Скрытый талант

Ярослав Ом
Квадриллионы нулей и единиц, что мало значат для человека, но есть сама суть информации в пространстве Сети, были успешно доставлены в электронное облако базы данных виртуального кабинета. Максу, хозяину кабинета, предстояло, проанализировав их, найти скрытые закономерности, что ускользнули от внимания сторожевых систем Сети на основе  искусственного интеллекта. Подготовка к их визуализации заняла чуть больше получаса, и когда система была готова, в центре письменного стола, занимавшего большую часть кабинета, материализовался хрустальный шар, искрившийся холодным, синим светом электрического разряда. Заметив это, Макс взмахом руки откинул в сторону панель, где отображалась сводка новостей, и перевёл взгляд на пульсирующую сферу. С подобной формой визуализации он сталкивался впервые и, не зная как себя вести, просто всматривался в её глубину. Неожиданно, поверхность шара пошла рябью и в тот же миг, мир словно вывернулся наизнанку. Макс, словно муха в янтаре, оказался заточённым в хрустальной сфере, что бесконечно быстро неслась над бескрайним океаном информации, состоящем из мгновенных срезов всех потоков данных в Сети начиная с полночи текущего дня. Его взору предстали могучие течения и тёмные глыбы маршрутизаторов, что изменяли их путь, разбивая на мириады маленьких ручейков данных, ведущих к отдельным терминалам сети. Невероятное ощущение всеведения наполнило Макса. Он ощутил себя божеством, которому открыты все чаяния и тайны человечества. Он упивался невероятной мощью, что дарило ему чистое знание, что бурлящим потоком вливалось в его сознание. Полностью поглощенный своими переживаниями, Макс не сразу заметил, как внизу стало происходить нечто странное. И только тогда, когда радужная картина кибепространства была осквернена тёмным маслянистым пятном, что, появившись ниоткуда, в считанные мгновения распространилось на всём его протяжении, Макс вышел из состояния информационного экстаза, потрясённый столь немыслимым святотатством. Несколько минут он бездумно наблюдал за тем, как разноцветные созвездия малых сегментов сети гаснут одно за другим по мере распространения загадочного явления. И вот, когда, казалось бы, ничто уже не в силах было остановить эту плесень, пожирающую саму ткань Сети, произошло чудо – на её поверхности проступила пылающая алая сеть, что с каждым мгновением разгоралась всё ярче и, достигнув невыносимого накала, взорвалась яркими искрами сверхновой. А в следующее мгновение, ошалевшему от пережитого Максу, явилась неискажённая топология Сети, лишённая малейших признаков заражения. Взглянув на индикатор в правом верхнем углу поля зрения, он обнаружил, что прошло ровно одиннадцать минут. Вирус исчез, так же внезапно, как и появился. Ничто не говорило о том, что этот вирус кем-то контролировался – всё происходящее, выглядело так, будто подчинялось, исключительно, простейшей логике вирусной программы, но внутренний голос подсказывал ему, что кто-то всё же управлял всем процессом.

Из состояния оцепенения, Макса вырвал резкий сигнал вызова коммуникатора. Автоматически, не до конца “врубившись”, он ответил на вызов, даже не проверив кто его вызывает, о чём тут же и пожалел. Как и в предыдущий раз, на фронтальной панели его кабинета проступили неясные очертания вызывающего, а голос, делавший ему предложение час назад, изрёк:
- Наши сенсоры показывают, что ты уже ознакомился с полученными данными. Не хочешь поделиться своими соображениями?
Макс был слишком измотан пережитым шоком, чтобы размышлять над тактикой своего дальнейшего поведения. К тому же, судя по всему, скоро грядут большие перемены и ему, совсем не помешает могущественный покровитель, каким, очевидно, являлся его визави. Поэтому он решил не темнить и выложить всё на чистоту:
- Что-то подсказывает мне, что этот вирус не был написан студентом-недоучкой с единственной целью - увековечить своё имя. Всё говорит о том, что в сети появилась некая сила, которая, в конечном итоге, может взять всю систему под свой тотальный контроль. И ждать этого осталось недолго - это был пробный запуск, с целью протестировать управляемость вирусной системы.
- Ну что же, как я и предполагал, у тебя есть хватка. Будем считать, что ты прошёл предварительное тестирование, и мы приняли тебя в свою команду, – самоуверенно заявил тип на том конце линии.
- Что я могу тут ответить - ваша прямота не имеет границ. А моё мнение вас, случайно, не интересует? – поинтересовался Макс, пытаясь вложить в свой вопрос максимальный заряд сарказма.
- Честно говоря - нет. Как ты уже наверняка догадался, у тебя и выбора то, особого, нет. Поэтому давай покончим с этими пререканиями и перейдём непосредственно к делу, – спокойно ответил оппонент Макса, проигнорировав иронические интонации в его голосе.
- Что ж, раз вы так настаиваете, пусть будет по-вашему, - сдался Макс. – Давайте, выкладывайте, что там у вас!
- Для начала, я хотел бы представиться - меня зовут Люк. Конечно же, это не настоящее моё имя, но ты можешь использовать его для общения со мной. Я возглавляю организацию, которая зародилась на заре Интернета и, основной задачей которой, на то время, являлось обеспечение безопасности передачи военных и правительственных данных по Сети. Позже, с охватом Сетью всё больших аспектов повседневной жизни людей, сфера деятельности организации значительно расширилась. Но в двух словах, цели организации как тогда, так и сейчас, можно охарактеризовать одним словом - БЕЗОПАСНОСТЬ.
- Понятно, этакая сетевая полиция нравов, - съязвил Макс. По натуре он был анархистом и поэтому недолюбливал всевозможные контролирующие и силовые структуры.
- Можно назвать это и так – всё зависит от точки зрения. Ну да ладно, ближе к делу. Как ты наверняка знаешь, почти все сетевые устройства от суперкомпьютеров до интеллектуальных тостеров в настоящее время подключены к Сети и, как таковые, могут управляться удалённо. Были затрачены огромные финансовые ресурсы на формирование у простого обывателя представления о доме будущего, как о структуре, в которой все бытовые приборы интегрированы в Сеть и доступны из неё.
- Это что урок истории? – раздражённо спросил Макс, вклиниваясь в тираду Люка.
- Не перебивай, я рассказываю это только для того, чтобы набросать контуры проблемы, и чтобы в дальнейшем мы располагали одним набором понятий и не тратили понапрасну время. Поэтому заткнись и слушай! – отрезал Люк.
- Хорошо, – неохотно повиновался Макс.
- В начале третьего тысячелетия, ООН наконец-то удалось реализовать программу – “Каждому ребёнку по компьютеру”. И, во многом благодаря этой программе, теперь при достижении ребёнком трёхлетнего возраста ему выделяется персональный коммуникатор и уникальный сетевой адрес, что сохраняется за ним до самой смерти. Кроме того, со временем, уровень развития информационных технологий позволил создать полноценный виртуальный мир, в котором многие люди сегодня проводят большую часть своего времени, работая или развлекаясь. Подключение к этому виртуальному пространству в настоящее время возможно с помощью любого коммуникатора и поэтому, практически, любой житель Земли имеет доступ туда. В результате коммуникатор плюс виртуальный мир стали приобретать всё более значащую роль в жизни современного человека. И сейчас состояние дел таково, что если простого обывателя лишить доступа в сеть, он будет полностью подавлен и дезорганизован.
- Да, мрачноватая получается картинка, - заметил Макс.
- Точно подмечено, но большинство людей этого не замечают и даже не утруждают себя размышлениями над тем, что такая обычная, повседневная вещь как виртуальный мир может стать источником огромной опасности. Но так уж устроен мир, что люди живут простыми житейскими проблемами и не задумываются особо о том хрупком равновесии, что позволяет им так жить, до тех пор, пока оно не разлетится вдребезги.
- Не очень-то хочется думать о проблемах космического масштаба, когда борешься за выживание и нечего жрать, - вставил своё едкое замечание Макс.
Люк оставил ремарку Макса без ответа и неторопливо продолжил свой рассказ:
- Случилось так, что аналитики нашей организации пришли к выводу, что подобное глобальное проникновение Сети во все сферы жизнедеятельности человечества может стать источником глобальной катастрофы, задолго до того, как это стало очевидно многим. И мы организовали специальное подразделение для непрерывного мониторинга Сети и преждевременного выявления опасных аномалий.
- И вот, пару недель назад эта группа стала регистрировать подозрительную аномальную активность в отдалённых сегментах виртуального пространства. Мы пытались разобраться с природой этого явления самостоятельно, но так и смогли добиться каких-либо успехов. А сегодня ночью, как ты уже знаешь, была реализована самая масштабная вирусная атака в Сети со времен её зарождения. Это наглядно продемонстрировало то, что сбылись наши самые пессимистичные прогнозы, и в Сети появилась сила способная взять её под свой тотальный контроль и эта сила, к сожалению, – не мы. Наши эксперты до сих пор даже не выяснили источника заражения, хотя прошло уже больше двенадцати часов, и над этим работают лучшие умы.
- Ситуация сложилась, не позавидуешь, - согласился Макс. - Ну и при чём здесь я?
- Всему своё время, скоро я объясню тебе твою роль, – прервал его Люк и продолжил. - Под эгидой нескольких правительственных организаций, несколько десятилетий назад в системе начального образования была запущенна программа обязательного тестирования детей, с целью составления их психопрофилей, которые затем оседали в базах данных полиции и других специальных ведомств. Таким образом, была создана глобальная система контроля, основанная на психоиндексах. Согласно теории, позже успешно подтверждённой практикой, дети, чей психоиндекс значительно выделялся на фоне среднего, склонны к спонтанным актам антисоциального поведения, поэтому за ними ведётся скрытое наблюдение в течение всей их жизни. Как побочный результат этой программы, была также выявлена небольшая группа детей с аномально высокими способностями к усваиванию и обработке данных на бессознательном уровне. В то время не было найдено практического применения этой способности, и об этом попросту забыли. Теперь же, когда разразился этот кризис, кое-кто из наших аналитиков вспомнил об этом и предложил задействовать этих людей для анализа.
Тут Люк прервался на некоторое время видимо для того, чтобы ответить кому-то по другой линии. Это дало Максу некоторое время на размышления, и его роль во всём происходящем начала понемногу проясняться. Когда Люк вернулся, Макс заметил:
- Я ведь тоже обладаю подобным даром, что, судя по всему, и является основной причиной, по которой вы со мной связались. Но боюсь, что огорчу вас, я не умею контролировать это.
- Мы и не надеялись, что ты научился контролировать это. Но наши психоаналитики пришли к выводу, что если вырвать тебя из привычного окружения, повысив накал твоей жизни до предела, то тебе придется использовать этот дар просто для того, чтобы выжить. И поскольку на одной чаше весов благополучие и спокойствие всего человечества, а на другой твоё – можешь не сомневаться, мы приложим все усилия, чтобы помочь тебе самому научиться контролировать этот уникальный дар.
- Таким образом, мы намерены максимально использовать твои способности для разрешения текущего кризиса, - подытожил Люк, внимательно рассматривая Макса.
К этому времени, аватара Люка обрела форму бульдозероподобного, пожилого мужчины в строгом деловом костюме на фоне строгой безликости типичного офисного кабинета. Да и голос его, из синтезированного компьютером, трансформировался в насыщенный баритон.
- Что ж, похоже, что всё уже давно решено за меня. Ну и когда мы начнём? – обречено спросил Макс.
- А мы уже начали. И вообще, выше нос, если ты окажешь нам услугу, я в долгу не останусь. И можешь мне поверить, ты в накладе не останешься, – ответил Люк, подмигнув Максу.
Последняя фраза, немного подняла настроение Макса, и уже более жизнерадостно он спросил:
- Ну и что же мне делать дальше?
- Сегодня ты можешь отдыхать и “переваривать” информацию, а завтра я с тобой свяжусь. И, ещё одно, надеюсь, не стоит лишний раз напоминать, что весь наш сегодняшний разговор сугубо конфиденциальный.
С этими словами Люк отключился, проигнорировав принятые правила сетевого этикета.

- Весь наш разговор сугубо конфиденциальный! Напыщенный мудак, даже не попрощался! - выругался Макс и задумался над тем, как же ему жить дальше.
Через некоторое время, так ничего путного не придумав, он решил хорошенько напиться. К тому же он давно уже не виделся со своим старым другом Ником, который, обладая удивительным жизнелюбием и внутренней силой, всегда заражал его позитивным и простым отношением к жизни.
«Да, встреча с Ником, это как раз то, что мне сейчас надо», - размышлял Макс, набирая его номер.
Ник предстал перед Максом вживую, без предварительной цифровой обработки изображения.
- Ну и видок у тебя дружище! Ты, что маленько перебрал вчера? – пошутил Макс, разглядывая Ника, который выглядел так, будто попал под асфальтоукладочную машину.
- Да нет, у меня уже неделю во рту ни капли не было, - начал оправдываться Ник, что было совсем на него не похоже. Он всегда был уверен в себе, и было странно видеть его оправдывающимся.
- Слушай, что ты делаешь вечером? Хотелось бы с тобой встретиться – есть что обсудить.
- Да, у меня тут тоже кое-что случилось.
- Тогда давай сегодня вечером в восемь на нашем обычном месте.
- Принято.

Макс отключился от сети, снял троды и неосознанно стал растирать виски, где они крепились. Ощущение потери контроля над своей жизнью, захлестнуло его подобно океанскому прибою, наполнив мрачными предчувствиями.
«Давно я не видел Ника столь подавленным. А если попытаться вспомнить, то, пожалуй, и никогда. Интересно, чем же его так долбануло? Да, проблемы только начинаются...», - подумал Макс, глядя на медленно кружащиеся за окном снежинки.
Снег в этом году выпал раньше обычного.

>> продолжение следует...