники сообщают разные валюты.
В то же время в лагере уже день или два ходят упорные слухи, что «казахи» - а именно Филонец и Мороз едут на не омолагированной машине и их вообще никто в расчет не берет. Источники слухов- россиякая команда Георейд. Чуть позже в интернете, на ю тубе появится это интервью со словами- Казахи наступают нам на пятки… Интересно, как это Филонец и Мороз наступают на пятки Георейду, если наши парни ВПЕРЕДИ именитых многократных Чемпионов России.
Для Александра Мороза  такие подковерные игры не стали новостью
-«Когда мы стали побеждать на знаменитом трофи-Ладога, россияне распускали такие же точно слухи – то у нас машина не та, то у нас одного нет, то другого… Мы привыкли к такому отношению.»

Вернемся к нашему заезду. Вторым Туарегом была машина Насера, он финишировал довольно спокойно, но громким грохотом – без подбросов, выкрутасов и напрасных рисков. Вращаясь среди персонала и гонщиков Фолксваген моторсопорт, я не раз слышала, что ненужная горячность, риск и необдуманные действия этого пилота помешают ему выиграть не только эту гонку, но и Дакар 2010 года.
Оказалось, что этот звук издает пробитая левая покрышка. Почти на голом диске катарец и финиширует, терять время на смену колеса - это было бы фатальной ошибкой. Колесо было пробито всего за 7 км до финиша.
За Туарегами, почти так же запрыгивает на финиш 204 Чагинский Камаз. 4 часа дня. Мы приехали на бивак в Балканабад, на наш бивак, который просто поражает – нереальная жара, дикая пыльная буря, и обжигающий горячий вечер.
Ад.. Все люди ходят замотанные в платки. Почти арабская страна. Теперь я понимаю, зачем нам немцы в мешки со спальными принадлежностями положили горнолыжные маски. Вспоминаю. Что у меня в сумке с вещами есть арабский платок из Египта. Заматываю почти все лицо, по-другому дышать нельзя, и ухожу в столовую пол навесом ждать ужина и результатов. Пусть с установкой палаток разбираются парни из нашей команды. К тому же Тима поломал наш Туарег, он не заводится. Ходить по такому аду вообще не хочется. Беру бутылку шампанского и иду в столовую. Фиг кто меня оттуда выгонит. Пространство вокруг столовой поливают из поливалок водой, хоть какая-то минутная прохлада.
Самый прикол, как только мы въехали в Туркменистан в первый бивак, сразу поняли. Что цивилизации жок. В туалетах элементарно не стало бумаги, в Балканабаде была вообще жесть – некоторые туалеты от ветра переворачивались!
На диктофоне иногда вообще не разобрать слова, которые я говорила на улице. Все задувает ветром. Слышно только одно – Писец!

Насер первый, Санс второй. Такой же расклад и в Абсолюте. Наш Филонец 15-ый в общем зачете и первый в своем классе. Березовский на 18-ом месте, Чередников – 22. Это был Абсолют без грузовиков. В их категории первый по итогам дня Чагин, Кабиров лишь третий, отстав на 11 минут 47 секунд. Но в Абсолюте у грузовиков твердо лидирует Кабиров, за ним идет Де Рой младший, а Чагин лишь на 6 месте с отставанием – 2 часа 24 минуты 33 секунды.

У местного КАмаза оторвался тросик газа, парни его починили за 15 минут и продолжили гонку.

В столовой этим вечером красота – везде сидят знаменитости и вовсе не спешат уйти на пыльный и горячий ветер к себе в палатки.
Ловлю улыбающегося Александра Мороза – В их машине происходили какие-то загадочные явления – из-за пыли, которая забивала все контакты отказывали то дворники, то что-то еще. По пухляку машина вообще ехать не хотела. Проваливается, будто ее в болото засасывает. Остановились, начали соединять-разъединять все контакты, мимо нас прошли 4 машины вчуууууухххххххх. И тут у нас все заработало. Мы поехали, на песочнице их догнали и обошли.
А вчера на песке мы сначала поехали на горку и сели…Спокойно выкопались, спустились вниз с другой стороны, спустили колеса до единички и развернулись, дали инерцию машине и по другому склону поднялись наверх. Еще один раз сели пузом, тяги просто не хватило,  вышли на гребень и машина провисла. Когда тяги не хватает, нужно машину остановить ДО пика бархана, чтобы была возможность ее скатить назад. А у нас получилось, что колеса уже перевалились и пришлось копать. Минут 5-7 мы там потратили. С бархана ее сдернули и дальше без приключений все прошли. Еще вчера мы бампер потеряли! Мы даже об этом не знали.
Первой потерей был брызговик еще на песочнице – когда назад скатывались, увидели, что наш брызговик лежит. Думаем – остановиться забрать?! Но тягу то уже не бросишь  и такие – ООООО наш брызговик….Там, там остался…И уехали…
Когда дальше спускались с плато Устюрт, по каменным ступеням, то там где-то и потеряли бампер.

Тут в разговор вклинивается Евгений Кузнецов, штурман нашего «украинского» экипажа – 162.
-Мы видели, где лежит этот бампер. Когда мы прошли вдоль каменистого берега Каспия и уходили назад в горы, перед выходом было несколько конкретных промоин. Мы там ударились задним бампером, но так как свес у нашего автомобиля длинный, он ударился рамой. А вы там прыгнули и ушли.  Проезжаем, мне Андрей говорит – во, бампер лежит, белый… По ходу Филонца. А что, кроме Филонца нет что ли белых машин?!
-Да кроме него никто так по трассе не дубасит!

Приехали – точно нет Бампера.

Мороз – Приехали на финиш, останавливаемся, шлема сняли и выползли из машины – О, бампера нет, и нам сказали, что он лежит километрах в 200 от финиша. Решили за ним не возвращаться..) Презент местным жителям.

Евгений Кузнецов – на самом деле поступок экипажа Филонца можно расценить, как засорение окружающей среды, потому что там такие красивые девственные места…Где ни ступала нога человека, проезжаешь и любуешься неповторимыми лунными или марсианскими пейзажами и теперь там лежит какой-то непонятный бампер!

Мороз- Евгений, я с вами не согласен. Я считаю, об этом должны заботиться организаторы. Потому что машина идет, откуда ты знаешь, что там у тебя отвались сзади?!

Евгений Кузнецов- да я просто хочу, чтобы у тебя проснулась совесть! )))

Я- Евгений, кстати, а расскажите кА про ваше колесо, которое осталось в пустыне и так же засорило окружающую среду.

Евгений Кузнецов- А мы же не смогли его забрать. Оно же сгорело! Рассказываю
Мы вышли на длинное сухое соленое озеро, это вчерашний этап, там прямик 9 км. Это один из первых солончаков – 9 км 110 метров. Мы выходим на этот прямик и … Да там шатлы можно сажать! Не зря же говорят, что в Неваде первые шатлы сажали на таких же соляных озерах. И мировые рекорды скорости устанавливают на них – потому что эти озера – идеально ровные!
И вот едешь ты по нему, летишь, выжимаешь из машины максимум того, что можно. И тут мы слышим, что-то сзади – тук-тук-тук.
Мы переглянулись – что стучит? Да ничего не может стучать…
Пилот сбавляет скорость, машина останавливается и мы понимаем. Что чем-то цепляем. Нужно выйти – посмотреть.
Выходим – заднее правое колесо спущено, а так дорога была очень ровная, мы не заметили, что из-за спущенного колеса машина может ходить туда-сюда.
Колесо так спустило, что по краям протектора, по боковинам уже видны дыры – оно так прожевалось. Валит белый дым и запах горелой резины.

Мы же не подозревали, что оно внутри, оказывается, уже загорелось. Посмотрели – Ну что- снимаем?
Убрали не торопясь машину с дороги, чтобы нам никто не въехал в зад. Андрей достал домкрат и тут кричит- Тащи огнетушитель!
Колесо начинает полыхать! Я беру огнетушитель, колесо получилось, будто с окнами, в которые я и начинаю заливать, но огнетушитель то порошковый, а не жидкостный. Порошку пофиг, он туда не льется! Я вроде его засыпал внутрь, показалось, что пламя потухло и через секунду опять вспыхивает языком.
Мы даже не успели засунь домкрат!
Последнюю, пятую гайку на колесе, мы откручивали, когда все колесо уже пылало!
Откручиваем колесо, плюс дует очень хорошенький ветерок, раздувающий пламя, я прыгаю в машину и начинаю ехать, чтобы оно просто отвалилось. Колесо сваливается, я несколько минут прокатываюсь на мосту.

Андрей говорит, ну нужно ведь хоть диск спасти! Наш огнетушитель уже закончился. Кроме того, что горит колесо, горит и наша машина! Потому что там резиновые пыльники амортизаторов, там же провода идущие назад в кофр, они прям капают уже, там же стропа ограничения хода подвести – тоже горит. Там же трубопровод, правда его спас кофр.
Начинаем сначала лить всю воду, что у нас была, видим что проезжаем Туркменский Камаз, они нам дают огнетушитель, который оказывается жидкостным, мы машины затушили все!
В этот момент, пока мы тушили машину, колесо уже конкретно занялось! Мы его тушим – не помогает, вспыхивает вновь и вновь! Огнем!

Андрей берет нож и начинает резать протектор-боковину с двух сторон! Чтобы спасти диск. Режет – вроде режется. Он переворачивает колесо – приток свежего воздуха и столб пламени вздымается вверх на несколько метров!

В итоге- колесо сгорело – сгорел и диск! Дым черный кругом! Колесо уже не спасти, я просто начал фотографировать это зрелище на память!

Все это происходило в течение 3 минут максимум. Если бы это был гражданский автомобиль с девушкой за рулем – он бы сгорел! Это был бы полный капец!
Наш спортивный дорогой диск так расплавился, будто он был сделан из легкого пластика. А если бы мы не смогли открутить шпильки, то машина бы сгорела вся!
Причем, машина оборудовано системой пожаротушения, но это же внутри! А горит то она снаружи!  Отъехали километров сто после пожара, пилот рассуждает вслух.
Гонка то дальше идет в обычном ритме.
-Два огнетушителя завтра положу.
Пять  минут спустя.
-четыре положу…


А сегодня после ряда наших небольших приключений, на песочнице, мы шли в гарнире,  то есть почти самые последние по разбитой дороге. И чтобы по ней не идти, а выходить из машины и копать тоже не хотелось, время терять, мы шли по срезкам. А срезки – это чьи то следы и порой попадалась тоже раскатанная дорога. А когда решаешь сам проложить путь – то сто пудов попадаешь в засаду, обычно машина подлетает и садится.
Берешь сантраки, буквально один подложил, машина спрыгнула и едешь дальше. Куда вот только…Вот сюда, нет вот сюда, бааааам! Стой. Опять сели. Выходи, доставай сантраки, я уже их не крепил, просто бросал в багажник.

Еще был один случай – идем за грузовиком, Татра по-моему, идет хорошо, и вот уже подъем, вот все- он поднимается, мы за ним и он раз и встал! А нам куда деваться – мы тоже встали! А оказалось, что впереди стоял закопанный оранжевый Митсубиши, причем Татра его увидела- объехала, а мы застряли!
Эту машину мы вчера несколько раз обгоняли, потом он нас. Мы едем за ним, выходим на солончак и понимаем, что оранжевый идет не по курсу. Мы едем по своей книге и тут часа через два нас опять обгоняет эта же машина! Думаем- слушайте, какой он настырный! Видимо, там пилот был хороший, а штурман вот не очень!
Говорят же, что ошибка пилота - минуты, ошибка штурмана – часы. Они видимо учесали куда-то, и когда спохватились, прошло уже время.

И сегодня то мы его обгоним, то он нас. Сегодня роутбуки были почти идеально, даже короткие связки и иногда я не успевал читать и реагировать, так мы попали в канаву, пилот спросил – что не было этого в роутбуке? Нет я не прочитать не успел, все написано!

Денис Березовский.
-Вчера был прикольный, марафонский этап. Пески мы прошли хреново. С резиной немного ошиблись. Я тестирую шины для Федерала и мы все эти дни шли на грязевой МТ. У меня был комплект песчаной резины, но до этого дня я его не рисковал ставить. И вчера мы зашли на песок, не спуская колес, проехали почти все расстояние нормально, а потом сели. И хорошо потеряли по времени.
Как только выехали из песков - кончили  три колеса. А два дня назад мы сломали левую заднюю полуось на участке в 590 км. На 230-ом километре машина просто перестала рулиться. Остановились, посмотрели – все нормально, протрясли подвеску - тоже нормально. Понять, что такое происходит – на месте было невозможно, может рейка, может тяги погнули, может еще что-то. Ну и дальше пришлось снизить темп и долго тошнить…Приехали на лиазон, после него на бивак и увидели, что потек сальник. Когда разобрали, то увидели, что рассыпался подшипник. Я думал, что на утро мы вообще не выйдем на старт, потому что делать было не из чего, полуось мы с собой не брали,  когда перед гонкой мы делали полную ревизию авто, то были уверены в этом агрегате, но видимо сама деталь была не очень…С Алма-Аты сюда вылетел человек с полуосью, Артур здесь нашел какие-то Уазовские подшипники, механики сделали чудо, как обычно. Разобрали подшипники, до нужного диаметра наружного наварили, обточили на наждаке. Отцентровали. Сальников тоже не было, взяли паралон из кариматов, нарубили его колбасой и одели. Не знаю, как вся эта конструкция выдержала, но она выдержала. До лагеря… Только мы приехали в лагерь – все опять развалилось. Но уже была новая полуось, мы ее воткнули и со вчерашнего дня начали наращивать наш темп. Вот поехали и кончили три колеса…
А запасок было две. Одно колесо спускало постоянно и нам приходилось останавливаться и качать колесо. И ремкомплекта для колес у нас не оказалось.
Два дня назад еще нам пришлось вернуться из-за того, что Артур забыл шлем на биваке и нам пришлось возвращаться. Мы обычно вещи с вечера готовим, все складывается в машину, но механики работали до поздна, они же днем спят, а ночью работают. Сувмка объемная и там особо не понятно – есть что в ней или нет. Затолкали в машину и поехали на старт. Сумка есть, а шлема нет, он остался в техничке. 22 минуты потеряли из-за возвращения. Но, видимо, в этом был какой-то знак!
Потом, 400-ом километре был слабо прописанный грейдер и были «штаны на лево, прямо нельзя - овраг» и перед нами, минут за 10. из Т2 голубой Паджеро коротыш ( которого мы и называли голубенькой хренью), сбился и пошел прямо, уши и машина в какашку. Поэтому может и хорошо, что мы забыли шлем..) Колесо, в среднем мы меняем за 4, 5 минуты при помощи гидродомкратов. Гидродомкратов у нас нет, так как это 90 кг лишнего веса!
Ты сэкономишь максимум минуту на замене колеса, а все остальное время ты будешь отставать из-за лишнего веса. 100 кг веса – это 5 процентов лишнего веса в машине вообще.
Если едешь на результат, то застревать в песках вообще нельзя- застрял все, вылетел из лидеров. Первая 4-ка в этой гонке на песках не застревала нигде.
Вчера первые 2 км были чистые дюны, потом пошли саксаульные дюны, а сегодня все время были саксаульные дюны, но не 16 км, как нам говорили, а 43.

-Многие экипажи жаловались, что им мешали верблюжьи колючки. Забивали радиатор и тд.

-У нас не было таких проблем, стоит на бампере отсекатель и ты просто их дубасишь и все.
С третьего дня у нас начало получаться рассчитывать топливо. Мы не знали сколько ест машина, расход около 40 литров.