Гранаты и роза

Владимир Деменин
 
- Люба, а где баба Лида? – спросила я, выходя из дома.
  Ответить Люба не могла – она отдыхала, расслаблялась, завершив свою работу. Пыталась выпустить дым кольцами, и это у неё неплохо получалось.

  Я подошла к столу, который час назад соорудил Николай. Ему советами помогала баба Лида – их соседка. Нина с Николаем купили недавно в деревне домик, а баба Лида присматривала за ним уже много лет, и знала, где лежат инструменты, доски и разные мелочи, которые понадобились Николаю, чтобы под большим клёном во дворе соорудить стол. Мы приехали десантом – десять взрослых и семь детей. Таким «кишлаком» мы в маленьком доме, ещё довоенной постройки, не поместимся. Я накрывала на стол. Детвора на речке, и четверо мужиков должны скоро прийти голодные. Баба Лида рассказала, что она на рыбалку ходит сама. А как про грибы и ягоды начала рассказывать, – мне и самой захотелось землянички.
- Люба, отвлекись! Я пойду за Ириной, а ты звони мужикам – пусть возвращаются с детьми! Девчонки в доме тоже всё сделали, болтают.
К нам подошёл радостный Николай:
- Девчонки! Банька через час будет! Попаримся!
- Ага!, с тобой вместе? – перестав баловаться, поинтересовалась Люба.
- Я – не против…
- Николай, ты мужиков уговорил в бане попариться, – вот и парьтесь!
  Николай вздохнул. Видя, что он начинает обижаться, Люба продолжила:
- Колька, я «заценила» – баня у тебя деревянная, отличная. Но я люблю ванную, и не «дуйся»! Лучше – будь другом – принеси водички из холодильника.
- Сейчас. – Николай пошёл в дом.

  А мне надо было идти в конец участка. Там, в одном из многочисленных сараев, наводила порядок Ира. Дорожка с годами заросла. Хоть мужики и скосили траву, а идти было боязно. Это всё Любка! Когда мы подошли к участку, увидала на нём кругом бурьян выше головы, – страсть! Заявила: «Детям сейчас там делать нечего – змея может укусить! Пусть идут на речку с мужиками. Кто умеет – траву покосите на дорожках. А мы в доме порядок наведем. И к ужину приходите – в дороге обедали.»
  Всё моё внимание было на дорожку, чтобы не наступить на змею. Но зайдя на середину участка, я остановилась от запаха разнотравья, который пьянил своими ароматами. Что я тут увидала: хотя не сильна в ботанике, но все-таки смогла определить серебристую полынь, чей горьковатый приторный привкус ощущался у меня даже во рту; всё было синё от цветущего цикория; виднелись красновато-жёлтые пятна зверобоя; и ещё много разных трав, которых я никогда не видела в Узбекистане. Пройдя ещё метра два, справа у дорожки, в густой траве я увидела кремовый цветок. Роза! Неужели?! От такой находки даже сердце учащенно забилось. Обожаю розы, а какой у них запах! Но в траву руками не полезла – подобрала ветку. Ею поколотила вокруг по земле, – если есть змея, то уползёт. Только после этого раздвинула траву. Красавица! Какая роза! Чем бы её срезать? В карманах джинсов я нашла щипчики для ногтей, и ими, можно сказать, перегрызла ствол розы. Чтобы не наколоть руку о шипы розы, аккуратно взяла и поднесла к лицу – какой аромат! Девчонкам покажу. Вот Нина будет рада, что такое чудо у неё растёт!
  Довольная своей находкой, я двинулась дальше. У забора стоял сарай, весь заросший бурьяном. Зашла в сарай – в нём темновато. Видно не очень, дверь открыла пошире. Картина нарисовалась такая: Ира стоит около колченогого стола и пытается выдвинуть ящик; дергает изо всех сил, а в ящике что-то гремит и перекатывается.
- Ира, смотри, – какое чудо я нашла на участке! – говорю я, показывая ей розу, и подхожу.
  Она перестает дёргать ящик, с наслаждением вдыхает ароматный запах розы, и говорит мне:
- Лен, положи розу на стол, помоги мне открыть ящик, – там что-то есть.
- Всё мечтаешь склад найти с ненужными вещами?
  Розу на стол я положила, – от Иры не отстанешь, я её с детства знаю. Вместе дёргаем ящик. С трудом он всё-таки поддался. А в нём ... – гранаты!, настоящие!, железные!, чуть ржавчиной покрыты ... Я просто обомлела, Ирка замерла около стола ... У меня – честное слово – от страха и ужаса волосы на голове встали дыбом. Вся жизнь в одну секунду промелькнула перед глазами, в голове одна мысль – «Вот она, смерть пришла!..» Я чего-то шепчу (голос от страха пропал), Ирку за руку хватаю и тащу с этого сарая, бегом бежим до дома. Я так бегала лет десять назад в институте, когда декан сказал:
- Займете хорошее место – сессию сдавать не будете!
  Девчата из дома выскочили. Баба Лида тоже здесь – баллон грибов нам принесла. Я – никак не могу отдышаться:
- Гранаты в столе в сарае, который возле забора! – смогла произнести наконец.
- Ой, Господи! Пойдёмте ко мне в дом, от греха подальше! Да в милицию позвоним. – велела баба Лида. Ирина медленно стала садиться на землю, Николай подхватил её…
  Нина в дом за аптечкой побежала, а баба Лида продолжила:
- Когда умерли родители... – Царство им небесное!, – Лизы, это у неё вы дом, Нина, купили...
  Она разливала по кружкам травяной чай, запах которого с паром подымался, заполняя все уголки комнаты. Одну кружку она подала Ирине, сидевшей на кровати, сказав ей:
- Попей, милая, потом приляжешь... Так вот, мы тогда с Лизой все закоулки проверили, всё ненужное сожгли, не было в столе тогда ничего. Не возьму я в толк, откуда они там появились?
Я пила травяной чай. Он горчил, руки ещё немного тряслись. Чай колебался в кружке и обжигал мне губы.
- Баба Лида, а Ангелы нас охраняют? – спросила я.
Баба Лида подошла к буфету. На одной его полке стояли две иконы. Одна была старая, деревянная. За много лет он высохла, её немного выгнуло; краска от этого треснула, и образовались две нитевидные вертикальные трещины, – одна слева, другая справа от лика Иисуса. Вторая икона была новая. На ней была изображена Мария с младенцем Иисусом. Рядом с иконами лежала Библия.

  Баба Лида взяла её, села рядом с нами за стол, и начала читать. Сначала прочла живые помощи псалом 90, потом молитву «Отче наш». Потом она читала ещё что-то, я не помню. Сидя на диване, я уснула.


  P. S. Девчонки потом рассказывали: И знаете, кто оказался сапером, который приехал нас спасать? Маленькая, худенькая женщина, с температурой 39 (она сама болела ангиной). Но узнала про наш случай, и приехала, а то бы ждали саперов, аж с Москвы! Гранаты оказались без запалов, времен Отечественной войны. Обстучали и обшарили нам весь двор и участок, но страшных находок больше не обнаружилось. Оказывается, в этих местах в войну шли страшные бои с немцами. Они рвались к Москве, а наши стояли насмерть. И вот, поисковые отряды находят страшные находки почти везде в лесу, и в большом количестве. А у нас оставили свою добычу «чёрные копатели». Видят – дом заброшен, сарай близко к лесу, – ну, и воспользовались случаем. Хорошо, что они вынули запалы, но почему не забрали свою страшную добычу – загадка. То ли забыли, то ли не успели, – хозяева продали дом. В общем, такой вот случай с нами был. Нельзя забывать о войне, нельзя забывать погибших. Память им вечная. … Да, ещё на участке Нины мы нашли ещё пять кустов роз… Гранаты взорвали, – а розы вечны…
Елена К.