SILK WAY 2009. Мы были там, где нет дорог. Часть 1

Шестакова Евгения
SILK WAY 2009.

Мы были там, где нет дорог.

Вот и отзвучали последние аккорды песен многосотсильных моторов, разносящихся над просторами трех братских республик, в течение 10 дней. Путь пролегал  фактически по бездорожью от Казани до Ашхабада. Даже не по бездорожью – спортсмены и машины сопровождения ехали там, где дорог просто нет. Но зато какие фантастические пейзажи бело-черных гор и каньонов нам открывались, особенно поразил Мангышлак.
Участвуя в ралли-рейде в категории Ассистанс на подготовленном Volkswagen Touareg мы  поняли, что понятия «Бездорожье» и «Нет Дорог» - это две большие разницы. Можно сказать, что от Уральска, до Ашхабада нет дорог! Вообще!

Имена победителей уже названы, кубки  и призовые деньги вручены, но у нас с вами есть реальная возможность включить «машину времени» и вернуться назад, к третьему сентября, когда вылетая из Алма-Аты в Казань через Москву наш экипаж Дмитрия Филонца и Александра Мороза еще не знал, что они окажутся с большим отрывом на высшей ступеньке пьедестала почета, не смотря на многочисленные козни и препоны, которые начались еще в Москве. Всех казахстанских спортсменов в аэропорту Домодедово просто не допустили до посадки на самолет в Казань, потому что службе безопасности показалось очень подозрительным сертифицированное оборудование автоматического пожаротушения, которое спортсмены везли на гонку. Хамство москвичей было просто поразительное. Самолет еще не улетел, даже не закончилась посадка, автобус с пассажирами стоял перед выездом из рукава… Перед казахстанцами просто закрывают двери – опоздали! Парням пришлось покупать билеты на следующий рейс, и в Казани мы  с ними встретились только вечером.

Ралли рейд SILK WAY 2009, (или «Йопик Йолли», как мы прочитали название на туркменском языке) протяженностью в 4500 км, из которых 2846 составляют Спец участки, проходил с 3 по 13 сентября. Дистанция ралли – это половина классического Дакара.

Четверо казахстанских журналистов проехали весь путь на Volkswagen Touareg, за что отдельное спасибо компании Меркур, работники которой сделали все возможное, для того, чтобы мы попали на ралли-рейд Шелковый путь. И теперь мы, тем же составом, очень хотим, чтобы дорогая и любимая компания Меркур отправила нас таки на НАСТОЯЩИЙ Дакар. ( напечатать в журнале САМЫМИ большими буквами..))))

Мы оказались в составе прославленной  немецкой команды Volkswagen  Team. Всего было 4 журналистских Туарега. В одном из которых ехали россияне – в двух других - немцы. Немецкого водителя у нас не было, ехали всю дорогу сами.
Нашей команде журналистов очень повезло, мы оказались в числе 6 машин из всего пресс парка– имеющих право выезда на спортивную трассу. Остальные машины ехали по трассе ассистанс, лишь изредка имея возможность фотографировать и снимать машины, если трасса подходила близко к спортивной. Если этого не было, то журналисты просто ехали от бивака до бивака. Скучно и неинтересно. На машинах гордо красовались номера серии 500.
Свободы было гораздо больше, наш руководитель - Маркус Климан почти всегда привозил нас на интересные для съемок места, правда, иногда, как только проезжали Туареги, он пытался нас завернуть, говоря, что все –  надо ехать дальше.
Всего на гонку было аккредитовано 103 журналиста.

И звезды спустились с небес…

Вообще, ралли-рейд – это нечто особенное. Я не верила в то, что звезды автоспорта на это время спускаются с небес. Весь бивак – одна большая семья. На трассе они соперники, но после гонки в ангар к Владимиру Чагину мог спокойно прийти Де рой младший попить пива, и обсудить прошедший этап.

Или любимец всей нашей журналисткой команды, участник Дакара 2009 – Катарец Аль Аттиях Насер, которого мы в своей команде нежно  прозвали- «Аллилуйя», мог в столовой подсесть к нам за столик поболтать и попить чая, потому что ему было скучно…
Мы ели вместе, мылись в одной палатке-душе, стояли в одной очереди за фруктами. Я испытала самые противоречивые чувства в первый раз,  когда поняла, что рядом со мной жует дыню испанец Карлос Сайнц, а за ним стоит в очереди действующий Чемпион Дакара Фирдаус Кабиров и Алексей Беркут с Владимиром Чагиным.
Вообще все спортсмены в команде Volkswagen  были очень приветливыми – фотографировались, улыбались давали интервью и автографы. Немного особняком выглядел Сайнс. Всегда строгий, сосредоточенный, что-то обсуждающий либо по телефону, либо со своим штурманом. 

Большая авария маленького Дакара.

Наш Ралли рейд относился к серии Дакар, это значит, что организация, трасса и логистика находились на достойном уровне. Не сказать, что на самом высоком – так как порой и роудбуки не били, из-за чего даже чемпионский Камаз Кадырова ни раз, и не два сбивался с пути. Кстати, из-за этого же сбились с маршрута и попали в серьезную аварию россияне на ярко-красной Митсубиси. Это был экипаж под боевым номером 137, команды Sun Hunters - Андрей Бирюков и Дмитрий Книга. Медицинский вертолет летел к ним 50 минут.

Семен Семеныч Якубов – один из руководителей гонки, прилетевший на вертолете, сказал, что они очень долго искали машину, так как спортсмены разбилась в стороне от трассы.  И с вертолета не все так хорошо видно, как думают многие. Но ведь машина стояла буквально в километре от гоночной прямой. Я это точно знаю, так как мы первые, кто оказался на месте трагедии после Алексея Беркута. И, наверное мы – единственные обладатели последних фотографий целой машины, пролетевшей мимо нас на трассе. Во всех словах и действиях Семен Семеныча была видна искренняя забота и гонщиках.

Беркут и его штурман Константин  Мещеряков, ехавшие в паре минут позади 137-го экипажа,  просто боковым зрением случайно увидели вдали клубок пыли и кувыркающуюся машину. Алексей наплевал на гонку, что, быть может, стоило ему призового места и помогал вытаскивать пилота из разбитой машины. Штурман – Дмитрий Книга, вылез из машины сам.

К счастью, это была первая и последняя серьезная авария этой гонки. Были еще перевороты и сходы, но не столь трагические.
Штурман сломал ключицу, его и пилота с подозрением на перелом таза увезли на самолете в Баку. Очень хочется верить  в то, что однажды мы этот экипаж еще увидим на трассе и у спортсменов не будет проблем со здоровьем.

Начинаем по порядку.

И так, 3 сентября мы проснулись в три часа ночи, чтобы ехать в аэропорт. Тогда еще даже не подозревая, что подъем в это время теперь станет привычным, спать мы будем по 2-3 часа в сутки – остальное время или ехать – или фотографировать. То есть покушать и попить порой получилось только раз в сутки – за ужином, быстро-быстро, чтобы успеть на пресс-коференцию или поговорить с пилотами.

В Казани было тепло, если не сказать, что жарко – около + 30. В Алма-Ате было всего + 10. На выезде на трассу нас развеселил указатель – направо –  деревня Большие Кабаны, налево - Малые Кабаны. И каких еще только удивительных и смешных названий мы не встречали за время нашего путешествия до границы России и Казахстана.

Казань мне очень понравилась – и новая часть – чистые улицы, широкие проспекты, река, озера, чистый воздух, доброжелательные люди. Казань мне чем-то неуловимо напомнила Берлин, только без Жигулей, которых очень много в Казани.  И старая татарская слобода в ней есть свое очарование – старые деревянные домики, старые мечети, узкие улочки… Большего впечатлил белоснежный Казанский Кремль, башня, с которой бросилась вниз и разбилась, чтобы не отдаваться Ивану Грозному последняя татарская царица и церковь, построенная Иваном Грозным в 15 каком-то году. Церковь была сначала деревянная, позже – каменная. В ней сохранилась прежизненая фреска Ивана Грозного. Там же находятся захоронения многочисленных потомков Чингизхана.

Один из наших казахстанских молодых экипажей - Владимир Горшенин и его штурман Дмитрий Коняев, которые  ехали до Казани своим ходом ( у остальных гонщиков машины ехали на автовозах) к вечеру 3 сентября уже были в закрытом парке возле отеля Ривьера, и что-то ремонтировали в своей спортивной машине.

В Volkswagen Touareg места очень мало, все наши вещи едут в огромном грузовике.
Немцы нам предоставили спальный инвентарь, сложенный в огромные черные мешки. Очень удобно транспортировать трупы, как мы пошутили вначале пути. На каждом мешке – колечки с бирочкой с именем журналиста. Такие бирочки в морге как раз обычно надевают трупикам на большой палец ноги.
Очень удобно – вот те труп – вот тебе бирочка, вот тебе мешочек.
Туареги были все в дугах безопасности,  Рекаровские ковши, пятиточечные ремни. Сейчас, пристегнутая обыкновенными ремнями я просто чувствую себя голой.