Игра дело серьезное

Борис Канзберг
Компьютерные игры долго и стабильно удерживают первое место в рейтинге продаж программного обеспечения. Среди них заметное предпочтение отдается играм, которые принято называть "виртуальная реальность". О компьютерной зависимости сегодня не говорит только немой. Оценивая масштабы явления, мы невольно задаем себе вопрос: что играет главную роль в жизни человека: реальная жизнь или ее виртуальный суррогат?

Компьютерная игра - не просто форма времяпрепровождения, она глубинно переплетается с жизнью, становится законодателем и первопричиной реальности, внося свой простой и понятный порядок в угрожающий хаос мира. Естественный ход жизненных событий все более уступает место нахождению новых смыслов и впечатлений от звуковых эффектов и трехмерной графики. В результате сфера интересов человека перемещается туда, где накопление виртуальных переживаний явно превосходит по вариантности и колориту унылую рутину повседневности.

Триумф "игрушечной" действительности пьянит сознание и лишает его иммунитета против вторжения депрессивного и деструктивного начала, превращая человека в функцию пассивного воспроизведения алгоритма игры. Параллельно с этим понятия "можно-нельзя", "хорошо-плохо" становятся карикатурными анахронизмами. Это порождает тревожный и негативный синдром, когда жизнь других людей в виртуальном пространстве превращается в эквивалент очередного "бонуса" или количества набранных очков.

Вместе с тем, в среде заядлых геймеров мы наблюдаем интересный и на первый взгляд необъяснимый эффект: появление сетевых клубов и сообществ, а в последнее время целых социальных сетей, объединяющих в реальном времени как самих геймеров, так ипросто людей, имеющих привычку проводить свободное (и несвободное) время у компьютера.

Уходя от реальности в виртуальное измерение, человек привносит туда свое стремление к общению с себе подобными, которое сублимируется в сетевых тусовках, где люди находят прибежище от одиночества и депрессии. По сути дела, сначала на подсознательном, а потом на сознательном уровне приходит понимание того, что общение и взаимодействие есть способ самореализации и проявление созидательного начала.

Другими словами, человеку нужен человек, а не аватар или сетевой ник. Ведь переход из реальной бытийной реальности в виртуальную не избавляет человека от необходимости наполнения смыслом среды своего обитания. С другой стороны, обессмысливание реальной жизни заставляет искать предмет смысла вне рамок повседневности и уходить в иную явь, где законы жизни и общественного взаимодействия вновь заявляют о своих правах.

Ответ на вопрос о смысле существования уместен во всех сферах человеческой деятельности. Так или иначе, он подводит нас к поиску формулы взаимодействия между людьми. Так что, даже в мире виртуальной реальности люди начинают поворачиваться друг к другу лицом.